Бизнес

«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях

«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях

В начале июня в Екатеринбурге прошла выставка-конференция «ШАТЕ-М Форум-2022», посвященная проблемам и перспективам отрасли автозапчастей, компонентов и сервисного обслуживания. В ее рамках работали выставочная экспозиция и дискуссионные площадки с представителями брендов запчастей, выступали эксперты автобизнеса. Главное из выступлений спикеров — в материале «Движка».

 

В роли модератора пленарной дискуссии выступил представитель «ШАТЕ-М Плюс» Сергей Сахаров, он же открыл серию экспертных докладов, рассказав о том, что происходит в данный момент на российском рынке автозапчастей и компонентов.

Российский парк зарегистрированных легковых автомобилей по состоянию на январь 2022 года — это 45,5 млн единиц (по данным «Автостата»). При этом, опять же на январь 2022-го, средний возраст иномарки — без малого 12 с половиной лет. Насколько серьезно пополнится российский автопарк в этом году? Как отметил С. Сахаров, ссылаясь на данные Automotive Research Group, оптимистичный прогноз предполагает реализацию на нашем рынке 510 тыс. новых машин (это практически в три раза меньше, чем в прежние годы), базовый — 453 тыс. единиц; если же все пойдет по негативному сценарию, в нашей стране будет продано не более 394 тыс. новых машин.

«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях

Падение продаж на первичном рынке неизбежно потянет за собой и «вторичку»: по прогнозам специалистов, объемы реализации в сегменте автомобилей с пробегом в 2022 году могут сократиться на треть. При этом средние пробеги до марта этого года оставались на уровне 15 тыс. км в год и в последнее время не сокращались, что, по словам С. Сахарова, дает надежду на то, что будут востребованы как запчасти, так и услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей. Данные «СберАналитики», по его словам, свидетельствуют о том, что после начала спецоперации в Украине на фоне общего спада потребительской активности в России выросли продажи запчастей.

Сами потребители, судя по опросам, проведенным, в частности, сервисом «Авито Авто», в большинстве своем ожидают дальнейшего роста цен на запчасти. Кроме того, подавляющее большинство опрошенных заявляет о том, что собирается сокращать расходы на сервисные услуги (в частности, рассчитывают найти «СТО попроще»). Примерно 60% российских автовладельцев ожидают дефицита запчастей, однако закупиться впрок необходимыми расходниками в марте-апреле решили всего 17% автомобилистов.

«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях

Ситуацию с ценами на запчасти в настоящее время директор компании «ШАТЕ-М Плюс» Александр Ветров назвал острой. «Источниками ценообразования» на рынке, по его словам, являются сейчас крупные дистрибьюторы. В конце февраля — начале марта, когда началось резкое ослабление рубля, основные игроки рынка оперативно и почти синхронно переписали прайс-листы, и часть брендов так и осталась на том сверхвысоком уровне цен. По мнению эксперта, это произошло, потому что дистрибьюторы впервые оказались в ситуации, подобной нынешней. Как бороться с колебаниями курса в момент чисто экономического кризиса, основные игроки рынка знают хорошо: сценарии на этот случай у всех разработаны. В текущей же ситуации все осложнилось тем, что большинство поставщиков резко объявило о прекращении поставок.

По поводу же их возможного возобновления, по словам А. Ветрова, сегодня наблюдается «информационный вакуум» даже у крупных дистрибьюторов. В большинстве представительств западных компаний — производителей запчастей говорят, что пока поставок не будет, а что будет дальше, станет известно в августе-сентябре, рассказал эксперт. Для потребителей это означает, что ситуация с высокими ценами на запчасти премиальных брендов пока сохранится.

На этом фоне, по словам А. Ветрова, корейские компании не только не прекращали поставки, но и нарастили их объемы и расширили товарные группы, в которых они хотят выступать. Наращивать долю рынка, по мнению эксперта, будут также собственные бренды, создаваемые компаниями-дистрибьюторами, поскольку производство таких запчастей локализовано в основном в Китае, откуда товары продолжают поступать. В целом, как отметил А. Ветров, все, что производится в Азии, доставляется в РФ в увеличенных объемах, а цены на подобную продукцию скорректировались и стабилизировались после мартовского скачка, чему поспособствовало как укрепление рубля, так и сохранение цепочек поставок. Это, по словам эксперта, может служить определенным маркером: если цены на запчасти того или иного бренда начали снижаться, значит, эти детали стали завозить в Россию.

«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях

О перспективах сегмента оригинальных запчастей в нынешних условиях рассказал руководитель отдела оригинальных запчастей «ШАТЕ-М Плюс» Алексей Симкович. По его словам, оригинал оказался более «тренированным» с точки зрения параллельного импорта. Из-за того, что в страну давно уже шел немалый «параллельный» поток деталей в связи с проблемами в сфере защиты интеллектуальной собственности, сейчас ситуация с оригиналом оказалась проще. С другой стороны, учитывая нынешний груз санкций, введенных в отношении России, закупать запчасти напрямую из прежних источников никто не может. В итоге удлинились как финансовые цепочки, так и логистическое плечо.

Запасные части, по словам эксперта, в нашу страну сейчас едут, но едут они с учетом того спроса, который был до нынешней ситуации, и он, скорее всего, не будет соответствовать тем потребностям рынка, которые есть сейчас. Сегодня же, по мнению А. Симковича, будет происходить перераспределение запросов потребителей. Те оригинальные детали, которые люди готовы были покупать раньше, по прежним ценам, сейчас они приобретать, скорее всего, не смогут. При этом в данном сегменте есть огромный пул товаров, которые не имеют аналогов среди «неоригинала» и которые хочешь не хочешь, а купишь за любые деньги. Наибольший спрос в сегменте оригинальных запчастей естественным образом будет формироваться именно на эти детали.

В наибольшем выигрыше здесь, по мнению эксперта, окажутся владельцы автомобилей брендов, входящих в альянс Stellantis. Концерн продолжает официально поставлять и отгружать оригинальные запчасти на российский рынок, кроме того, на них, по словам А. Симковича, сформировались вполне приемлемые цены. Однако парк таких автомобилей у нас невелик, так что выгоду в подобной ситуации получит лишь небольшое количество автовладельцев.

«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях«ШАТЕ-М Форум-2022»: рынок запчастей и компонентов в новых условиях

Продолжает осуществлять поставки также итальянская компания Cofle, специализирующаяся на автомобильных тросах. По словам регионального представителя бренда Юрия Мармалюкова, продолжать работу компании позволяет тот факт, что она располагает производственными мощностями в Турции, откуда и осуществляются поставки. Тем не менее общие трудности коснулись и Cofle, в частности, бренд испытывает проблемы с логистикой: на границе с Турцией сейчас выстраиваются многокилометровые очереди из фур. Так что цены растут и на ту продукцию, что продолжает отгружаться в Россию, по независящим от производителя причинам, отметил Ю. Мармалюков.

Как рассказал генеральный директор Meiji Sangyo Company в России Иван Гребенщиков, моторные масла Profix, которые поставляются из Японии, приходят к нам с перебоями из-за трудностей не только с логистикой, но с производственным циклом. Проблем с базовыми маслами в целом нет, а вот что касается присадок, то тут наблюдается дефицит — и не только в Японии, но и в других странах. И в ближайшее время этот вопрос вряд ли решится.

Компания Carberry GmbH, по словам ее генерального директора Эдуарда Дигеля, в сегодняшней ситуации продолжает стабильно поставлять запчасти на российской рынок, как и целый ряд компаний и брендов так называемого «среднего звена» из Южной Европы (в частности, испанских и итальянских). Связано это с тем, что у Carberry есть ряд производственных площадок в Юго-Восточной Азии, откуда поставки осуществляются без проблем.

В начале марта, как рассказал Э. Дигель, сложности в доставке деталей все же возникали, но компания смогла «отойти от первоначального шока» и продолжить работу. В частности, по словам гендиректора Carberry, в начале весны были сложности с движением денежных средств, а также логистические проблемы, однако по истечении первых двух недель с момента начала известных геополитических событий первые контейнеры начали приходить на территорию Таможенного союза; в апреле прошла даже поставка товара из Европы.

В Carberry рассчитывают, что ситуация со стабильными поставками на российский рынок сохранится и компания сможет продолжить работу. «Если не будет ухудшения в плане санкционного давления или изменения геополитической обстановки», — уточнил Э. Дигель.

Что же касается цен на запчасти, то у Carberry они уже начали корректироваться по сравнению с мартовским скачком, хотя и не откатились пока до уровня начала-середины февраля. По мнению Эдуарда Дигеля, опустить цены до такой степени вряд ли возможно, поскольку затраты поставщиков серьезно возросли. В частности, продолжает увеличиваться стоимость логистических услуг.

 

Каков итог?

По итогам выступлений экспертов на прошедшем «ШАТЕ-М Форуме» можно сделать вывод о том, что игроки российского рынка запчастей смотрят на его ближайшие перспективы со сдержанным оптимизмом. Судя по всему, поставщики смогли адаптироваться к перебоям в логистике и трудностям с движением финансов. Тотального дефицита участники отрасли не ждут, а цены на большинство самых ходовых товаров могут даже продолжить снижение, хотя вряд ли опустятся на докризисный уровень. В общем, если не будет дальнейшей эскалации геополитического и санкционного противостояния, можно будет говорить о том, что текущую ситуацию российский рынок запчастей пережил.

Фото: журнал «Движок»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2309

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки