Бизнес

Татьяна Рубель, «Маяк»: «Обещанного оживления рынка мы пока не заметили»
Как развиваются сегодня сегменты автоэлектрики и автосвета российского рынка запчастей? Продолжается ли охлаждение рынка или есть признаки перехода к восстановительному росту? Как на фоне текущих тенденций меняется поведение покупателей? Как игроки рынка запчастей оценивают результаты сотрудничества с автоспортивными командами и стал ли автоспорт в России индустрией, вложения в которую могут принести значимую отдачу? Об этом и многом другом «Движку» рассказала коммерческий директор бренда «Маяк» Татьяна Рубель.
Татьяна, какие новинки выведет на рынок бренд «Маяк» в нынешнем году к «высокому сезону», который начинается в сегменте автоэлектрики в конце лета — начале осени?
— Главными нашими новинками на рынке автоэлектрики, которые мы хотим полноценно представить на выставке «ИнтерАвтоМеханика — 2025» в Москве в «Крокус Экспо», станут свечи и катушки зажигания. Выбор именно этих, новых для нас, товаров объясняется прежде всего их существенным влиянием на безопасную эксплуатацию автомобиля. Развиваясь в этом направлении, мы стараемся увеличивать наш вклад в безопасность дорожного движения. Вся наша новая продукция прошла испытания в самых экстремальных условиях.
Во второй половине прошлого года и начале нынешнего многие игроки российского рынка автозапчастей стали говорить о том, что рынок вступил в фазу охлаждения. Какова сегодня ситуация в сегменте автоэлектрики и автосвета? И наблюдаются ли признаки возможного изменения тренда и перехода к восстановительному росту?
— Мы пока не заметили обещанного рядом экспертов оживления рынка, которое должно было начаться в июле за счет отложенного спроса. Тем не менее признаки возможного изменения тренда отчасти наблюдаются, и мы надеемся, что рынок начнет восстанавливаться. На это могут положительно повлиять в первую очередь такие факторы, как снижение стоимости кредитов и ослабление санкций в банковской сфере, что даст рынку возможность вздохнуть свободнее. Хотя до конца нынешнего года делать любые прогнозы очень сложно, поскольку причины, оказывающие влияние на рост или охлаждение рынка, носят в основном не экономический характер. Они находятся в области геополитических, климатических и эпидемиологических рисков.
Как на фоне текущего охлаждения рынка запчастей изменилось поведение покупателей? Наблюдается ли смещение спроса в сторону сегмента лоукост, как это часто бывало в прежние кризисные годы?
— Конечно, поведение покупателей на рынке изменилось, и интерес к товарам, предлагаемым по низким ценам, наблюдается. Но произошло все совсем не так, как было прежде. В текущем развитии событий свою деструктивную роль сыграло появление значительного количества продукции, которая выглядит как товар известных западных и японских брендов. В большинстве случаев непрофессионалу довольно сложно сразу разобраться, что есть что. Все это продается очень дешево и имеет соответствующее качество. При этом покупатели вводятся в заблуждение не только относительно производителя товара, но также его технических характеристик и потребительских свойств.
Если мы говорим об автомобильных лампах, то маркировка E1 или E4 на такой продукции непонятного происхождения вряд ли подтверждается настоящими сертификатами. Иными словами, использовать такие лампы опасно. Одновременно страдают честные производители, так как доверие покупателей подорвано, и бытует мнение, что если неизвестно, что именно скрывается под упаковкой, то лучше уж приобрести товар по низкой цене, чем по высокой.
Бренд «Маяк» активно поддерживает автоспортивные команды. Как в руководстве бренда оценивают итоги этого сотрудничества? И можно ли говорить, что автоспорт в России постепенно превращается в полноценную индустрию и от спонсорства в этой сфере можно получить как коммерческую, так и маркетинговую отдачу?
— С 2022 года в России выступает автоспортивная команда «Маяк», которая участвовала и побеждала во многих соревнованиях по ралли-рейдам. Наиболее значимым достижением команды стала бронза на ралли «Шелковый путь — 2023» в зачете «Гранд тур». В прошлом году бренд «Маяк» выступил партнером этапа чемпионата России по ралли рейдам — бахи «Холмы России». Если оценивать итоги такого сотрудничества в плане охвата аудитории и улучшения продаж, то дать точные цифры очень сложно. В конце прошлого года началось охлаждение рынка, а для достоверности подобных оценок очень важна стабильность ситуации на рынке. Руководство бренда измеряет результаты нашего присутствия в автоспорте другими критериями. Считаю важным, что мы научились у спортсменов воле к победе, преданности своему делу и тому, что успех — это не линия финиша, а движение вперед.
В нашей стране есть известные во всем мире автогонщики и команды, но массовая поддержка и развитие индустрии автоспорта сегодня под угрозой. Те предприятия, которые могли бы оказывать поддержку автоспорту, вынуждены бороться за свое выживание. Слово «спонсор» мы считаем устаревшим и предпочитаем использовать слово «партнер». Мы не прекращаем своих усилий в поддержке всего, что может объединить людей и принести пользу обществу и автоспорту.
В начале февраля этого года «Маяк» объявил о запуске акции «За безопасность дорожного движения». Главный ее посыл заключается в том, что безопасность на дороге во многом зависит от взаимной вежливости и уважения участников движения. Речь идет не только об уважительном поведении за рулем, но и об ответственности за исправность и состояние своего транспортного средства. «Маяк» вносит свой вклад в эту миссию, предлагая качественные лампы по доступным ценам. Использование таких ламп снижает риск ослепления встречных водителей, обеспечивает правильное освещение дороги и снижает риск возникновения усталости, что особенно важно для предотвращения ДТП в условиях плохой видимости.
Особую роль здесь играет участие профессиональных автогонщиков, которые своим примером задают стандарты достойного поведения в спорте, на дороге и в жизни. Сотрудничество команды «ГАЗ Рейд Спорт» и бренда «Маяк» также направлено на популяризацию автоспорта и отечественных автомобилей. Мы поздравляем команду с заслуженной бронзой в ралли «Шелковый путь — 2025» и рады, что причастны к этому достижению!
Фото: журнал «Движок», пресс-служба бренда «Маяк»