Автоспорт

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты

Не будем скромничать: «КАМАЗ-мастер» — гордость автоспорта России, да и всей страны на протяжении почти трех десятилетий. Кто бывал в штаб-квартире команды в Татарстане, знает: непобедимые пилоты из Набережных Челнов завоевали столько наград, что для них выделили целый зал. Но мы не увидели бы этих побед, если бы не бесконечные тренировки, самая серьезная подготовка техники, строгая дисциплина, командный дух и осознание ответственности каждого. Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Дмитрий Сотников рассказали корреспонденту «Движка» о подготовке команды к очередным соревнованиям.

 

Как и всех, «КАМАЗ-мастер» застала врасплох пандемия коронавируса, нарушившая почти все планы команды — не только календарь соревнований, но и тренировочные процессы, производственные задачи, а также рекламные обязательства. Напомним, что гоночная команда — это не только спортивная, но и административная структура. В общем, перекраивать пришлось практически весь уклад жизни.

В отличие от страны в целом, отправившейся весной на карантин на два месяца, для экипажей «КАМАЗ-мастер» было составлено специальное расписание с соблюдением всех мер предосторожности: ежедневные физические онлайн-тренировки, дистанционные занятия по иностранному языку, а также различные промоакции, онлайн-встречи с фанатами и другие удаленные активности, которые раньше спортсмены проводили в очном режиме.

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты

Само собой, не останавливалась работа и в техническо-производственной сфере. Был предпринят серьезный анализ гонки в Саудовской Аравии, куда в 2020 году перенесен «Дакар». Пилоты, техники и инженеры находились в постоянном взаимодействии для определения оптимальных характеристик гоночных грузовиков на предстоящий сезон.

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты

А обсуждать было что. По словам Эдуарда Николаева, трасса в Саудовской Аравии оказалась не такой, как ее заочно представляли себе гонщики, — вместо повсеместной пустыни маршрут более чем наполовину проходил по каменистым поверхностям. Причем камни — понятие условное: по факту это были выступающие из-под земли и песка края скальной породы, о которые участники гонки изрядно побили и колеса, и подвеску. Кроме того, специфическими оказались и песчаные барханы, отличающиеся по структуре и консистенции от пустынь Южной Америки и Африки. Еще одна особенность — быстрое чередование участков с различными поверхностями, что требует от грузовых болидов определенных характеристик на каждом отрезке, — а реализовать это крайне непросто.

Если говорить в целом, то глобальных изменений гоночный КАМАЗ 2021 модельного года не претерпел, но получил массу всевозможных доработок. Причем настройка узлов и агрегатов, в общем-то, не прекращается ни на минуту, в том числе и во время гонки.

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты

Привычный гоночный КАМАЗ в ближайшее время кардинально изменится. Команда работает над созданием спортпрототипа с флагманской кабиной К5 (фото справа), которая в скором времени станет единственно доступной для вообще всех КАМАЗов

Собственно, «КАМАЗ-мастер» выступает на бескапотной модели 43509, которую приводит в движение 13-литровый двигатель Cummins китайского производства. Номинально мотор выдает 450 л. с., однако в стоковом состоянии для спортивных режимов работы он не подходит. Командные мотористы переделывают агрегат так, что от него, по сути, остается один шорт-блок. А если еще точнее, то основная часть деталей двигателя подвергается доработке, другая - меняется в пределах технического регламента — в результате мощность увеличивается до 1150 л. с. Разгон огромного гоночного грузовика с такой мощностью сокращается до 7,5 секунд до 100 км/ч — правда, при пиковой нагрузке и расход топлива в моменте может превышать трудно осознаваемые 200 литров на 100 км.

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты

В паре с двигателем работает автоматическая коробка передач, на которую перешел практически весь класс ралли-рейдовых грузовиков, в том числе и газодизельный КАМАЗ Сергея Куприянова. Новая трансмиссия заметно упростила жизнь пилотам, причем, по их словам, на надежность это не повлияло: коробка справляется с гоночными нагрузками. Ну а там, где нужно, гонщики переходят на ручное переключение с помощью подрулевых лепестков. 

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты

Итак, что же изменилось? Во-первых, не прекращается доработка машины в плане аэродинамики. Речь идет о направлении воздушных потоков для охлаждения различных систем автомобиля. По словам начальника конструкторского отдела «КАМАЗ-мастер» Евгения Яковлева, здесь еще есть куда двигаться: последний «Дакар» выявил пробелы в настройках. Само собой, параллельно инженеры работают с новыми материалами и конструкциями узлов, внедрение которых улучшит характеристики надежности.

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты
 

Шины — еще одна важнейшая составляющая результата. В нынешнем сезоне «КАМАЗ-мастер» продолжает использовать покрышки Goodyear offroad ORD, которые, по мнению пилотов, чуть лучше справляются с нагрузками «Дакара».

Еще одна достаточно неожиданная причина модернизации — система подкачки шин. Из-за большого количества постоянно чередующихся спецучастков — от скоростных до внедорожных — экипажи тратят довольно много времени на изменение давления в шинах. Как оказалось, улучшение этой системы позволяет сэкономить драгоценные минуты, а то и вовсе не застрять в песках в самый неподходящий момент.

С 2016 года «КАМАЗ-мастер» сотрудничает с российским представительством Total — компанией «Тотал Восток». Французский производитель смазочных материалов поставляет команде моторное и трансмиссионное масло, а также ряд других продуктов

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты

Подвеска — и вовсе «полигон» для настроек. Команда «КАМАЗ-мастер» использует одновременно несколько типов подвески на разных грузовиках (с пружинами и без), чтобы иметь возможность сыграть на характеристиках, выбрав оптимальные для каждой гонки. Усложняется процесс тем, что, как и в случае с шинами, трасса состоит из совершенно разных спецучастков. На каждом из них шасси стараются подстроить под грунт и рельеф, однако жесткий регламент FIA большого пространства для маневра не оставляет, так что выбирается некий компромиссный вариант характеристик.

При наличии всевозможных программных настроек двигателя и коробки передач изменений достаточно и в кабине — причем настолько, что снимать на камеру новое убранство и оборудование нам не разрешили.

 

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты

На новом грузовике удалось проехать по тренировочному полигону в «боевом» режиме с Эдуардом Николаевым. Даже на штурманском месте впечатления, конечно, не передать: что-то среднее между страхом и азартом вперемешку с перегрузками. По ощущениям, машина стала мягче. Однако это опять же дело выставленных характеристик — каждый пилот настраивает подвеску под себя

Каков итог?

Первая после карантина гонка для «КАМАЗ-мастер» состоится в России — это астраханский этап «Золото Кагана», который должен пройти в сентябре. Для обновленных машин он станет своеобразной разведкой боем. Ну а дальше все силы будут сосредоточены на подготовке к «Дакару-2021», который стартует 3 января, — в новом сезоне главный ралли-марафон планеты ждут существенные организационные изменения.

«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты«Дакар-2021» зовет: «КАМАЗ-мастер» готовится к главному ралли-марафону планеты

«КАМАЗ-мастер» выходит на телеэкраны

Помимо профессиональной деятельности команда «КАМАЗ-мастер» решила порадовать фанатов достаточно креативным для отечественной автоспортивной жизни проектом — сериалом «Мастер» (8 серий). Сюжет вымышленный, однако содержит отсылки к событиям из жизни команды. Одним из продюсеров выступил Федор Бондарчук, режиссер — Степан Коршунов. Сериал должен был выйти в прокат в 2020 году, но из-за пандемии коронавируса премьеру сдвинули, как предполагается, на начало 2021 года.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
5082

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы