Бизнес

Контрафакт в сегменте компонентов тормозной системы: о проблемах и путях их решения рассказывают специалисты TMD Friction
Подделка запасных частей — незаконный, но, увы, распространенный и массовый бизнес. Занимаются им и кустарные цеха, и целые заводы, которые днем делают легальную продукцию, а ночью — контрафакт. Само собой, в зоне риска расходные компоненты известных мировых брендов, которые легко подделываются и продаются миллионами. О масштабах проблемы и методах борьбы с контрафактом журналу «Движок» рассказал Евгений Сушилин, руководитель отдела маркетинга ООО «ТМД Фрикшн Евразия», одного из мировых лидеров по производству компонентов тормозной системы.
Расскажите об итогах вашей работы в 2019 году — чего удалось добиться на российском рынке и с чем вы это связываете?
— Результаты прошлого года для нашей компании в целом положительные: рост составил примерно 5%. Связано это прежде всего с тем, что компания TMD Friction предлагает широко дифференцированный ассортимент продукции. Мы работаем не только на легковой, но и на грузовой сегмент. Кроме того, мы представляем на российском рынке бренды в различных ценовых сегментах: премиальные Textar и Nisshinbo, Mintex уровня «мидл плюс», а с этого года мы запустим и бренд Don для легковых автомобилей в среднеценовом сегменте. Клиентам удобно с нами работать, так как они могут получить компоненты нескольких брендов, и отличающихся по ценовому позиционированию, и ориентированных на различных автовладельцев.
Наши флагманские бренды Textar и Nisshinbo — самые востребованные. Продукция именно этих двух брендов составляет основной оборот компании. Ну, а если говорить о товарных группах, то самыми популярными для легковых автомобилей, безусловно, являются тормозные колодки и диски. Также хорошим спросом пользуются тормозная химия и аксессуары.
Насколько серьезной вы видите проблему контрафакта в мире и в частности в России?
— Проблема, безусловно, есть, но, по нашему опыту, касается она не всех компонентов тормозной системы, а самого массового продукта — тормозных колодок. Поддельные тормозные диски или, например, барабаны видеть пока не приходилось. Однако колодки подделывают часто и на совершенно разных уровнях.
Фактор, сильно влияющий на распространенность контрафактной продукции, — это, как ни странно, доступность высококачественной полиграфии. Поддельщики делают очень качественную упаковку, которую на первый взгляд зачастую сложно отличить от оригинальной даже специалисту, а уже внутрь коробки кладут все что угодно — от кустарной поделки до просто чуть более дешевого аналога, произведенного легально. Самые дешевые контрафактные колодки отличить, конечно, достаточно легко: грубое производство, отсутствие предусмотренных конструкцией скосов или пропилов на колодке, неаккуратная маркировка, дешевые даже на вид материалы, комплекты без необходимых аксессуаров. Однако иногда, чтобы определить подделку, требуется тщательный анализ. Самый подделываемый продукт на сегодня — это, пожалуй, колодки Textar.
В основном мы сталкиваемся с подделками уже непосредственно в продаже. Предприятия, именно производящие поддельные колодки, нам не попадались пока ни разу. Можем предположить, что большая часть контрафакта производится не в нашей стране, а идет из стран Юго-Восточной Азии.
Какие меры защиты сегодня доступны покупателям запчастей?
— Самый надежный способ — это покупка компонентов у дистрибьюторов, которые являются официальными партнерами производителя. Причем важно, чтобы покупка производилась из наличия на складе компании-дистрибьютора.
Увы, у многих интернет-магазинов функционирует система подгрузки сторонних поставщиков, куда могут попасть и недобросовестные компании. Крупные дистрибьюторы серьезно следят за этим и при обнаружении контрафакта такого поставщика сразу отключают, однако сделать это быстро успевают не всегда. На нашем официальном сайте указаны все партнеры, с которыми мы работаем.
Вторая рекомендация покупателям — не гнаться за низкой ценой. Большинство обращений, по которым был подтвержден контрафакт, поступило от клиентов, купивших детали на 20–30% дешевле среднерыночной цены.
Даже если вы привыкли к онлайн-покупкам — не ленитесь сравнивать цены в рамках интернет-магазинов. Если у девяти продавцов цена более-менее схожая, а у одного резко отличается в более выгодную сторону — это повод заподозрить неладное.
Третья рекомендация — обращать внимание на качество изготовления упаковки и самой запчасти, а также комплектность набора и присутствие необходимых для замены аксессуаров. Наличие на коробке защитных голограмм сегодня уже не является 100-процентной гарантией оригинальности: их тоже научились подделывать.
Компания TMD Friction для всех своих брендов — Textar, Mintex, Don, Nisshinbo — выпустила бесплатное мобильное приложение Brakebook по подбору продукции, в котором также предусмотрена функция сканирования штрихкода на упаковке. Если после сканирования штрихкод ведет на страничку продукта в фирменном каталоге — беспокоиться не стоит. Если возникает ошибка или появляется какой-либо другой артикул, то с большой вероятностью это подделка. Приложение доступно для всех современных смартфонов, скачать его можно в App Store и Google Play.
С конца 2019 года мы ввели дополнительную степень защиты для нашей продукции — защитный стикер PROriginal. Пока он появился только на упаковках с комплектами дисковых тормозных колодок для легковых автомобилей бренда Textar, но в будущем мы планируем применять его и для других брендов и групп продукции.
Стикер PROriginal размещается на упаковке вместо защитной голограммы. После вскрытия коробки на его обратной стороне покупатель увидит QR-код, а также 12-значный буквенно-цифровой код, которые являются уникальными и соответствуют данному конкретному изделию. Отсканировать QR-код можно с помощью любого соответствующего приложения. Мы рекомендуем сканировать QR-код с этикетки с помощью упоминавшегося выше бесплатного мобильного приложения Textar Brakebook. При отсутствии QR-сканера можно вручную ввести 12-значный код со стикера на сайте https://www.fightingthefakes.com/textar/ и сразу узнать результат проверки в системе. Если код был скомпрометирован, то сайт тут же выдаст соответствующее предупреждение!
Нужно учитывать, что поставки на российский рынок тормозных колодок Textar в упаковке с наклейкой PROriginal начались в декабре 2019-го. При этом как на наших складах, так и у многих продавцов еще остались запасы оригинальной продукции в старой упаковке без стикера.
В любом случае при подозрении на подделку (да и просто при наличии любых вопросов по нашей продукции) потребитель всегда может связаться с российским офисом компании — по телефону, электронной почте, через наши соцсети — и получить квалифицированную консультацию наших технических специалистов.
При обнаружении точек реализации подделок TMD Friction подает заявления и передает всю имеющуюся информацию в правоохранительные органы. Однако практика показывает, что самый эффективный способ борьбы с контрафактом — это внимательность и бдительность самих покупателей.