Бизнес

«Это очень хорошая история для бизнеса»: эксперты о рынке электромобилей и гибридов в России
Аналитическое агентство «Автостат» провело онлайн-конференцию «Autostat Analytic Break: электрокары и гибриды в РФ», в рамках которой эксперты, дилеры и другие представители отрасли обсудили возможности развития электротранспорта в России, отметили главные тренды, а также порассуждали о том, что может ускорить процесс «электрификации» в стране.
По традиции конференций «Автостата», мероприятие началось с публикации результатов опроса, который проводился в одной из крупных социальных сетей. Выяснилось, что больше половины опрошенных россиян хотели бы купить электромобиль. Порядка 60% респондентов хотели бы стать владельцами машины на электричестве. Однако многих из них останавливает небольшая емкость батарей в современных электромобилях и, как следствие, малый запас хода (32%).
Около трети указали также на отсутствие развитой сети зарядных станций в России. Однако столь активное желание россиян купить электромобиль не означает, что они мысленно «похоронили» классические автомобили: 58% респондентов уверены, что в обозримом будущем на дорогах России останется еще много автомобилей с традиционными ДВС, но при этом чуть больше 40% верят в «зеленое» будущее нашей страны, когда все россияне будут ездить исключительно на экологически чистых машинах.
«Мировые продажи автомобилей с ДВС падают, а машин на электротяге — растут», — заявил исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Он отметил, что в 2020 году во всем мире было продано 3 млн 240 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов, что на 43% больше, чем в 2019-м. Одновременно мировые продажи автомобилей с классическими ДВС сократились на 14%, из-за чего доля электромобилей увеличилась с 2,5 до 4,2%.
Мировым лидером по темпам роста «зеленого» автопарка стала Европа, где в 2020 году было продано 1 млн 395 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов (+137% к 2019 году), а их доля показала взрывной рост — с 3,3 до 10,2%. Для сравнения: в Китае рынок электромобилей увеличился на 12%, до 1 млн 337 тыс. экземпляров, а в США — на 4%, до 328 тыс. единиц. Отметим, что на Европу, Китай и США приходится около 95% мировых продаж автомобилей на электротяге.
Сергей Удалов напомнил, что ключевым моментом для развития рынка электромобилей является развитие инфраструктуры. Пока что в большинстве стран рост продаж электрокаров опережает рост сетей зарядных станций. В России наблюдается аналогичная ситуация: продажи электромобилей растут стремительно, хотя этот сегмент все еще занимает лишь доли процента в общем объеме продаж новых легковых автомобилей. Тем не менее в 2019 году рынок новых электрокаров и гибридов увеличился в два раза, а в 2020-м, несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, еще на 26%. Что касается вторичного рынка таких машин, то он существенно больше первичного: уже сейчас его доля превысила 1% (в отличие от 0,2% по рынку новых).
Что мешает продвижению «зеленого» транспорта в России? Эксперты отмечают, что взрывной рост продаж легковых электромобилей в этом году подтверждает, что тема электротранспорта — не просто мимолетное увлечение единиц, а вполне ощутимая реальность. «Только за первое полугодие 2021 года в ЕС отмечен рост продаж „электричек“ на 16%, в Китае — на 15%. И хотя в целом по миру цифра роста намного скромнее, уже становится понятно, что процесс не остановить», — отметил Григорий Микрюков, руководитель департамента отраслей промышленности и экологии аналитического центра при правительстве РФ. По его мнению, целевые показатели для России являются достаточно позитивными, но они не смогут быть достигнуты «в случае отсутствия ценового паритета с автомобилями с ДВС».
Руководитель моделирования отраслевых рынков аналитического центра Никита Елизаров перечислил главные факторы, которые на данный момент мешают развитию электротранспорта в России: высокая стоимость электромобилей при низком уровне доходов населения, значительное ценовое преимущество классических видов топлива в России по сравнению со странами ЕС и Восточной Европы, большие расстояния и климатические условия, отсутствие в линейке отечественных электромобилей аналогов классическим седанам или хэтчбекам, слаборазвитая инфраструктура, возможная отмена беспошлинного режима импорта электромобилей с 2022 года при полном отсутствии локализованного производства.
Не остались в стороне от дискуссии и те, кто зарабатывает на продаже автомобилей — в том числе и на электричестве. Дмитрий Баранов, представляющий ГК «АВТОDОМ» (лидера среди дилерских холдингов по продажам электромобилей в России по данным агентства «Автостат»), поделился своими секретами успешных продаж автомобилей на электротяге. По его мнению, во-первых, важен сам продукт.
Porsche Taycan, который появился в России в 2020 году, сразу стал интересен клиентам — как по дизайну, так и по инновациям. И тем не менее всего за год у модели появилось уже четыре модификации. Во-вторых, необходима планомерная работа со страхами клиентов: многих пугала новизна технологий и слабость подготовки ремонтных и сервисных служб. В-третьих, — и это стало самым весомым аргументом — участие дилера в развитии зарядной инфраструктуры.
Дмитрий Баранов отмечает, что дилеры стали помогать клиентам строить зарядные станции — как бытовые (до 22 кВт, обеспечивающие полную зарядку за 6–8 часов), так и быстрые (50 кВт, зарядка за 40–60 минут), и супербыстрые по цене 14–16 млн рублей. О необходимости помощи клиентам — покупателям электрокаров говорил также Евгений Ощепков (Verra, Пермь). Его компания инвестировала порядка 20 млн рублей в оборудование станции по обслуживанию электромобилей Porsche. К примеру, батарея у Taycan весит около 650 кг, и ее нужно снимать и перемещать внутри СТО, а для этого необходимо сертифицированное оборудование и обученный персонал.
Евгений уверен, что рынок электромобилей будет развиваться стремительно. Проблемы инфраструктуры можно решить сообща, если подрядчики грамотно подойдут к проектированию сети зарядных станций и СТО, а государство продолжит финансировать эту отрасль. Пока же в регионах развитие инфраструктуры идет медленно и отстает от столичных темпов примерно на два года.
Антон Серков, руководитель проектов Drom.ru, рассказал об особенностях продаж «машин на батарейках» в «классифайдах». Удивительно, но, по его словам, в регионах электромобили стоят дешевле, чем автомобили с ДВС. Это объясняется тем, что в столичных городах основная часть электромобилей — дорогие модели из премиального сегмента, стоимость которых начинается от 6–7 млн рублей. В регионах же речь идет о массовых моделях вроде Nissan Leaf — цена на него вполне сопоставима с ценой на автомобиль с ДВС.
Конференция была бы неполной без мнения об электромобилях тех, кто уже давно и ежедневно их эксплуатирует. Так, Александр Шаврин, организатор электромобильного сообщества EVPerm на базе технопарка города Перми, рассказал о своем семилетнем опыте владения Nissan Leaf. За год он проезжает на этой машине по 50 тыс. км, при этом расходы на 1 км пути составляют в среднем 32 копейки. «Это очень хорошая история для бизнеса», — заметил Александр. В 2016 году в Перми было всего три «электровода», а сегодня только в чате взаимопомощи и поддержки владельцев электрокаров их уже 154. Все это говорит о том, что электромобилизация медленно, но наступает даже на регионы.
Каков итог?
Хотя специалисты отрасли с цифрами в руках сумели доказать, что электрификация неизбежно надвигается на отечественный авторынок, электромобиль остается весьма зависимым транспортным средством. И является он таким в первую очередь из-за зарядной инфраструктуры, которая пока развивается отнюдь не такими же темпами, какими растет спрос на «зеленые» автомобили. По самым оптимистичным прогнозам, какие-то реальные сдвиги в общественном сознании в пользу выбора электромобиля начнутся не раньше, чем через десяток лет. На данный же момент автолюбители, судя по опросам, не очень верят в перспективы отказа от классического ДВС.