Комтранс

Российский рынок грузовиков в 2025 году: тенденции и прогнозы в сферах продаж и обслуживания

Российский рынок грузовиков в 2025 году: тенденции и прогнозы в сферах продаж и обслуживания

Аналитическое агентство «Автостат» провело в начале ноября ставшую уже традиционной «Оперативку». В ходе онлайн-­эфира «Автостат Оперативка. Оперативная информация по авторынку России» эксперты агентства рассказали о сложившейся ситуации на рынке коммерческого транспорта в октябре, а также поделились результатами продаж грузовиков, автобусов и легких коммерческих автомобилей за 10 месяцев нынешнего года. Журнал «Движок» изучил данные, предоставленные агентством, и поговорил с участниками автосервисного рынка о том, как текущее падение продаж коммерческого транспорта повлияет на рынок послепродажного обслуживания и запчастей в дальнейшем. Все подробности и комментарии экспертов — в нашем материале.

 

Рынок новых крупнотоннажных грузовиков

По итогам октября 2025 года в России было реализовано 5 тыс. новых крупнотоннажных грузовых автомобилей (HCV) полной массой более 16 тонн. Это на 55% меньше, чем в том же месяце прошлого года, и на 41% выше результата сентября 2025‑го.

Почти половина рынка тяжелых грузовиков (49,5%) во второй осенний месяц пришлась на бренды КАМАЗ и Sitrak, которые разошлись тиражом 1,3 и 1,2 тыс. единиц соответственно. В пятерку лидеров марочного рейтинга попали китайские FAW (553 реализованных экземпляра) и Shacman (482 шт.), а также белорусский МАЗ (352 шт.).

Лидером модельного рейтинга в сегменте HCV стал тягач Sitrak C7H, доля которого в октябре составила 23,4%. Сорок четвертая неделя продаж показала, что реализация тяжелых грузовиков выросла на 18% неделя к неделе, при этом зафиксировано падение на 47% по отношению к аналогичному периоду 2024 года.

«Последняя неделя — плюс 18% именно по грузовикам; неделя к неделе — чуть получше дела обстоят, но в общем все равно тренд у грузовиков пока не очень позитивный», — уточнил ведущий аналитик «Автостата» Дмитрий Ярыгин. За 10 месяцев 2025 года в нашей стране было продано 37,9 тыс. новых крупнотоннажных грузовых автомобилей — на 57% меньше, чем в январе — октябре 2024‑го.

Российский рынок грузовиков в 2025 году: тенденции и прогнозы в сферах продаж и обслуживания

 

Рынок новых «среднетоннажников»

Реализация новых среднетоннажных грузовых автомобилей (MCV) полной массой от 3,5 до 16 тонн в октябре рухнула на 45% (год к году). За указанный период было продано 1169 новых «среднетоннажников». При этом результат оказался на 36% выше, чем в сентябре нынешнего года. «Здесь, конечно, барахтанье на дне идет: если сейчас посмотреть на график, то мы видим, что это уровень 2022 года, когда все провалилось. Сейчас именно в этом же диапазоне идет легкое барахтанье, но всплытие — пока сложно с ним. Оно предвидится, вопрос только — когда?», — отметил директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Более половины (65%) всех проданных среднетоннажных грузовиков пришлось на два российских бренда — ГАЗ и КАМАЗ (436 и 321 шт. соответственно). Далее в топ‑5 расположились китайские марки JAC (108 шт.), Dongfeng (91 шт.) и Foton (41 шт.).

В модельном рейтинге в сегменте MCV по-прежнему лидирует «ГАЗон Next»; его рыночная доля в октябре составила 25,7%. За 10 месяцев 2025 года в РФ было реализовано 9,9 тыс. таких грузовиков, что на 46% меньше, чем за аналогичный период 2024‑го.

Российский рынок грузовиков в 2025 году: тенденции и прогнозы в сферах продаж и обслуживания

 

Рынок новых LCV

Рынок новых легких коммерческих машин (LCV) в октябре упал на 28% по отношению к тому же месяцу прошлого года, при этом оказался на 20% больше, чем в сентябре 2025 года. Так, в октябре в нашей стране было реализовано 9,3 тыс. новых легких коммерческих автомобилей.

Лидером марочного рейтинга остается ГАЗ, на долю которого пришлось около половины (49,8%) от общего объема реализации. Всего в прошлом месяце было продано 4,6 тыс. таких LCV. На втором месте — Lada с результатом 1,4 тыс. шт., на третьем — УАЗ (992 шт.), на четвертом — Sollers (913 шт.), а на пятом — Mercedes-­Benz (255 шт.).

В модельном рейтинге сегмента LCV продолжает лидировать «ГАЗель Next». Доля автомобиля в середине осени составила 22,5%. За 10 месяцев этого года в РФ было продано 71 тыс. новых легких коммерческих автомобилей — на 20% меньше, чем за январь — октябрь прошлого года.

Российский рынок грузовиков в 2025 году: тенденции и прогнозы в сферах продаж и обслуживания

 

Продажи грузовиков и их влияние на автосервисную отрасль

О том, как ситуация на первичном рынке влияет на бизнес грузовых СТО, «Движку» рассказали эксперты — участники рынка запчастей и послепродажного обслуживания коммерческой техники.

По словам директора департамента по послепродажному обслуживанию грузовых автомобилей компании «Современные транспортные технологии» (СТТ) Дмитрия Иванова, объемы продаж грузовых машин действительно влияют на рынок их послепродажного обслуживания. При этом он отметил, что влияние на емкость рынка в сегменте авторизованных дилеров и сервисных партнеров диаметрально противоположное.

«С одной стороны, снижение объемов продаж грузовых автомобилей снижает общую емкость рынка и сегмента услуг по техническому обслуживанию автомобилей. С другой стороны, снижение объемов продаж свидетельствует о более длительном использовании транспортных средств первыми владельцами. Со временем, по мере старения парка, на рынке появляется потребность в услугах по сложному ремонту автомобилей, что приводит к формированию новых ниш на рынке послепродажного обслуживания. С точки зрения прямого влияния на загрузку СТО, снижение продаж влияет на емкость рынка в сторону уменьшения, но в отложенной перспективе», — поделился своим мнением Д. Иванов.

Российский рынок грузовиков в 2025 году: тенденции и прогнозы в сферах продаж и обслуживания

Директор по маркетингу бренда LUZAR Андрей Романцов отметил, что оценить прямое влияние продаж новых грузовых автомобилей на рынок послепродажного обслуживания сложно. По его словам, потребность в запасных частях формируется не только по причине старения парка, но и по мере интенсивности эксплуатации грузовиков.

«Несомненно, продажи новых авто оказывают влияние на продажу запчастей, в том числе и для относительно свежего парка. Показательными примерами можно назвать активные продажи китайских грузовиков с 2022 года и то, насколько быстро появился спрос на компоненты к ним. Потребность в них возникла очень быстро, поэтому мы активно работали, чтобы предложить рынку свой ассортимент для популярных китайских грузовиков», — подчеркнул А. Романцов.

Российский рынок грузовиков в 2025 году: тенденции и прогнозы в сферах продаж и обслуживания

Директор по маркетингу бренда Trialli Владимир Цыганов предполагает, что кризис продаж в 2025 году в первую очередь ударит по дилерским сервисным центрам, в то время как независимые мастерские могут столкнуться с ростом спроса на поддержание стареющего парка.

«Влияние изменения объемов продаж на послепродажный сервис проявляется с определенным лагом по времени. В России пик спроса на сервисные услуги обычно приходится на грузовики в возрасте от 3 до 10 лет. В этот период обычно истекает гарантия, и владельцы начинают чаще обращаться для ремонта и технического обслуживания как к официальным дилерам, так и в независимые сервисы. Таким образом, спад продаж новых автомобилей сегодня может привести к снижению загрузки сервисов, ориентированных на современные модели, через три — пять лет», — отметил эксперт.

«Стоит обратить внимание на первопричины динамики, которую мы наблюдаем. Сокращение продаж коммерческого транспорта прежде всего связано с сокращением спроса на логистические услуги, — соответственно, это приводит к общему снижению интенсивности эксплуа­тации коммерческого транспорта, а это, в свою очередь, влияет на частоту и объем сервисного обслуживания», — добавил также В. Цыганов.

Российский рынок грузовиков в 2025 году: тенденции и прогнозы в сферах продаж и обслуживания

Дмитрий Иванов назвал текущую ситуацию на рынке запчастей для LCV, средне- и крупнотоннажных грузовиков «довольно стабильной», что обусловлено необходимостью обслуживания гарантийного парка тягачей. Он подчеркнул, что динамика продаж положительная и в связи с уходом из РФ крупных мировых брендов все более востребованной становится продукция отечественных производителей и поставщиков запасных частей.

По словам Андрея Романцова, в начале года спрос на запчасти для коммерческого транспорта был заметно ниже прошлогодних значений; также заметно более низким, чем в 2024 году, оказался спрос на грузоперевозки. Во второй половине года спрос начал восстанавливаться и приблизился к показателям аналогичного периода прошлого года.

В 2026 году, по мнению Д. Иванова, прогнозируется рост интереса клиентов к единому договору на обслуживание с указанием сроков ремонта и оперативной доставки запчастей. А. Романцов, в свою очередь, предполагает, что в 2026 году, вполне возможно, все будет сопоставимо с 2025‑м: «Грузоперевозки, а значит, и спрос на запчасти — это индикатор состояния экономики. С учетом актуальных экономических факторов вряд ли стоит рассчитывать на активный рост».

В. Цыганов считает, что многое зависит от экономических показателей отраслей, где коммерческий транспорт является неотъемлемой частью реализации проектов. «В условиях такой многофакторности составлять прогнозы — дело неблагодарное. При сохранении спроса на сегодняшнем уровне входить на этот рынок новым игрокам — авантюрное решение», — подытожил директор по маркетингу Trialli.

 

Российский рынок грузовиков в 2025 году: тенденции и прогнозы в сферах продаж и обслуживания

Каков итог?

Судя по комментариям наших экспертов, нынешний кризис на первичном рынке грузовиков может негативно повлиять на сферу послепродажного обслуживания коммерческой техники (хотя бы по причине менее активного пополнения активного автопарка), но эффект будет отложенным во времени. С другой стороны, есть факторы, способные, напротив, поддержать сервисную отрасль, — то же старение автопарка, например, в перспективе может привести к росту спроса на сложный ремонт; почти наверняка вырастет также потребность в восстановлении узлов и агрегатов.

Прогнозы экспертов на 2026 год пока сдержанные. Многое будет зависеть от экономических показателей отраслей, где коммерческие машины играют важную роль. Между тем в «Автостате» ожидают небольшого восстановительного роста продаж новых грузовиков в будущем году — на уровне 10% в базовом сценарии. Реализуется он или нет, станет ясно примерно через год.

Российский рынок грузовиков в 2025 году: тенденции и прогнозы в сферах продаж и обслуживания

Фото: журнал «Движок», компании-производители; инфографика — агентство «Автостат»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
968