Бизнес

«С 2018 года мы стали ОЕМ-поставщиками»: директор по маркетингу компании «СтартВОЛЬТ» о положении на рынке
Бренд «СтартВОЛЬТ» уже давно зарекомендовал себя в качестве один из самых быстро растущих на российском рынке автокомпонентов. Летом 2018 года в истории компании произошло важнейшее событие: заключен первый договор на поставку комплектующих на конвейер российского производителя грузовиков. О том, насколько сложно договориться с автопроизводителями и какова в целом ситуация на рынке автомобильной электрики, нам рассказал директор по маркетингу «СтартВОЛЬТ» Игорь Явдощук.
Каких показателей компании «СтартВОЛЬТ» удалось достичь за первую половину 2018-го? На какие цифры планируете выйти к концу года?
— Недавно на автокомпонентной конференции в Будапеште подводились итоги первого полугодия 2018-го, где мы отчитались о приросте порядка 50% с учетом экспортной деятельности. Если же рассматривать исключительно российскую дистрибуцию, то показатель — до 40% прироста.
Однако первая половина года для продукции «СтартВОЛЬТ» все-таки не является показательной, поскольку основные электрические узлы автомобиля начинают выходить из строя либо в жаркую погоду, либо в осенне-зимний период. Вторая половина года должна показать больший прирост, так что вполне реально будет показать прирост в 50% уже исключительно по российскому рынку.
Кроме того, рынок делится на две части: компоненты для иномарок и запчасти для отечественных автомобилей. На текущий момент большую часть прироста обеспечивает именно сегмент импортных автомобилей, так что сейчас мы развиваем это направление.
Например, для иномарок появились генераторы, а также ассортимент всевозможных датчиков, которые уже вышли на второе место по продажам в нашей линейке товаров. Кроме того, неплохой рост показали новые группы товаров, такие как клапаны изменения фаз газораспределения. Точечный рост по отдельным направлениям и позволяет нам показывать хорошие суммарные результаты.
Резкое расширение ассортимента требует новых специалистов и новых технологических решений. Как вы справляетесь с этим вопросом?
— Естественно, нам пришлось скорректировать нашу инженерно-конструкторскую деятельность и привлечь специалистов, которые занимаются новыми направлениями. Но с особыми проблемами мы не столкнулись, так как стартеры и генераторы — основная товарная группа «СтартВОЛЬТ» — по своей конструкции и так одни из самых сложных элементов. Так что переход на производство, к примеру, датчиков не стал для нас проблемой. Мы предлагаем датчики простой конструкции, такие как датчики скорости, а также сложной конструкции — датчики кислорода.
Ресурсы позволяют нам в кротчайшие сроки наладить выпуск компонентов на модели, которые только-только поступили на рынок. Мы просто покупаем и разбираем новые авто, чтобы быстро предложить альтернативу оригинальной продукции.
Причем техническая компетенция позволяет нам заниматься не просто производством оригинальных компонентов, но еще и постоянно улучшать их конструктивные свойства, главным образом срок службы. По гарантийным обязательствам у нас одно из самых интересных и разумных предложений: мы даем два года гарантии с момента продажи. Но это вопрос больше имиджевого плана, нежели технического или экономического.
Каково восприятие компании «СтартВОЛЬТ» относительно других игроков, в частности известных мировых брендов?
— Конкуренты мировых брендов выпускают продукцию главным образом для иномарок, а мы стали работать для иностранных моделей относительно недавно. Соответственно, уровень узнаваемости относительно мировых брендов пока что невысокий. Тем не менее специализированные клиенты и дистрибьюторы уже прекрасно знают, что такое «СтартВОЛЬТ». Основные игроки на рынке электрики уже знакомы с нашей продукцией, и нет тех, кто нас не знает, среди профессионалов. Продолжим правильно работать, и в течение ближайших пяти лет ситуация окончательно поменяется.
Что вы подразумеваете под «правильной работой»?
— Во-первых, это соблюдение всех требований качества, во-вторых, соблюдение высоких стандартов производства, и в-третьих, постоянное развитие ассортимента. На этих трех столпах держится репутация мировых брендов. Если мы также будет предлагать шесть-семь тысяч товарных единиц в течение пяти ближайших лет, то мы не будем ничем отличаться от брендов с мировым именем. Важнейшим моментом, конечно, является и рекламно-маркетинговая составляющая, шаги по продвижению и рассказы о том, чем мы занимаемся и что мы делаем.
Компания «СтартВОЛЬТ» сейчас полностью сосредоточена в сегменте aftermarket?
— Уже нет. В июле 2018 года начались первые отгрузки комплектов клемм аккумуляторной батареи на конвейер КАМАЗа. Это первый шаг. Диалог ведется с различными автопроизводителями, но, как правило, все упирается в бюрократическое сопровождение поставок и бумажную волокиту.
Звание ОЕМ-поставщика сильно влияет на имидж или все-таки больше важны характеристики продукции?
— Конечно, статус поставщика на конвейер, особенно в сегменте иномарок — это существенный плюс к продвижению. Мы движемся в этом направлении, но, к сожалению, бюрократизация у западных компаний иногда даже сильнее, чем у отечественных. Мы предполагаем, что еще год-два работы — и взаимоотношения с автопроизводителями изменятся в лучшую сторону.
Какую часть занимает экспорт? Что это за направления?
— Экспорт «СтартВОЛЬТ» сегодня — это порядка 15% от общего объема реализации. Главным образом продукция поступает на рынки СНГ, а точнее — в Казахстан и Украину. Большую часть составляют комплектующие к отечественным автомобилям, но и к иностранным интерес растет с каждым днем.
Как распределяется спрос по вашим товарным группам и какие из них наиболее перспективны?
— 20–25% — это генераторы, 15% — стартеры и датчики, 10% — катушки зажигания и моторедукторы. Мы хотим позиционировать себя как качественного поставщика по всем востребованным группам в автоэлектрике. Но и не гнушаемся того, чтобы искать новые позиции, вроде элементов топливной системы или клапанов ГРМ. Все это уже делается.
К примеру, мы стали выпускать специализированные электронасосы, так как группа нам интересна на перспективу.
Вряд ли мы будем добавлять много новых товарных групп, однако одно направление рассматриваем особенно внимательно — это грузовой сегмент. Сейчас мы планируем начать поставки клапанов дозирования топлива. А вообще, сегодня многое быстро меняется: то, что раньше казалось бесперспективным, завтра начинает приносить хороший доход. Так что мы держим руку на пульсе и быстро подстраиваемся под рынок.