Компоненты

Рынок запчастей и санкции: что происходит в сегменте деталей тормозной системы

Рынок запчастей и санкции: что происходит в сегменте деталей тормозной системы

Российский рынок автозапчастей и компонентов за полгода с начала весны до начала осени изменился радикально: прежние лидеры (бренды с мировыми именами) ушли из России или объявили о приостановке деятельности в нашей стране «до последующего уведомления», в целом ряде сегментов рынка возникла острая нехватка деталей, а цены взлетали порой до заоблачных высот. Какова сегодня ситуация в сегменте деталей тормозной системы? Стабилизировались ли цены и наблюдается ли дефицит? Об этом и многом другом «Движок» поговорил с представителями крупных компаний – дистрибьюторов автозапчастей.

Дефицит и уход брендов

За прошедшие полгода отгрузки на российский рынок приостановили большинство работавших на нем европейских производителей, включая такие известные бренды, как Brembo, Bosch, TRW, констатировал руководитель отдела развития продуктовых направлений компании «Армтек» Владимир Кононович. Аналогичная ситуация сложилась с оригинальными запчастями для моделей ушедших из РФ автомобильных брендов. При этом южнокорейские автопроизводители, а также бренды, работающие на Aftermarket, продолжают свои поставки в полном объеме, отметил эксперт.

В случае с премиальными брендами (прежде всего – Brembo и TRW) проблема заключается в том, что до нынешнего кризиса они занимали весьма внушительную долю рынка в сегменте деталей тормозной системы, отметил глава департамента закупок компании «Москворечье Трейдинг» Дмитрий Стрижов.

Рынок запчастей и санкции: что происходит в сегменте деталей тормозной системы

В портфеле компании, по его словам, Brembo и TRW занимали раньше второе и третье места по продажам в сегменте тормозных систем. При этом эксперт уточняет, что официально о полном уходе из России объявил только один производитель запчастей – NGK.

Большинство компаний находится в режиме «приостановки работы»: отгрузки продукции в РФ они не осуществляют, но продолжают заниматься информационной поддержкой и гарантийной политикой.

Исполнительный директор компании «Амтел» Елена Степанова добавляет к списку мировых производителей деталей тормозной системы, приостановивших отгрузки в Россию, ATE и Textar. И отмечает, что на лидирующие позиции в этом сегменте, ввиду доступных цен и наличия товара на складах, стали выходить детали собственных торговых марок крупных дистрибьюторов.

По ее словам, за последние несколько лет они существенно нарастили качество, оставаясь при этом в низком ценовом сегменте. Достаточную популярность завоевали, в частности, такие бренды, как Lynx, Metaco, Patron.

Рост популярности собственного бренда – Miles – отмечают также в компании «Москворечье Трейдинг». «Мы видим весьма существенный рост продаж по сравнению с 2021 годом: в денежном выражении – в 2,5 раза, в штуках – примерно 35%», – сообщил «Движку» Д. Стрижов. Более чем уверенный рост показывает сейчас бренд Stellox, отмечает В. Кононович из «Армтек».

Что же касается зарубежных брендов из числа тех, что не останавливали работу в России, то и с поставками их запчастей нормальной ситуацию назвать нельзя. «Их производственные мощности и логистические возможности, а также сама система планирования заказов не были готовы к тому, что большая доля рынка может освободиться и возникнет такой ажиотажный спрос, как сейчас»,– отметил Дмитрий Стрижов.

Премиум или эконом: где ситуация хуже?

В ответ на вопрос о том, для каких автомобилей найти сегодня детали тормозной системы сложнее всего, наши эксперты назвали в первую очередь машины премиальных марок. При этом каждый из них обратил внимание на разные нюансы.

Так, В. Кононович из «Армтек» отметил, что по многим ушедшим премиальным европейским брендам запчастей (как оригинальных, так и для Aftermarket) еще остались прежние складские запасы – вопрос лишь в доступности цен для конечного потребителя. «Так что здесь стоит говорить прежде всего о предпочтениях потребителя и бюджете, которым он располагает», – заявил эксперт.

Наибольшие сложности с приобретением запчастей сейчас испытывают владельцы достаточно свежих немецких и японских автомобилей премиум-класса, отмечает Е. Степанова из «Амтел». «Ни для кого не секрет, что в „досанкционные“ времена владельцы таких автомобилей предпочитали устанавливать оригинальные автозапчасти. Сейчас, при (надеюсь) временном дефиците оригинала, спрос превышает предложение. Думаю, что ситуация со временем наладится, но непростой нервный период у владельцев этих автомобилей надолго останется в памяти», – отметила Е. Степанова.

Рынок запчастей и санкции: что происходит в сегменте деталей тормозной системы

Дмитрий Стрижов из «Москворечья Трейдинг» среди марок автомобилей, детали для которых сейчас в наибольшем дефиците, называет прежде всего BMW, Mercedes-Benz, бренды Volkswagen Group (включая Porsche), Land Rover и Range Rover. «Особенно это касается машин, выпущенных после 2015–2016 годов. Автомобили эти – относительно свежие, и их владельцы в свое время были главными потребителями оригинальной продукции, а также товаров премиальных брендов: ATE, Brembo или TRW», – констатировал Д. Стрижов. Этот сегмент, по его словам, оказался сегодня одним из самых проблемных. «Купить запчасти на такие машины сейчас наиболее проблематично. По оригиналу стабильных поставок нет, в премиальном сегменте предложение ограничено остатками дистрибьюторов, а поставщики, работающие в среднем и бюджетном ценовых сегментах, в большинстве своем либо не имеют в своей производственной программе товарных позиций для подобного рода автомобилей, либо объемы производства незначительны», – предупреждает эксперт.

Исполнительный директор «Амтел», в свою очередь, назвала «Движку» еще один сегмент рынка деталей тормозной системы, где сегодня наблюдаются сложности: речь идет о секторе запчастей для автомобилей китайских марок. Ситуация там осложняется, помимо всего прочего, особенностями подбора деталей, а также тем, что многие поставщики оказались не готовы к резкому росту спроса. «Зачастую на данные автомобили можно найти только оригинальные запчасти, которые, однако, имеются на складах далеко не всех оптовых компаний», – рассказала Е. Степанова.

Проще всего сейчас купить детали тормозной системы для автомобилей массового сегмента (наподобие Hyundai Solaris и Creta, Renault Logan, Ford Focus и т. д.), отметил Д. Стрижов из «Москворечья»: продукция эта широко представлена в товарных матрицах поставщиков как среднего ценового сегмента, так и в предложениях бюджетных производителей. С логистикой же на азиатском направлении, по словам эксперта, глобальных проблем сейчас нет: и из Китая, и из Кореи поставки осуществляются в разумные сроки.

Цены и спрос: движение в сегмент «лоукост»?

Во время предыдущих кризисов в экономике в целом и на рынке запчастей в частности многие эксперты и игроки рынка отмечали, что российские покупатели в эпоху «турбулентности» проявляют, как правило, повышенный интерес к деталям сегмента «лоукост». Проще говоря, чем хуже ситуация в экономике, тем выше спрос на самые доступные по цене запчасти. Наблюдается ли подобная тенденция сейчас в сегменте деталей тормозной системы?

По словам Владимира Кононовича из «Армтек», значительных изменений в предпочтениях покупателей по отношению разным к ценовым сегментам сегодня не наблюдается, поскольку в большей степени всё зависит от автопарка, который за текущий год серьезных изменений не претерпел. «В силу роста цен и усложнения экономической ситуации конечный потребитель всё чаще рационально подходит к выбору и может отказаться от раскрученного премиального бренда в пользу менее известного, но со схожими характеристиками», – заявил эксперт.

По мнению Елены Степановой из «Амтел», сегодня на выбор потребителя влияет в большей степени не цена, а наличие деталей. «Мы привыкли, что ранее была возможность выбирать из 5–10 вариантов тормозных колодок. Теперь некоторым автовладельцам приходится довольствоваться одним-двумя вариантами. Если выбор как таковой имеется, то сами критерии не поменялись – всё зависит от финансовых возможностей и вкусовых пристрастий потребителя», – отметила Е. Степанова.

Дмитрий Стрижов из «Москворечья Трейдинг», в свою очередь, назвал процесс перетекания спроса из высоких ценовых сегментов во всё более бюджетные неизбежным, поскольку складские запасы по премиальным брендам сокращаются и дальше и не пополняются. Кроме того, отмечает эксперт, сам рынок не растет, автомобильный парк стареет, а покупательская способность населения, к сожалению, снижается.

Сами цены, по словам собеседников «Движка», в начале весны резко взлетели, после чего в целом стабилизировались, а по некоторым позициям – несколько снизились. «Рост цен был в диапазоне от 20% до двух и более раз по ряду дефицитных позиций. Зависимость от бренда простая: ушедшие подорожали сильнее, – рассказал В. Кононович. – На данный момент можно говорить о временной стабилизации цен и даже небольшом их снижении».

«Что касается цен, то весной динамика их роста удивляла всех,– подтверждает Елена Степанова. – Это было обусловлено и резким ростом курса евро и доллара, и возросшими ценами на усложнившуюся логистику, и изменением отгрузочных цен со стороны производителей запчастей, да и просто резко возросшим спросом на запчасти. Сейчас ситуация стабилизировалась, по многим позициям цены откатились вниз. Высокими остаются цены на детали ушедших с российского рынка производителей».

Рынок запчастей и санкции: что происходит в сегменте деталей тормозной системы

Дмитрий Стрижов добавляет к этому, что в среднем ценовом сегменте ситуация с ценами сейчас лучше, чем в премиальном: цены снижаются и эта тенденция касается практически всех брендов. «Способствует этому, во-первых, укрепление курса рубля, а во-вторых – конкурентная среда: все компании-производители следят за рынком, корректируют прайс-листы», – отмечает эксперт. К концу года, по его словам, цены на запчасти в среднем сегменте снизятся еще немного, а в премиальном секторе ожидать этого не приходится. «Можно с уверенностью сказать, что рыночные цены на продукты, которые не поставляются либо поставляются в недостаточных объемах, будут держаться на очень высоком уровне»,– резюмирует Д. Стрижов.

«Поставщики находят новые пути поставок, рубль не так волатилен, как весной, так что временно возможно затишье, – подтверждает представитель „Армтек“ В. Кононович. – Однако усиление санкционного давления и рост курсов валют могут привести к новым взлетам цен». Схожий прогноз дает и Е. Степанова из «Амтел»: «В ближайшей перспективе мы прогнозируем снижение цен на ушедшие из России бренды – это связано с постепенным наращиванием параллельного импорта данных запчастей. Безусловно, при усилении санкционного давления или резких скачках курса нас могут ожидать и новые скачки цен».

Каков итог?

Главный вывод, который следует из комментариев наших экспертов: чем дороже машина, чем ближе она к сегменту «премиум», чем свежее с точки зрения года выпуска и модельного года – тем сложнее обслуживать и ремонтировать ее тормозную систему в сложившейся сегодня ситуации. Приостановившие отгрузки на наш рынок производители занимали на нем слишком существенную долю, чтобы можно было быстро и безболезненно заместить их продукцию качественными и недорогими аналогами.

Что будет дальше – покажет только время, но сейчас ясно одно: на ситуацию на рынке автозапчастей в целом и деталей тормозной системы в частности в большей степени будет влиять происходящее в геополитике, а не в экономике…

Рынок запчастей и санкции: что происходит в сегменте деталей тормозной системы

Фото: журнал "Движок", компании-производители

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
8226

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме