Компоненты

В Audi Sport рассказали, как будут охлаждать свой электромобиль в «Дакаре»
Гоночная команда Audi Sport рассказала о системах охлаждения, которые используются на электрическом прототипе RS Q e-tron для ралли «Дакар-2022».
По словам инженера систем охлаждения Себастьяна Фробера, процесс разработки начался с компьютерного моделирования всех гидродинамических процессов, которые протекают в узлах RS Q e-tron.
Часть решений «дакаровский» прототип унаследовал от трехкратного победителя «Ле Мана» R18 e-tron quattro и болида Formula E. Однако, утверждают в Audi, если в кольцевых гонках главное – аэродинамика, то в пустыне на первое место выходит способность системы отводить тепло.
В результате получилась схема из пяти циклических систем. Для предотвращения перегрева высоковольтной батареи используется жидкость Novec. Ее еще называют «сухой водой»: вещество не проводит электрический ток, слабо смачивает и не является растворителем, благодаря чему хорошо уживается с работающей электроникой. Конструкция также задействует радиатор, расположенный под капотом.
Отдельный цикл предусмотрен для трех двигателей электрокара. Один, бензиновый TFSI, используется в качестве генератора для аккумуляторной батареи, а два электромотора (пиковая отдача электрической установки RS Q e-tron составляет 680 л. с.) вращают каждую из осей. У этой системы свой радиатор, он расположен слева в передней части машины.
Гидравлическое масло (используется в усилителе руля и двух домкратах для быстрой замены колеса в случае прокола) циркулирует внутри левого воздухозаборника, а охлаждение салонного воздуха происходит при помощи конденсатора, размещенного в правом переднем воздухозаборнике. Отдельный вентилятор обеспечивает циркуляцию воздуха в кабине.
Наконец, задача двух массивных воздухозаборников на крыше – направлять потоки воздуха к двум радиаторам, которые дополнительно охлаждают бензиновый мотор. Для ситуаций, когда поступающего воздуха не хватает (например, при преодолении барханов на невысокой скорости), в конструкции предусмотрены еще два вентилятора, которые отводят горячий воздух через отверстия в задней части электрокара.
В Audi результатом довольны. Заставить жидкость температурой 60 градусов эффективно охлаждать машину на 40-градусной жаре непросто: мешает изначально малая разница в температуре.
«Мы окончательно убедились в эффективности охлаждения в ноябре в Морокко, – рассказывает Фробер. – Карлос Сайнс по мягкому песку пересек устье высохшей реки, при этом мы специально заклеили сопла воздухозаборников. Все системы работали безупречно».