Бизнес

Auto3N Aftermarket Forum 2022: как работать в условиях неопределенности

Auto3N Aftermarket Forum 2022: как работать в условиях неопределенности

Компания Auto3N провела ставший уже традиционным форум, посвященный подведению итогов работы за минувший год, анализу отрасли автокомпонентов и автосервисных услуг, стратегиям развития ведущих брендов, а также прогнозам развития рынка Aftermarket на 2022 год.

Спикерами мероприятия выступили представители ведущих брендов автозапчастей на российском рынке и независимые автоэксперты. Открывал конференцию исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов, который поделился с участниками статистикой по российскому рынку автомобилей с пробегом за прошлый год.

Продажи на вторичном авторынке РФ, по словам эксперта, выросли на 8% и такая динамика оказалась даже более существенной, чем перемены на рынке новых машин. На каждый проданный в нашей стране новый автомобиль приходились почти четыре реализованные машины с пробегом. Соотношение между этими двумя сегментами авторынка довольно очевидное: чем сложнее ситуация на рынке новых машин, тем большая активность покупателей наблюдается на «вторичке».

Отдельно С. Удалов остановился на структуре рынка автомобилей с пробегом. Согласно собранной агентством статистике, массовый сегмент в прошлом году вырос на 8%, премиальный — на 11%. Причины такой разницы в том, что обеспеченные автовладельцы в кризисные времена всегда чувствуют себя лучше; они были готовы приобретать новые машины, продавая свои прежние премиальные авто. Однако в целом доли сегментов остались прежними: 90% — масс-маркет, 10% — премиум. Это примерно соответствует всему движущемуся парку автомобилей в России. Среди брендов на вторичном рынке ожидаемо доминирует Lada, на втором месте практически с двукратным преимуществом над ближайшим преследователем держится Toyota.

Auto3N Aftermarket Forum 2022: как работать в условиях неопределенности

Говоря о прогнозах на ближайшее будущее, исполнительный директор «Автостата» отметил, что сейчас все, даже частные, продавцы машин на «вторичке» действуют в условиях неопределенности. Только за последнюю неделю перед конференцией агрегаторы заявляли, что продавцы на сайтах весьма активно снимали объявления, не продав свои автомобили. Причина в том, что многие сейчас ждут хоть какой-то информации, чтобы понять, что будет происходить с ценами. Только в Москве дилеры сняли четверть всех объявлений о продаже машин.

Примерно в том же ключе о ситуации неопределенности высказался и Виталий Кравец, директор ассоциации «GiPA Россия», который представлял на форуме данные по рынку автокомпонентов. По его мнению, нас ждет существенный передел рынка, так как отсутствие запасных частей мировых брендов заставит прекратить свою деятельность множество компаний. Особенно пострадают дилеры, которые не смогут предлагать многие доступные ранее услуги, — зато их с удовольствием предоставят клиентам независимые СТО. В ближайшее время единственным основным критерием выживаемости сервисных станций станет наличие запчастей.

Auto3N Aftermarket Forum 2022: как работать в условиях неопределенности

О будущем практически все спикеры говорили с опасением, а вот представитель компании KYB Сергей Бескоровайный решил в своем выступлении сконцентрироваться на текущей ситуации. В частности, он отметил, что, несмотря на нестабильное состояние рынка, японский бренд заканчивает финансовый год в значительном плюсе по сравнению с 2021-м: KYB реализовала в РФ на четверть больше амортизаторов и на 30% больше пружин.

Ситуация на рынке и в экономике, по словам С. Бескоровайного, меняется даже не каждый день, а каждый час, но он видит и некоторые положительные тенденции. В частности, повод для оптимизма дает тот факт, что Южная Корея официально не собирается прекращать поставку автомобилей и запасных частей на наш рынок. При этом покупательская способность населения будет, конечно, падать. Тем более что услуги кредитования, в том числе и автокредитования, предлагаются сейчас под весьма негуманные проценты.

Примерно в том же духе высказался и Иван Легушев из компании CTR, который также отметил, что бренд существенно превысил планы по продажам за 2021 год. CTR не планирует как-то ограничивать свою деятельность в России — напротив, собирается развиваться и расширять товарную линейку. Так, в этом и следующем году в компании планируют вывести на рынок карданы и гибридные стойки стабилизатора. И. Легушев назвал главными критериями выживания и успешности брендов в текущих условиях «честность с партнерами и взаимовыгодное сотрудничество».

Отдельно представитель CTR отметил, что не стоит доверять ложным выводам, которые делают выступающие в СМИ эксперты. Например, приостановка отгрузок, о которой объявили многие бренды (и не только автокомпонентные), говорит лишь о временной остановке работы, но не об уходе с рынка. В CTR, например, временно остановили отгрузки, чтобы разобраться в ситуации, но компания не только не собирается покидать рынок, но и планирует развиваться на нем.

Auto3N Aftermarket Forum 2022: как работать в условиях неопределенностиAuto3N Aftermarket Forum 2022: как работать в условиях неопределенности

Станислав Белоцерковский, менеджер по продажам брендов Osram и Neolux, отметил, что прошлый год был весьма успешным для всего сегмента автомобильного освещения. Так, в четвертом квартале продавалось по 5 млн ламп каждый месяц. Частично это связанно с ростом по сравнению с низкой базой «ковидного» 2020 года. Лучше всего, что ожидаемо, реализовывались галогенные лампы головного света.

С. Белоцерковский отметил, что, как и многие производители, бренды Osram и Neolux временно остановили продажи в России. Неизбежно произойдет повышение цен (причем, скорее всего, незамедлительное), но в самое ближайшее время отгрузки возобновятся. Подорожание на начальном этапе будет на уровне 10–12%.

Каков итог?

Судя по настрою представителей крупных игроков рынка автокомпонентов, серьезной паники в их рядах нет. Есть общее понимание того, что настают тяжелые времена и продажи в текущем году неизбежно упадут, а цены вырастут. Но даже в этих условиях основные участники российского рынка не собираются не только уходить с него, но и прекращать свое развитие. Так как даже в условиях ограниченности ресурсов отечественный рынок все еще остается одним из самых крупных в Европе и терять свои позиции на нем никто не намерен.

Auto3N Aftermarket Forum 2022: как работать в условиях неопределенности

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2131

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки