Компоненты
«Подтяжка лица» и новый мотор. Что нового в обновленной Lada Niva Travel?
В середине июня АвтоВАЗ провел в столице технический семинар, в рамках которого показал обновленную версию Lada Niva Travel и раскрыл технические характеристики и детали конструкции нового двигателя для популярного внедорожника. Обозреватель «Движка» побывал на мероприятии и выяснил, чем обновленная Niva Travel отличается от «дореформенной» модели — как внешне, так и с точки зрения технической начинки. Все подробности — в нашем материале.

Пьем воду с лица
Опознать обновленную Niva Travel проще всего при взгляде анфас: автомобиль получил переработанную переднюю часть. Внедорожник щеголяет теперь полностью светодиодной оптикой, которая, как заявляет производитель, не только придала ему более современный внешний вид, но и обеспечила лучшую освещенность дороги.
Для новой «Нивы Трэвел» были разработаны также новые бампер и радиаторная решетка. Эти детали тоже отвечают не только за стиль: за счет них повысилась эффективность охлаждения двигателя. В частности, решетка имеет теперь специальные направляющие воздушных потоков и увеличенное проходное сечение. Как отмечают специалисты АвтоВАЗа, это особенно важно при эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья.
К слову, обновленная Niva Travel уже прошла полный цикл заводских испытаний: тесты на специальных стендах, проверки на полигонах, а также дорожные испытания в различных климатических условиях.
Что нового в матчасти?
Большинству владельцев Niva Travel (да и обычной Niva Legend) хорошо известны две давние проблемы этих автомобилей: во‑первых, на шоссе и бездорожье автомобилю не хватает двигателя, а во‑вторых, у «Нивы» не самая удачная конструкция передних тормозов — за довольно короткий период эксплуатации заклинивает передние тормозные цилиндры. Судя по всему, в Тольятти наконец-то услышали жалобы автовладельцев: обновленная Niva Travel получила и новый 8-клапанный двигатель объемом 1,8 литра (90 л. с., 153 Нм) и новые передние тормоза.
Новый двигатель — своеобразный «гибрид» уже известных моторов 1.8 EVO и 11182
Скептик, взглянув мельком на показатель мощности нового двигателя, может сказать, что ничего, мол, не изменилось: всего-то семь сил добавили. С выводами, однако, спешить не стоит: самые важные изменения произошли в тяговых характеристиках мотора. На холостых оборотах крутящий момент нового двигателя равен моменту, развиваемому прежним мотором при 2200 об/мин. Максимальный же крутящий момент превышает отметку 150 Нм и достигается в диапазоне от 2700 до 4000 об/мин.
Это весьма благотворно повлияло на эластичность двигателя: время разгона с места до 100 км/ч по сравнению с прежней версией автомобиля сократилось на три секунды, кроме того, обновленный внедорожник стал быстрее разгоняться с 80 до 120 км/ч. При движении по шоссе это позволит быстрее (и безопаснее!) выполнять обгоны.
На днище каждого из поршней сделаны специальные насечки во избежание касания клапанов при обрыве ремня ГРМ
Что представляет собой новый двигатель? Тут все относительно просто: блок цилиндров мотора взят от уже известного по «Весте» 1.8 EVO, а головка блока цилиндров — от двигателя 11182. Изменилась конструкция кулачков распределительного вала для улучшения наполнения цилиндров, но при этом гидрокомпенсаторами клапаны не обзавелись — регламент производителя требует выполнять регулировку после 90 тыс. км пробега.
Привод ГРМ достался обновленной «Ниве Трэвел» от 8-клапанной «Гранты» — теперь это ремень 113RU17 с регламентом замены каждые 60 тыс. км. На поршнях сделаны специальные проточки во избежание касания клапанов при обрыве ремня, а на защитном кожухе ГРМ появился дополнительный уплотнитель во избежание попадания внутрь него грязи. Для уверенного забора масла при движении по бездорожью переделаны масляный картер и маслозаборник — теперь масло собирается в новый, более глубокий масляный поддон.
Радиаторная решетка нового дизайна не только улучшила внешний вид автомобиля, но и повысила эффективность охлаждения двигателя
В системе термоменеджмента логично было бы использовать термостат, который устанавливается на автомобили семейств Vesta и Granta, однако место установки термостата развернуто к перегородке моторного отсека — из-за этого инженерам АвтоВАЗа пришлось ставить угловой патрубок и разрабатывать новый термостат, который крепится к блоку двигателя в передней части. Изменились и трубы системы охлаждения, что, как заявляет производитель, должно улучшить охлаждение двигателя и систему отопления салона автомобиля.
Владельцы тольяттинских внедорожников хорошо знают, что, несмотря на внушительных размеров радиатор и пару производительных вентиляторов, двигатель «Нивы» склонен к перегреву, а вентиляторы включаются часто, особенно в летнее время. На профильных форумах уже давно описано, как улучшить систему охлаждения путем установки дополнительных направляющих потока, — мои хорошие знакомые, которые последовали этому совету, действительно заметили явное улучшение эффективности охлаждения мотора. Завод, судя по всему, прислушался и к этим обращениям: помимо новых термостата и патрубков системы охлаждения, обновленная Niva Travel получила новую решетку радиатора большего проходного сечения и штатные направляющие потока — эффективность охлаждения мотора должна стать гораздо выше.
Вместе с новым двигателем Niva Travel получила модернизированную коробку передач и усиленное сцепление
Установка более «моментного» двигателя повлекла за собой и внесение изменений в конструкцию трансмиссии: на обновленном автомобиле установлено усиленное сцепление с новым маховиком, в коробке переключения передач усилены блоки шестерен заднего хода и пятой передачи (так как с новым двигателем время движения на пятой передаче возрастет). В заднем мосту для повышения надежности установлены кованые шестерни дифференциала, а также увеличено количество шлицов с 22 до 24 на полуосевых шестернях и полуосях.
Ряд изменений произошел также в подвеске. На месте переднего стабилизатора поперечной устойчивости теперь установлена поперечина переднего моста, сам же стабилизатор стоит перед мостом; в подвеске появились также стойки стабилизатора (в просторечье — «косточки»). Кроме того, тольяттинские спецы изменили жесткость пружин и перенастроили амортизаторы.
В подвеске «Нивы Трэвел» появились стойки стабилизатора (так называемые «косточки»), а также иные пружины и амортизаторы
Одним из главных нововведений стали, конечно же, улучшенные передние тормоза с вентилируемыми дисками (похожими на те, что ставятся на Niva Sport) и суппортами от Lada Vesta. Задние тормоза остались без изменений. Передний ступичный подшипник стал двухрядным шариковым — изначально подобную деталь начали ставить на Niva Urban.
В заключение — о некоторых особенностях оснащения обновленной «Нивы Трэвел». Рестайлинговый автомобиль получил 17-дюймовые колеса. Это, с одной стороны, улучшит управляемость машины, с другой — стоимость комплекта шин для внедорожника станет существенно выше. Светодиодные фары войдут в список опций — доплатить за них придется около 50 тыс. рублей.
Каков итог?
Жмем руку каждому из тольяттинских инженеров, вносивших описанные выше изменения в конструкцию Niva Travel! В поставленных им условиях — с минимальными вложениями и минимальным изменением цены автомобиля, с использованием проверенных санкционно-устойчивых комплектующих — они умудрились решить целый ряд задач, направленных на избавление автомобиля от его фамильных «болячек». К слову, сейчас проводится адаптация нового двигателя для Niva Legend — в ближайшее время, таким образом, автомобили Lada окончательно избавятся от старого, хотя и доработанного, цепного двигателя, известного отечественным автомобилистам еще по первым «Жигулям».
Серийное производство новой версии Lada Niva Travel начнется в четвертом квартале нынешнего года, а к концу года автомобиль появится в продаже — тогда мы и узнаем, насколько лучше стал ехать обновленный внедорожник.
Фото: пресс-служба АвтоВАЗа




























