Компоненты

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

С момента нашего последнего теста ремней ГРМ для Lada Granta прошло уже несколько лет. За это время одни бренды ушли с российского рынка, а другие на нем появились. При этом тест ремней ГРМ типоразмера 113RU17 стал еще более актуальным, чем раньше, так как автомобили с вазовским 8-клапанным двигателем, на который устанавливаются такие ремни, в настоящее время занимают львиную долю в движущемся автопарке нашей страны. И продолжат занимать в ближайшем будущем. Поэтому мы решили повторить испытания ремней этого типоразмера, учитывая текущие реалии рынка.

Испытанные образцы

Для испытаний мы приобрели ремни 10 разных брендов — от самых дешевых и малоизвестных китайских до поставляемых в нашу страну по схеме параллельного импорта деталей именитых марок Gates и Continental.

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

 

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

БРТ 21116-1006040RU

Страна производства: Россия

Цена: 1120 руб.

 

Krauf RGZ1049PG

Страна производства: не указано

Цена: 519 руб.

 

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

 

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

Hola TH1172

Страна производства: Нидерланды

Цена: 1218 руб.

 

Longho 8770821

Страна производства: не указано

Цена: 460 руб.

 

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

 

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

Continental CT 1164

Страна производства: Германия

Цена: 2875 руб.

 

LYNXauto 113FL17

Страна производства: Япония

Цена: 1335 руб.

 

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

 

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

Finwhale BD113x17

Страна производства: не указана

Цена: 1543 руб.

 

Trialli GB 8890

Страна производства: Китай

Цена: 1476 руб.

 

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

 

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

Gates 5670ХS

Страна производства: Бельгия

Цена: 3031 руб.

 

TMI Tatsumi TFC1100

Страна производства: Япония

Цена: 1278 руб.

 

 

Результаты испытаний распространяются только на протестированные нами образцы.
Все испытания проводились в лаборатории ООО «НПО „Талис“».

 

Методика и ход испытаний

Тест проводился согласно ТУ 38.1051912-90 «Ремни зубчатые с параболическим профилем зубьев для двигателей автомобилей ВАЗ» и ГОСТ Р ИСО 12046-2017 «Ремни приводные синхронные для автомобилей».

Одним из важных параметров ремня является прочность его корда при растяжении — с ее проверки и начнем. По нормативу минимальная удельная прочность при разрыве ремня должна составлять не менее 8 кН/см на новом ремне и 7 кН/см — на состаренном. Ширина грантовских ремней составляет 17 мм, поэтому минимальное усилие разрыва для новых ремней должно быть не менее 13 600 Н, а для искусственно состаренных — не менее 11 900 Н.

Ремни поочередно устанавливались зубьями наружу на гладкие цилиндрические шкивы и растягивались со скоростью 50 ± 15 мм/мин до разрыва на разрывной машине РЭМ‑300. На этом этапе едва-едва уложился в минимально допустимые показатели ремень бренда Krauf, при этом прочность корда второго ремня после старения оказалась вполне высокой.

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцовТест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцовТест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

Согласно требованиям стандартов, проводится проверка как новых ремней, так и после старения, которая осуществляется путем помещения двух ремней каждого бренда в термокамеру с поддержанием температуры 150 °C и выдержкой 72 часа. Такая температура является требованием ISO для температуростойких ремней, к которым относятся ремни ГРМ: они работают в закрытом кожухе и постоянно нагреваются от работающего двигателя. После старения ремни проверяются на изгиб вокруг специальной оправки — на ремне не должны появляться трещины.

Однако требуется проводить проверку ремней не только на старение, но и на холодостойкость. Для этого вместе со специальной оправкой диаметром 25 мм их помещают в морозильную камеру с температурой –40 °C и выдерживают не менее 5 часов. Затем ремни поочередно сгибают зубьями внутрь на оправке и осматривают на предмет появления трещин.

Следующим этапом проводится определение прочности связи зуба с покрывающим его тканевым кордом. Для этого ремень разрезают, отслаивают один или несколько зубьев от корда, затем зажимают корд в зажим 1, а отслоенные зубья — в зажим 2, и разрывная машина со скоростью 50 мм/мин тянет зубья вниз. Удельная прочность связи должна быть не менее 90 Н на каждый сантиметр ширины ремня. Таким образом, для испытуемых ремней данное усилие составляет не менее 153 Н, однако для состаренных допустимое усилие снижается вдвое.

Последний (самый важный этап теста) — это ресурсные испытания ремней. ТУ 38.1051912-90 «Ремни зубчатые с параболическим профилем зуба для двигателей ВАЗ» регламентируют, что ремень ГРМ должен проработать на специальном проверочном стенде, который полностью повторяет геометрию расположения всех шкивов двигателя, не менее 100 часов. При этом передаваемый крутящий момент должен составлять 22,44 Нм (для ремней шириной 19 мм к 8-клапанным двигателям).

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

Для ускоренных испытаний с задаваемой нагрузкой лаборатория НПО «Талис» располагает стендами МС‑1 и МС‑2 мощностью 7,5 и 11 кВт с возможностью регулировки передаваемого крутящего момента до 45 Нм и до 60 Нм. В нашем случае испытания проводились на стенде для ускоренных испытаний ремней ГРМ под нагрузкой МС‑1.

На стенде вместо коленчатого вала установлен электродвигатель мощностью 7,5 кВт с частотой вращения 3000 об/мин, который приводит во вращение ремень, а сопротивление создает гидротормоз, установленный вместо распределительного вала с постоянным заданным тормозным моментом 30 Нм. Ремень вращается в специальном кожухе, внутри которого поддерживается температура около 90 °C. В случае выхода ремня из строя стенд автоматически останавливается и фиксирует время наработки.

Читатели, которые следят за нашими тестами, могут задать вопрос: «В прошлый раз вы тестировали ремень с восьмикратной перегрузкой 45 Нм — почему сейчас меньше?» Дело в том, что сегодня АвтоВАЗ устанавливает на «Гранту» ремень ГРМ от китайского производителя. Согласно принятым в Поднебесной стандартам, ресурсные испытания ремня такой ширины проводятся с крутящим моментом около 30 Нм. При этом мы увеличили время наработки ремня на стенде до 500 часов.

Первым ресурсные испытания закончил ремень Longho Parts — всего через 24 часа у него срезало зубья. Вторым сошел с дистанции ремень Krauf — у него разорвался корд. И это стало вторым тревожным звонком в дополнение к усилию разрыва, которое едва вписалось в минимальные требования.

Следующая пара вышедших из строя — БРТ со срезом зубьев на 331-м часе ресурсных испытаний и Hola с наполовину выкрошившимися зубьями после 352 часов работы.

До 500 часов немного не дотянул ремень TMI Tatsumi, его результат — 482 часа, по истечении которых стерлись зубья.

Ремни Continental, Gates, Finwhale, LYNXauto, Trialli успешно выдержали 500 часов испытаний.

Тест ремней ГРМ для Lada Granta. Испытываем на прочность и ресурс 10 образцов

Наш вердикт

НЕ РЕКОМЕНДУЕМ

Longho Parts, Krauf — эти ремни не способны отработать на автомобиле и 5 тыс. км.

РЕКОМЕНДУЕМ С НЕКОТОРЫМИ ОГОВОРКАМИ

БРТ, Hola, TMI Tatsumi — эти ремни точно отходят больше 20 тыс. км, но мы бы рекомендовали заменять их до достижения 30 тыс. км.

РЕКОМЕНДУЕМ

Continental, Gates, Finwhale, LYNXauto, Trialli — эти ремни продемонстрировали как высокую прочность, так и достойный ресурс.

Фото: журнал «Движок» 

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
7364

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме