Бизнес

Что нас ждет на СТО: эксперты конференции «Автосервис-2020» о будущем индустрии
Пандемия коронавируса затронула и нарушила планы, кажется, всех сфер деятельности человечества. Ремонт автомобилей, само собой, не исключение. В итоге лучшие умы автосервисной отрасли собрались вместе, чтобы обсудить насущные проблемы, а также поговорить о перспективах развития и грядущих изменениях. Благодаря уже привычному формату онлайн-конференции на одном экране удалось объединить практически всех специалистов отрасли.
Конференция, организатором которой выступило аналитическое агентство «Автостат», началась с анализа текущей ситуации на рынке сервиса и запчастей России. По данным аналитиков, за прошлый год на услуги сервиса россиянами было потрачено 589 млрд рублей, на запчасти для легковых автомобилей — 1,39 трлн рублей, а для грузовых машин — 431 млрд рублей.
На территории России находится более 75 тыс. точек продаж и обслуживания автомобилей. Объем рынка по ТО и ремонту в России составляет более 310 млрд рублей, из которых 17% рынка — это официальные дилеры, 31% — независимые СТО и 52% рынка — так называемые «гаражные» сервисы.
Однако основной темой конференции стали отнюдь не статистические выкладки. Внимание аудитории было приковано к деятельности РАСТО — Российской ассоциации станций сервисного обслуживания. Председатель этого профессионального объединения Александр Пахомов поделился последними новостями в сфере защиты интересов независимых автосервисов. В частности, он отметил, что в ближайших планах организации — продолжать работу по введению нового технического регламента Таможенного союза в том виде, который бы устраивал отрасль.
Напомним, что изменения в техрегламенте Таможенного союза вызвали массу нареканий со стороны игроков отрасли. В частности, камнем преткновения стала поправка о том, что при ремонте части узлов автомобиля нельзя использовать «бэушные» запчасти. Однако консультации, петиции, а также личная встреча с представителями власти отчасти урегулировали данный вопрос, который осталось закрепить в финальной части нового регламента.
Также Союз полагает, что есть большая проблема, касающаяся правил проведения технического обслуживания автомобилей. В текущей редакции документу уже 19 лет, и он уже не отвечает современным требованиям. Кроме того, Союз планирует участвовать в конференции по техосмотру.
Не забыли на конференции и про официальных дилеров. Представители ведущих компаний России поделились своим видением ситуации на рынке, а также рассказали, как эффективно работать в сфере послепродажного обслуживания автомобилей. В частности, представитель ГК «Рольф» отметил, что сейчас активно развивается проект «возврат клиента на сервис». Для этого используется достаточно много инструментов. На сегодняшний день проект прирастает с каждым днем во всех сегментах. За последние пять лет неизменно увеличивается число владельцев машин старше пяти лет, которые остаются на дилерском обслуживании.
Кроме того, отдельно специалисты отрасли обратили внимание на новую программу «Гарантия на автомобили с пробегом». Двухлетняя гарантия дается бесплатно, но с условием, что плановое обслуживание будет проводиться только в сервисе дилера.
Отдельное внимание уделили сервисам, которые занимаются обслуживанием люксовых автомобилей. В частности, представитель центра по обслуживанию автомобилей Porsche отметил, что нет простого решения по сохранению клиента. Этот процесс должен быть очень обширным, со своей культурой конкретного бренда. В частности, практика Porsche подразумевает немного иной подход к оказанию качества услуг: например, у клиентов есть гарантированная возможность связаться с руководством предприятия, чтобы получить максимально быструю обратную связь.
Официальные дилеры сейчас ожидают эффект от путешествий автолюбителей по России: люди поедут в сервис после очень больших летних пробегов, связанных с отпусками. По их мнению, для многих сервисов меры, предпринятые из-за коронавируса, стали своего рода палочкой-выручалочкой, которая помогает пережить вынужденный простой в связи с пандемией.
Рассмотрели официальные дилеры и ситуацию, связанную со сложностью вывода новых автомобилей на наш рынок. К примеру, представитель Porsche отметил, что вывод на российский рынок новой модели Porsche Taycan требует от дилера многомиллионных инвестиций.
По мнению игроков рынка сервисного обслуживания, будущее в сфере ремонта автомобилей — за персонализацией предложений. Именно в ней все видят перспективы развития индустрии. Однако при этом игроки рынка понимают, что полностью отказываться от классических методов работы автосервисов пока рано.