Бизнес

Старый новый президент и переродившаяся Niva: итоги 2021 года для АвтоВАЗа

Старый новый президент и переродившаяся Niva: итоги 2021 года для АвтоВАЗа

Для главного отечественного автопроизводителя минувший год был богат на события: АвтоВАЗ начал выпуск автомобилей за рубежом, представил ряд новинок и заявил о планах вывести автомобили Lada на новый (в том числе ценовой) уровень. Журнал «Движок» узнал от топ-менеджеров тольяттинского автогиганта о том, какие события в 2021 году они считают самыми важными в развитии предприятия, а также чем АвтоВАЗ порадует российских автомобилистов в 2022-м.

Возвращение Николя Мора и российской юрисдикции

В минувшем году президентом АО «АвтоВАЗ» вновь стал Николя Мор, который ранее уже возглавлял тольяттинское предприятие. Он сменил на этом посту Ива Каракатзаниса, который руководил компанией с лета 2018 года.

Президентом и генеральным директором АвтоВАЗа в первый раз Николя Мор стал в апреле 2016 года и занимал этот пост до мая 2018-го. Одновременно с работой на позиции президента АвтоВАЗа Николя Мор является генеральным директором по операциям Renault Groupe в России и СНГ.

Старый новый президент и переродившаяся Niva: итоги 2021 года для АвтоВАЗа

Николя Мор

Кроме того, в прошлом году произошло еще одно знаковое событие. У АвтоВАЗа сменился формальный собственник: 100% акций российского предприятия перешли от нидерландской компании Alliance Rostec Auto B.V. к фирме «Лада Авто Холдинг», которая имеет юридический адрес в Москве.

Дело в том, что с 1 января прекратило свое действие межправительственное соглашение «Об избежании двойного налогообложения». В новом российском СП доли собственников остались такими же: 67,6% у Renault, 32,4% у «Ростеха».

Кризис, дефицит и новые лидеры продаж

Как и другие автопроизводители, АвтоВАЗ в прошлом году столкнулся с дефицитом электронных компонентов. Летом 2021-го компания начала выпускать и поставлять дилерам автомобили Vesta, XRAY и Largus в «урезанной» комплектации Comfort Light — без многофункционального рулевого колеса и мультимедийной системы. Позднее АвтоВАЗ был вынужден несколько раз останавливать производство в Тольятти.

Следствием проблем с поставками комплектующих стал дефицит автомобилей у дилеров и падение продаж во втором полугодии 2021-го. После бурного роста в начале года за счет низкой базы предыдущего периода в апреле Lada показала рекордный рост на 304% (данные Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса) — показатели ушли в минус. В августе было зафиксировано падение на 32%, в сентябре — на 51%, в октябре и ноябре — на 31% по каждому месяцу. «Вероятно, дефицит сохранится и в 2022 году, но мы надеемся, что все будет менее драматично», — отметил в комментарии журналу «Движок» Николя Мор.

Старый новый президент и переродившаяся Niva: итоги 2021 года для АвтоВАЗа

На продажи АвтоВАЗа кризис полупроводников повлиял весьма своеобразно: итоговая статистика не в полной мере отражает реальный спрос на те или иные модели. Бестселлером марки Lada (и рынка РФ в целом) стала Vesta, хотя большую часть года уверенно лидировала Granta. Но под конец 2021-го сказалась нехватка комплектующих для «Гранты», а именно модулей ABS. В случае с «Вестой» такой проблемы не было, и именно она и «перетянула» к себе значительную часть покупателей в ноябре и декабре.

По итогам 2021 года российским покупателям было передано 113 698 автомобилей Vesta. Lada Granta разошлась в количестве 111 430 штук. Всего же в минувшем году в России было реализовано 350 714 автомобилей Lada, что на 2,1% больше, чем по итогам 2020 года.

Новые горизонты

АвтоВАЗ в минувшем году был весьма активен на экспортном направлении, несмотря на сложную ситуацию на мировом рынке. В Узбекистане, в свободной экономической зоне Джизак, в 2021-м начался выпуск автомобилей Lada Vesta SW, XRAY и Largus. Партнером выступила компания Roodell — официальный дистрибьютор Kia, Lada и Renault в Узбекистане. Николя Мор отметил, что АвтоВАЗ намерен развивать в Узбекистане продажи седанов, в частности вывести на этот рынок седан Vesta.

Старый новый президент и переродившаяся Niva: итоги 2021 года для АвтоВАЗа

Российский автогигант возобновил производство автомобилей в Казахстане, которое было остановлено в 2020 году. АвтоВАЗ сменил индустриального партнера — теперь автомобили Lada выпускает не АО «Азия Авто» в Усть-Каменогорске, как раньше, а предприятие «СарыаркаАвтоПром» в Кустанае.
Также АвтоВАЗ открыл в 2021 году новый дилерский центр в Ереване. Это первый салон, запущенный в работу с новым партнером Lada в Армении — компанией «Мегна». Не менее успешно идут дела бренда на рынке Азербайджана, где Niva Legend уверенно занимает первое место в рейтинге продаж.

Год обновлений

В феврале 2021-го на рынок вышла новая версия Lada Niva (в прошлом — Chevrolet Niva), которая получила название Niva Travel. От прежней модели новинку отличают иное оформление передней и задней части кузова, новые фары и светодиодные фонари. Автомобиль оснащен 1,7-литровым бензиновым мотором мощностью 80 л. с. с 5-ступенчатой коробкой передач.

Также АвтоВАЗ запустил в 2021 году продажи обновленного Lada Largus, который получил измененную внешность, новые опции и более просторный салон. Автомобиль представлен в трех версиях — пассажирской, «внедорожной» Largus Cross, а также в коммерческом варианте «фургон». Гамму двигателей пополнил модернизированный мотор объемом 1,6 литра, развивающий 90 л. с.

Осенью 2021 года стартовали продажи обновленной Lada Niva Bronto — она создана на базе 3-дверной Niva Legend. Внедорожник получил 1,7-литровый бензиновый двигатель мощностью 83 л. с., который работает в паре с 5-ступенчатой «механикой». Также в прошлом году производитель представил публике новую мультимедийную систему Lada EnjoY Pro и телематическую платформу Lada Connect.

Старый новый президент и переродившаяся Niva: итоги 2021 года для АвтоВАЗа

Обрасти компонентами

В ноябре стало известно о планах АвтоВАЗа купить 40% акций АО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), входящего в группу организаций ПАО «КАМАЗ». Сейчас в ОАТ входят десять производственных предприятий по выпуску автокомпонентов в пяти регионах.

«Мы хотим модернизировать ОАТ и сделать группу сильной командой будущего. Будем работать над поиском новых партнеров, развитием новых технологий», — заявил Николя Мор. Вопрос о том, сколько это будет стоить, он оставил без ответа.

Европейский уровень

В ближайшее время АвтоВАЗ планирует выпустить ряд новых моделей. В их числе новая «Нива» (концепт компания представила еще в 2018 году на Московском автосалоне), а также обновленная Lada Vesta, которая будет доступна в том числе в версии на природном газе. Модельный ряд в целом ждут в обозримом будущем весьма серьезные изменения. В частности, как и автомобили Dacia, машины Lada станут базироваться на модульной платформе CMF-B альянса Renault-Nissan.

Старый новый президент и переродившаяся Niva: итоги 2021 года для АвтоВАЗа

Помимо технологических новшеств грядут также ценовые изменения, и речь не о традиционном повышении стоимости. В 2021 году руководство компании поставило цель вывести автомобили марки Lada в сегмент свыше 1 млн рублей. Выпуск доступных моделей при этом продолжится.

Говоря о готовности российских потребителей к Lada более чем за миллион, Николя Мор заметил, что все будет зависеть от характеристик продукта. «Если это будет автомобиль высокого качества с новыми опциями, то мы пробьем этот хрустальный потолок цены, и потребители будут готовы к приобретению такой машины», — подчеркнул глава компании. На такой шаг АвтоВАЗ идет для того, чтобы клиенту было куда расти внутри модельного ряда бренда.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2824

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки