Бизнес
«Автостат. Оперативка»: авторынок в сентябре
Аналитическое агентство «Автостат» подвело итоги продаж на российском авторынке в сентябре текущего года в рамках ставшей уже традиционной онлайн-конференции «Оперативка». О том, с какими результатами завершился первый месяц осени и какие тенденции в развитии российского авторынка отметили за отчетный период аналитики «Автостата», — в материале «Движка».

Как рассказал исполнительный директор агентства Сергей Удалов, продажи на авторынке РФ по итогам 9 месяцев 2022 года упали во всех сегментах и по всем категориям транспортных средств. Наиболее драматическим (–59%) было падение в легковом сегменте, до 474,7 тыс. единиц; на 46% (до 55,3 тыс. ед.) сократились продажи легких коммерческих машин (LCV); рынок грузовиков сократился за 9 месяцев на 19% (до 58,7 тыс. ед.), тогда как в сегменте автобусов продажи снизились минимально: на 1% (до 8,9 тыс. шт.). На автомобильном рынке в целом с января по сентябрь реализовано в общей сложности 597,5 тыс. транспортных средств всех типов, что на 56% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Если оценивать еженедельную динамику рынка легковых автомобилей, то после небольшого, но уверенного роста в начале года продажи подскочили до 38,5 тыс. машин по итогам 9-й недели года (28 февраля — 6 марта), после чего, уже на 10-й неделе, последовал обвал, а затем — последовательное снижение до уровня чуть больше 5 тыс. единиц к 14–15-й неделям. На 19-й неделе (9–15 мая) был зафиксирован самый низкий уровень недельных продаж на российском авторынке за 9 месяцев 2022 года (4,9 тыс. машин); с тех пор выше отметки в 10,8 тыс. в неделю (на 38-й неделе — 19–25 сентября) рынок не поднимался.
По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, текущее восстановление рынка идет исключительно за счет моделей Lada и двух-трех китайских брендов. При этом у «Лады» доля на первичном рынке достигла примерно 40%, у китайских марок она составляет около 27%.
В сегменте коммерческой техники с 13-й недели текущего года автомобилей класса LCV продается меньше, чем более крупных грузовиков. Ранее, как отмечают специалисты «Автостата», такого на нашем рынке не наблюдалось; и эта тенденция сохраняется до сих пор.
По итогам сентября, по данным «Автостата», продажи новых легковых автомобилей в России выросли по сравнению с августом на 4,2% — до 44 398 единиц. Ранее, в июне, июле и августе, рынок также демонстрировал положительную динамику месяц к месяцу, однако до уровней января и февраля (85 932 и 99 115 машин соответственно) пока по-прежнему далеко. Прогноз на 2022 год в целом эксперты агентства пока не меняют: в России в нынешнем году, по их мнению, будет продано чуть более 600 тыс. новых легковых автомобилей.
Доля автомобилей массового сегмента в общем объеме продаж новых машин в сентябре достигла 96,9%; на сегмент «премиум» пришлось лишь 3,1%. Динамика падения в «премиуме» тоже была более впечатляющей: –90% против –56,3%. В плюсе среди премиальных брендов продажи в сентябре были только у Tesla (44 шт., +7,3%). В массовом сегменте положительную динамику продемонстрировали шесть брендов: Lada и пять китайских марок. Что же касается большинства брендов, ранее формировавших рынок, то у них продажи упали более чем на 80%. Среди моделей наибольший рост был у Lada Granta (12 156 машин, +270,7%), наибольшее падение — у Kia Rio (666 ед., —90,2%).
Продажи электромобилей в России растут, отмечают в «Автостате». Машины на электротяге занимают уже примерно 0,5% рынка, и рост их доли будет продолжаться и дальше, прогнозируют в агентстве. Самыми продаваемыми электромобилями в РФ по итогам сентября стали модели семейства Volkswagen ID.
На российском вторичном рынке в сентябре было продано около 450 тыс. автомобилей с пробегом, что на 21,9% меньше, чем в сентябре 2021 года.
За 9 месяцев продажи достигли без малого 3,9 млн машин (–21% к сентябрю 2021 года). По отношению к августу рынок б/у авто незначительно вырос (на 2,6%), и этот тренд, как и на первичном рынке, наблюдался на протяжении всего лета. Причем на «вторичке» продажи превзошли докризисный февральский уровень еще в июле. Рынок б/у машин, как отмечают в «Автостате», — в целом более инерционный, чем первичный (он медленнее растет и медленнее падает), но его падение в этом году — все равно весьма серьезное. В моменте в сентябре, по словам экспертов агентства, на рынок существенно повлияли машины, продаваемые теми, кто уезжал из страны.
Пожалуй, самым интересным графиком, представленным «Автостатом» в рамках октябрьской «Оперативки», был тот, что иллюстрировал динамику роста цен на автомобили в России за последние несколько лет. Из него следует, что средневзвешенная цена новой машины в нашей стране устойчиво росла с 2014 года (с предыдущего кризиса с его резкими скачками валютных курсов). В период с 2014 по 2021 год средняя цена нового автомобиля в РФ выросла с 1 001 600 до 1 990 000 рублей. В текущем году цены на машины взлетели снова и стабилизировались на уровне, превышающем 2,2 млн рублей.
Похожая тенденция отмечена и на вторичном рынке — с той лишь разницей, что, во‑первых, периодов, когда цены незначительно снижались, было больше, а во‑вторых, средневзвешенная цена автомобиля с пробегом в РФ по итогам 9 месяцев 2022 года составляет 1 188 835 рублей. Однако в сегменте относительно свежих машин (до 7 лет) цены тоже запредельны: в среднем свыше 2,25 млн рублей.
Факторов, которые давили бы на цены, заставляя их снижаться, эксперты «Автостата» не видят: на той же «вторичке» они, напротив, продолжат рост из-за дефицита. Не видя альтернативы, люди не будут выставлять на продажу свои машины с пробегом — следовательно, не будут снижаться и цены. Коррекция же вниз возможна лишь в сегменте старых авто: возрастом более семи лет.
Фото: журнал «Движок», YouTube-канал «Автостат ТВ»




















