печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Автомобили

Тест-драйв BMW i3 eDrive Range Extender: на электрическом облаке

Тест-драйв BMW i3 eDrive Range Extender: на электрическом облаке

Уникальная ситуация! Журналу «Движок» на тест досталась машина, которой официально в нашей стране нет. Да что там, даже до конца не ясно, будет ли она вообще. Концерн BMW только изучает потенциальный спрос в России и отзывы на свой электромобиль i3. Так что с удовольствием выступаем в роли бета-тестеров.

 

 

Вообще, электрификация модельного ряда в России была задумана баварцами ещё пару лет назад. Активный образ жизни, правильное питание, спа-салоны, счетчик калорий в «Айфоне» и прочие фито-забавы давно стали модными и у нас, прочно войдя в расписание клиентов премиум-марок. Экологически чистая машина именитого бренда как никакая другая вписывается в эту жизненную концепцию всего самого модного, современного и чистого, особенно, если в гараже уже имеются X6 или M5, а может и оба разом.

 

 

Помешал кризис. Если дорогущий гибридный суперкар BMW i8, на равных спорящий в динамике с 430-сильной Audi R8, успел попасть в отечественные салоны перед самым кризисом и даже разойтись в ограниченном количестве, то запуск городского электрохэтча i3 баварцы решили притормозить. Непонятно, нужен ли теперь даже обеспеченным людям этот диковинный и странный чудо-мобиль?

 

 

Необычность машины подчеркнута, в первую очередь, дизайном. За исключением фирменных «ноздрей», i3 в общем-то не имеет никаких схожих черт с остальным модельным рядом BMW. Убери значки с кузова, и никто никогда не догадается о статусной баварской родословной этого оранжевого автомобильчика.

 

 

Но именно покемонная внешность и яркий оранжевый окрас придают автомобилю непередаваемое обаяние. Даже в пасмурный питерский день BMW i3 разгонял тучи на небе и лицах прохожих, заставляя улыбаться всех свидетелей нашего теста.

 

Так что же это за передвижное собрание современных технологий? В первую очередь, стоит забыть о нынешнем понимании автомобиля, поскольку почти во всех конструктивных аспектах BMW i3 нестандартен и напоминает обычную машину только внешне.

 

Построен электромобиль по двухмодульной технологии, названной Drive and Life («Движение и жизнь»), где каждая из частей независима друг от друга.

 

 

Первый модуль Drive представляет собой алюминиевое шасси (по сути, раму), которое включает в себя 125-киловаттный электромотор, все приводные механизмы, стандартные подвески (McPherson спереди и многорычажную конструкцию сзади) и, главное – 360-вольтовую тяговую батарею, интегрированную в днище, энергия которой, собственно, и приводит электромобиль в движение. Причем крутящий момент подаётся на задние колеса напрямую через одноступенчатый редуктор.

 

 

BMW использует литий-ионную батарею SB LiMotive, созданную совместными усилиями Samsung и Bosch. Гарантия на неё 100 000 км или 8 лет эксплуатации.

 

Сверху на раму, как на заре автомобилестроения, ставится…, а если быть точнее, приклеивается второй, «жилой» модуль Live – то есть, кузов в сборе. Силовой каркас кузова весом всего 180 кг полностью сделан из карбона, а внешние навесные детали из пластика.

 

 

Одна из самых главных особенностей BMW i3 – наличие двух версий. Стандартная представляет собой чистейший электромобиль, останавливающийся, как только иссякает запас батареи. Вторая же версия Range Extender имеет «в багажнике» маленький двухцилиндровый двигатель от скутера BMW объемом 650-кубиков и мощностью 34 лошадиные силы, который не имеет связи с колесами и выступает исключительно как электрогенератор, подпитывая разряжающуюся батарею. Именно такая версия и оказалась у нас на тесте.

 

После нетривиальной внешности, салон автомобиля и вовсе переносит в атмосферу ближайшего будущего. Так и представляешь, что сейчас за поворотом «сталинки» Московского района Петербурга превратятся в зеркальные небоскребы до облаков, среди людей станут попадаться роботы, а автомобили будут не только подъезжать, но и подлетать к парковкам…

 

 

BMW i3 имеет две полноценные двери и две дополнительные створки. Все без рамок, но стекла задних «калиток» вклеены намертво. Отсутствие центральной стойки обеспечивает беспроблемный доступ в салон.

 

Внутри необычно всё! От ощущений воздушности и полного простора по всем направлениям, благодаря аквариумному остеклению, до материалов, из которых это всё сделано.

 

 

Изгибы передней панели покрыты эвкалиптом. Натуральная кожа подготавливалась с помощью экстракта из листьев оливковых деревьев. Сиденья и двери обшиты специальной шерстью, а панели интерьера созданы из волокон переработанных пластиковых отходов - вот это сочетание фактур!

 

 

Некоторую дисгармонию в этот эко-футуризм вносят стандартные унифицированные (читай, привычные) бээмвэшные детали, вроде блока «климата», сенсорной шайбы мультимедии iDrive и кнопок стеклоподъемников, но по ним, по крайней мере, можно узнать породу машины, а главное легко и удобно пользоваться второстепенным функционалом.

 

В последнем электрокар BMW ничем не уступает обычным автомобилям. Активный круиз-контроль, система мониторинга и контроля за движением, люк с электроприводом, премиальная акустика Harman/Kardon – никакой опциональной неполноценности владелец i3 не испытает. В виде бонуса – даже собственное приложение для смартфона, отображающего состояние электроавто.

 

 

Фирменная мультимедия i3 штатно имеет встроенную сим-карту международного оператора Vodafone, предоплаченную на три года. Так что доступ в Интернет, а также возможность вызова сервисных и экстренных служб в машине полностью рабочие.

 

 

Передние кресла с тонким каркасом удобны. Механические регулировки - элемент экономии, но не финансовой, а энергетической. Задний ряд, отформованный под двоих, не менее гостеприимен – тут свободно и светло. К тому же пол в i3 абсолютно ровный.

 

 

Осталось место и для багажника, объем которого составляет неплохие 260 литров. Это, к примеру, больше, чем у Mini. А можно и сиденья разложить – тогда получится 1100 литров пространства. Под ковриком «живёт» мотор-генератор и торчит его масляный щуп.

 

Ну что же, пора в путь! Рычаг в «Дра... Минуточку, а где рычаг? Если бы не подсказка, догадаться, как пользоваться уникальным переключателем можно не сразу. Массивный подрулевой джойстик сочетает в себе кнопки активации электромотора и режима «Паркинг», а также качающийся наконечник режимов трансмиссии.

 

Узенькая «жк-приборка», отображающая запас хода от обоих источников питания и распределение потребления/накопления энергии в полной тишине зажигает благотворным голубеньким светом Ready, что означает «завелись». Едём!

 

Фантастически непривычные ощущения обволакивают всё тело. В полной тишине BMW i3 молниеносно стартует и с места, и с хода, реагируя на каждый миллиметр нажатия педали. Динамика разгона до «сотни» – 7,9 секунды, как у иных хот-хэтчей! Ещё бы, ведь 125 киловатт электромотора – это 170 лошадиных сил и 250 «ньютонов» тяги, доступных… с «нулевых оборотов». Раскручиваться-то нечему!

 

 

Второе открытие – реализация программы управления «Одна педаль». Дело в том, что управлять BMW i3 действительно можно только одной правой педалью: при её нажатии машина разгоняется, а при отпускании – тормозит, подзаряжаясь рекуперативной энергией. Реальная педаль тормоза выступает, можно сказать, экстренным «стоп-краном», необходимым только для резкого замедления. Очень непривычно, но интересно!

 

 

Низкий центр тяжести, традиционно плотно сбитая подвеска и хорошая, хотя и слегка искусственная связь по рулю, наделяют электрокар породистым поведением на дороге. Отзывчивость, реакции, устойчивость – никаких скидок на скорость и компактность. Машина в любой ситуации едет прогнозируемо и безопасно. На мокрой дороге тормозом в виражах выступал только собственный мозг, напоминавший не увлекаться скоростью из-за… необычных шин.

 

 

На BMW i3 устанавливается резина уникальной размерности – 155/70R19. Узенькие покрышки обладают очень низким коэффициентом сопротивления качению, позволяя дополнительно экономить энергию. Компании Nokian и Bridgestone выпускают и зимнюю резину специально для i3.

 

Ну а что же там с запасом хода и расходом, уже предчувствую я вопрос читателя. Отвечаю: заявлено всё очень неплохо. В обычном режиме производитель гарантирует 130-150 км пробега BMW i3 на полностью заряженной батарее. Если активировать бортовые эко-режимы движения, притупляющие чувствительность педали газа и отключающие дополнительные блага вроде климат-контроля, должно получиться под 200 км. Ну а в версии с моторчиком - впечатляющие 340 км автономного хода.

 

 

Под капотом небольшое корытце для хранения штатного зарядного кабеля с индикаторами. Можно подзаряжаться от обычной сети (6-8 часов) или от спецтерминалов (от 50 минут до 3-х часов). В Петербурге таких терминалов пока построено два.

 

Реальность, как всегда, немного иная. А вернее, много иная. Если пользоваться i3 полноценно, то есть с включенным «климатом», акустикой, играться с мультимедией, да к тому же стоять в пробках, потом регулярно разгоняться или держать на кольцевой 120-140 км/ч, то предел батареи – не больше 100 км, что в принципе для поездок в течение одного рабочего дня тоже вполне достаточно.

 

 

Но гениальность конструкции «электрического» i3 заключается как раз в версии Range Extender с бачком на 9,2 литра бензина для дополнительного мотор-генератора. Как только разряжается батарея, i3 не останавливается, а, судя по звуку, «включает Карлсона», который прямо в «онлайн»-режиме подзаряжает машину. На полном бензиновом баке в реальном городском ритме движения i3 способен проехать ещё 70-80 км.

 

Самое удивительное, если подливать бензин постоянно, BMW i3 не остановится никогда, что делает баварский электрокар единственным, на котором можно смело отправляться в дальнее путешествие с парой канистр бензина с собой.


BMW i3 потребляет 15-18 кВт*ч энергии на 100 км пути. По тарифам Петербурга это где-то 58-70 рублей на 100 км. При реальной эксплуатации этого должно хватать в среднем на пару дней в режиме «дом-работа-магазин-дом». Сколько прибавит пользование электрогенератором с реальным расходом 11,2 литра бензина на 100 км непонятно, поскольку непонятно как часто он будет работать.

 

 

Но если использовать только электромотор, то при среднем пробеге в Петербурге около 2000 км в месяц получается, что траты на электроэнергию составят до 1500 рублей, что в 3-5 раз меньше среднемесячных трат на топливо при том же пробеге обычной бензиновой легковушки.


 

Каков итог?

 

BMW i3 – удивительная машина! Она полностью перевернула моё крайне скептическое отношение к электрокарам, особенно после краткого опыта общения с очень спорным iMiev – первым электромобилем российского рынка.

 

 

BMW i3 находится на непередаваемо высшем уровне развития, даря позитив от своей яркой внешности, удивительного и удобного интерьера, а главное – от необычных и впечатляющих ездовых характеристик. Наличие бензинового мотор-генератора кардинально расширяет сферу применения и эксплуатации электромобиля в России.

 

Остается последний вопрос – цены. По словам представителей марки, если BMW i3 будет дан зеленый свет, её стоимость составит около трех миллионов рублей в базовом исполнении, что, конечно, без различных льгот от государства вроде обнуления налогов и бесплатных зарядок, ставит на экономической рентабельности машины крест. В России BMW i3 ждет судьба дорогой игрушки.

 

Но честно сказать, играть с i3 невероятно интересно и приятно. Будь в моем гараже X6 и M5, буква «i» составила бы им отличное трио…

 

 


Редакция журнала "Движок" выражает благодарность компании "Евросиб Сервис", официальному дилеру BMW и BMW i в Санкт-Петербурге, за предоставленный автомобиль.

Акции и Скидки

Тест-драйвы

Новости по теме