печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Гаджеты

Классический навигатор: есть ли у него будущее?

Классический навигатор: есть ли у него будущее?

Штатная автомобильная навигация всё чаще стала встречаться в комплектациях новых машин. А даже если её и нет, то водители в качестве навигатора используют смартфон или планшет. Неужели классическим выносным навигаторам настал конец? Разбираемся…

 

«Обычные», или как их правильней называть «профильные» автомобильные навигаторы появились на российском рынке в начале 2000-х годов, где первопроходцем выступила марка Garmin. Периодом «расцвета» профильных навигаторов можно считать 2009-2012 год. Тогда в этот сегмент буквально бросались компании OEM-брендеры, представляя самые разнообразные варианты — от «малышей» с 3-дюймовыми диагоналями, до настоящих «лопат» (как они виделись тогда) с диагональю в 7 дюймов. Доминировали на рынке и составляли его основной «костяк» автонавигаторы на платформе Windows CE. Наиболее заметными в розничных сетях выступали марки Texet, Lеxand, Explay, Prestigo.

 

 

В плане функциональности автонавигаторы под WinCE «научились» загружать пробки по каналу GPRS через встроенный модуль связи, или через телефон с ВТ. Существенно улучшилась и картография, где появились возможные POI, в виден автозаправок, заведений питания, супермаркетов. аптек, и прочего, что принято на европейских картах, значительно улучшилась детализация и прорисовка объектов. Стал работоспособен и «пробочный сервис».

 

Основными игроками здесь выступали отечественные разработчики ПО, в первую очередь «Навител Навигатор»  и «Сити Гид», занимавшие львиную долю «предустановки». При этом сами разработчики электронных карт очень неплохо чувствовали себя, получая свою маржу за предустановку своего ПО в устройства, которых реализовывалось десятки тысяч.

 

 

«Переломным» для рынка профильных автонавигаторов стоит считать 2013-й год, когда массово начали появляться недорогие смартфоны и планшеты под ОС «Андроид», имеющие на борту GPS и GSM модули, что делало их более прогрессивной альтернативой навигаторам под WinCE. За сравнимую сумму пользователю предлагалось более универсальное «мультимедийное» устройство, нежели «обычный» автонавигатор.

 

Сыграла роль и всеобщая тяга к «комбайнам», когда пользователь желает получить «все в одном» - и навигатор, и телефон, и фотоаппарат, и медиаплеер. Что, собственно и предлагали смартфоны и планшеты. При этом бесплатные навигационные приложения делали свое дело — и тот  же «Яндекс.Навигатор», ставший доступным в «офф-лайн», поставил «последний штрих к портрету».

 

Свой вклад внесли и штатные автомобильные навигационные системы, которые к этому времени перестали быть достоинством машин «премиум-класса» и спустились в доступный ценовой сегмент. В отдельный случаях, чтобы получить встроенную навигацию покупателю предлагалось доплатить всего 15-20 тысяч рублей.

 

При этом штатная навигация «научилась» говорить на русском языке и относительно неплохо освоила местную географию, по крайней мере, в крупных городах. Несомненно, что пользоваться штатной навигацией, которая всегда на борту и активируется в «один клик», гораздо удобнее, нежели постоянно возиться с отдельным устройством, когда ничего не надо ставить-подключать, а затем отключать и снимать, путаясь в проводах.

 

 

Эпохой «перезагрузки» стал 2014-год. Технически «слабые», но недорогие и массово выпускаемые планшеты и смартфоны с большими экранами стали позиционироваться как «навигаторы-планшеты» под ОС «Андроид». Одним из первых такую практику выбрали в компании GlobusGPS, изначально позиционируя крупные смартфоны и планшеты как автонавигаторы. Соответственно предлагая в коробке весь необходимый крепеж и зарядное устройство в гнездо «прикуривателя». Теперь с «Глобуса» берут пример многие компании, такие как Lexand, Explay  и другие. 

 

Недорогие планшеты и смартфоны, автолюбители очень часто выбирают именно в качестве автонавигаторов, с чем сии устройства справляются неплохо. Android во многом лучше и универсальнее Windows CE. Так что профильные автонавигаторы рано еще списывать со счетов — они обретают некую «вторую жизнь», хоть и на другой операционной системе.

 

 

Но все же заметим, что подобные планшето-навигаторы под ОС «Андроид» - это, прежде всего, «хитрости позиционирования» и к «настоящим профильным автонавигаторам они прямого отношения не имеют. Будучи по определению «универсальными устройствами» навигационная составляющая в них реализована как «дополнительная функция» и зачастую работает очень неважно. Особенно это относится к устройствам на процессорах МТК 6ххх, которые вчистую проигрывают профильным навигаторам по скорости холодного и теплого старта. Это обязательно надо иметь ввиду, если нужен простенький планшет или смартфон в качестве «только автонавигатора».

 

 

В таком случае есть смысл выбрать именно профильный автомобильный навигатор, который обойдется в ту же  сумму 4 000-7 000 тысяч рублей, что и простенький смартфон-планшет на «Андроиде», но работать будет не в пример лучше. При этом сейчас все автонавигаторы под WinCE, кроме изначально предустановленного, также могут крутить и стороннее навигационное ПО, записанное на карту памяти.

 

Каков итог?

 

Фактически, пока смартфоны и планшеты с профильными приложениями функционально превращались в навигаторы, автомобильные навигаторы, получив универсальную операционную систему, в свою очередь, обрели мультимедийные возможности смартфонов. Поэтому профильные навигаторы, как, к примеру, и кнопочные телефоны, рано еще списывать со счетов и зачислять в отмирающие сегменты рынка. Такого изобилия марок и моделей, как три-четыре года назад здесь уже не будет, но найти и подобрать по вкусу достойный аппарат еще вполне возможно.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме