Бизнес

Ikon отметил 20-летие завода во Всеволожске
Компания Ikon Tyres провела на заводе во Всеволожске Ленинградской области специальное мероприятие, посвященное 20-летию запуска серийного производства шин.
Как рассказал журналистам в ходе прошедшего в рамках мероприятия пресс-брифинга генеральный директор предприятия, руководитель направления «Шинный бизнес» группы компаний «Татнефть» Андрей Пантюхов, строительство завода началось в 2004 году в промзоне, расположенной на месте бывших торфоразработок. Через год, в июне 2005 г., на мощностях предприятия были выпущены первые шины; официальная церемония открытия завода прошла в сентябре того же года.
Первоначально предприятие выпускало премиальные шины под брендом Nokian Tyres; затем, с 2008 года, всеволожский завод приступил к производству моделей среднего ценового сегмента марки Nordman. Отметки в 100 млн выпущенных шин предприятие достигло в 2017 году; тогда же производственная мощность завода составила 17 млн шин в год, причем около двух третей от общего объема готовой продукции поставлялось на экспорт (в 2024-2025 годах предприятие, по словам А. Пантюхова, загружено чуть более чем на 50%).
В 2022 году концерн Nokian Tyres объявил о своем уходе с российского рынка и «начале строительства новой компании без участия России». Всеволожский завод сменил собственника (им стала группа компаний «Татнефть»), выпускаемая им продукция претерпела ребрендинг (шины Nokian стали называться Ikon – модели Nordman сменили название на Character). При этом производственный процесс на предприятии, в целом, остался прежним: как отметил А. Пантюхов, после смены собственника были сохранены технологии производства, основные рецептуры резиновой смеси, особенности рисунка протектора шин, а также система контроля качества готовой продукции.
Генеральный директор завода Ikon Tyres, руководитель направления "Шинный бизнес" группы компаний "Татнефть" Андрей Пантюхов
Сегодня завод Ikon Tyres является частью направления «Шинный бизнес» группы «Татнефть», в которое входят также предприятие Tengri Tyres в Казахстане и завод Birinchi Rezinotexnika Zavodi в Узбекистане. Всеволожское предприятие располагает также собственным R&D-центром, одним из первых проектов которого стали новые шипы для зимних шин премиальной линейки. Кроме того, специалисты центра разрабатывали новые модели Ikon Autograph – шипованную Ice 10 и фрикционную Snow 5, – которые поступят в продажу нынешней осенью к наступающему зимнему сезону.
Организация собственного R&D-подразделения позволила заводу существенно расширить линейку выпускаемых типоразмеров шин: если еще в 2023 году, по словам гендиректора предприятия, выпуск шин во Всеволожске осуществлялся без расширения размерного ряда, то в 2024-м линейка типоразмеров была увеличена на 32 SKU, а в 2025-м – на 270 SKU. Последнее расширение связано, прежде всего, с запуском производства моделей Autograph Ice 10 и Snow 5: каждая из них уже на старте продаж станет доступна в 104 типоразмерах с посадочным диаметром от 16 до 22 дюймов. В предыдущую эпоху, по словам А. Пантюхова, всеволожский завод «22-е» шины не выпускал.
Производство шин и контроль качества продукции на заводе Ikon Tyres
На сегодняшний день ассортимент выпускаемых предприятием шин покрывает порядка 93% активного автопарка РФ (по данным о структуре парка на 2024 год); модели Ikon могут быть установлены почти на 99% продаваемых в нашей стране машин 2024-2025 гг. выпуска. При этом завод во Всеволожске выпускает в том числе шины в таких экзотических прежде типоразмерах, как 245/45 R20 и 235/50 R19 для Geely Monjaro, 215/55 R18 для Belgee X50 или 215/60 R17 для Haval Jolion.
По состоянию на сентябрь 2025 года с конвейера предприятия Ikon Tyres в Ленобласти сошло свыше 196 млн шин. Большинство из них были реализованы на рынке послепродажного обслуживания автомобилей, часть «тиража» отправилась на рынок конвейерных поставок: всеволожское предприятие поставляет в настоящее время шины на автозавод «Москвич». Ikon, по словам Андрея Пантюхова, ведет переговоры с рядом работающих в РФ автопроизводителей о поставках шин на их конвейеры. О каких именно производителях идет речь, гендиректор всеволожского завода не уточнил, но отметил, что сотрудничать в сфере OEM-поставок с АвтоВАЗом и другими производителями автомобилей массового сегмента в Ikon Tyres не намерены.
Фото: пресс-служба Ikon Tyres