печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Досуг

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Напомним, что некоторое время назад в распоряжении нашей редакции оказался сверхскоростной магистральный лайнер от Audi, имя которому A7. Машина настолько удачно совместила в себе внешность и характеристики спорткара с практичностью огромного хэтчбека, что, не откладывая на потом, мы решили «слетать» в небольшое путешествие. А чтобы приключение не напоминало банальный путеводитель по достопримечательностям, мы отправились не в уютнейший красавец-город Минск или героический Брест, а в самую что ни на есть белорусскую провинцию.

Путь в соседнюю республику из Санкт-Петербурга начинается по Пулковскому шоссе мимо одноименного аэропорта, которое затем незаметно для водителя перетекает в Киевское шоссе и трассу Р-23. Дорога по Ленинградской области новая и относительно спокойная – пробки здесь бывают в основном на въезд в Петербург по воскресеньям, так что беспокоиться о времени выезда не стоит.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Как-то специально заранее готовиться к поездке в Беларусь по-прежнему не нужно. Слава Богу, республика является дружественной и братской, а по большому счету, ментально и духовно единым с Россией образованием, хотя попытки устроить «майдан» предпринимались и тут, а глава белорусского государства периодически делает неоднозначные заявления. Никаких виз, загранпаспортов и разрешений не нужно. Нет необходимости и менять заранее валюту – о ней отдельно чуть ниже.

Пролетев Гатчину и Лугу, попадаешь в Псковскую область – до последнего времени главный источник неприятностей для автомобилистов. В первую очередь, из-за качества дорожного покрытия, которое на большей части области оставляло желать лучшего. Мы же переживали вдвойне: если подвеску столь агрессивно выглядящей машины можно признать очень комфортной и достойно справляющейся с нашей действительностью, то 19-дюймовые диски Audi вкупе с низкопрофильной резной Pirelli постоянно находятся под угрозой повреждения.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Переживали напрасно. Программа федерального ремонта дорог наконец-то добралась и до Псковщины. Практически вся область в ремонте: где-то асфальт меняют полностью, где-то ремонтируют имеющийся, где-то идёт расширение полотна, ну а где-то вдоль дорог приходится вырубать аллеи высоченных многолетних тополей – погодные катаклизмы могут стать причиной их падения на трассу, что может привести к тяжелым авариям.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

По окружающим пейзажам видно, что запустение в псковских деревнях ещё не достигло того масштаба, который присутствует по областям на пути в Москву, но радоваться особо нечему – судя по количеству покосившихся и брошенных изб, село потихоньку вымирает и здесь.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Древний город Псков расположен всего в 300 км от Петербурга и достоин того, чтобы провести здесь как минимум выходные, собственно как и одна из главных достопримечательностей Псковской области в 100 км южнее - Пушкинские горы и музей-заповедник «Михайловское».

Город Опочка – место важной развилки дороги, каждое из ответвлений которой ведёт в Белоруссию, но имеет свои особенности и направление. Если продолжать ехать по главной дороге Р-23 (уходить левее от перекрестка), то через некоторое время окажешься в Невеле - последнем пункте перед границей и дорогой на Витебск. Если же свернуть непосредственно в Опочку (направо от центральной трассы), то через несколько километров попадаешь в город Себеж с направлением на Полоцк. Здесь всё зависит от того, куда вам нужно: в западную часть Белоруссии – через Полоцк, в восточную или южную – через Невель. Если дорога лежит в Минск, то через Себеж на Полоцк получится на 50 км короче, но чуть дороже – перед границей необходимо заплатить сбор (230 рублей) за проезд по дороге Себежского заповедника.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Таможенный пост между Россией и Белоруссией с недавнего времени снова функционирует, но только с российской стороны и в облегченном режиме. Причина возвращения таможенников – продуктовое эмбарго в отношении Евросоюза, которым пытаются пользоваться наши предприимчивые соседи, ввозя в Россию санкционные продукты с белорусскими этикетками. Собственно, тормозят грузовики и фургоны, у водителей легковых авто просто проверяют документы, да и то через раз.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Перед въездом в Белоруссию в обязательном порядке необходимо приобрести Green Card – выездной полис обязательного страхования ответственности, аналог нашего ОСАГО. Продаётся страховка на всем следовании по псковской трассе, стоимость полиса на минимальный срок (15 дней) – чуть больше тысячи рублей для легкового авто. После въезда на территорию Белоруссии местные гаишники проверяют именно его, поскольку штраф за отсутствие полиса огромный – в пересчете около 13 000 рублей.

Братская страна встречает красками. Главное отличие пейзажей за окном заключается в том, что те же самые старенькие деревеньки с покосившимися домиками в Белоруссии раскрашены всеми цветами радуги, отчего производят совершенно иное впечатление. Тут же творчество по дереву и местных умельцев, украшающих окрестности своими поделками. В целом, конечно, белорусский народ заметно аккуратней и чистоплотней российского, что заметно по многим вещам, касающимся простого быта.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Но, само собой, так не везде и не всегда. Бывает, что деревушки имеют нарядный вид только с фасадной стороны, идущей вдоль трассы. Заехав в ту же деревню с тыла, можно увидеть, увы, привычную разруху.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Белорусские дороги – отдельная тема для разговора. В России есть устойчивое мнение о том, что качество магистралей в соседней республике ни в какое сравнение не идёт с дорогами русскими. До недавнего прошлого так и было.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

В последнее время, а если ещё точнее, в последние несколько лет, состояние дорог, особенно провинциальных, в Белоруссии ухудшилось. Связано это с отсутствием бюджетов на их ремонт, которое вызвано непростой ситуацией в экономике, завязанной во многом на ситуацию в России. Как бы то ни было, но основные магистрали в стране по-прежнему в хорошем состоянии, а вот сопутствующие трассы и дороги уже не везде. Правда, откровенные дыры, в которых можно оторвать колеса, вы встретите вряд ли – в основном это эрозия асфальта.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Так или иначе, а ездить по белорусским трассам очень комфортно. Половина этого комфорта – конечно, заслуга нашей Audi A7, гасящей все внешние шумы и дефекты асфальта, да к тому же с 333-сильным двигателем, превращающей все обгоны в секундное дело. Вторая половина – это комфорт от самих дорог: белорусские трассы совершенно не загруженные, с отнесенными в сторону населенными пунктами, с безопасными кольцевыми перекрестками и почти всегда уступающими водителями. Без лишней усталости проехать всю страну от края до края можно за день.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Маленькие и очень скромные провинциальные городки в Белоруссии в большинстве своём – тоже островки уюта и аккуратности, приправленные ностальгическим духом Советского Союза: доски почета, лозунги и социальная реклама вместо коммерческой. По окраинам хуже – потрескавшиеся панельные пятиэтажки, запущенные газоны и кривые грунтовки вместо асфальта.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Программа импортозамещения, в частности, продуктового в Белоруссии идёт давным-давно – та же Кола, Фанта и даже коньяк и текила тут собственного производства – не лицензионного, а именно собственного. Правда вкусовые параметры могут сильно отличаться не в лучшую сторону. Почти весь овощной и молочно-мясной ассортимент, естественно, собственный. Последний в большинстве своём не только вкуснее и качественнее, но и дешевле российского. А вот весь импорт (в том числе и российские товары) чаще всего стоит дороже, чем у нас.

Конкуренция в социально-ответственных организациях присутствует только в областных столицах. В провинции же один банк – «Беларусбанк», одна страховая компания – «Белгосстрах», одна сеть обувных магазинов "Белвест", почтой, соответственно, заведует «Белпошта», а продажей печатной продукции – ларьки «Белсаюздрук». Только монопольную заправочную сеть страны «Белоруснефть» разбавил российский «Лукойл».

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Стоимость бензина в Белоруссии на всех заправочных станциях абсолютно одинакова. Ценовую политику регулирует государство, выставляя верхний предел стоимости, по которому все и ориентируются. Пересмотр тарифов (чаще всего, в сторону увеличения) происходит в среднем раз в полгода. Стоимость одного литра 95-го бензина – около 40 рублей, солярка дороже – около 42 рублей за литр.

Автопарк Белоруссии почти полностью состоит из иномарок, как правило, солидного возраста, но приемлемого состояния. В крупных городах, само собой, автомобили поновее и подороже, а провинция повсеместно докатывает пригнанных в дореформенную бытность «немцев» - со вступлением в Таможенный союз льготные тарифы Белоруссии по растаможке иномарок были повышены до заградительных русских.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Бестселлером тут безоговорочно является Volkswagen Passat Variant B3 образца 1988 года. Следом идёт Golf второго и третьего поколений, а также Audi 80, она же «Бочка», или Audi 100, в просторечии «Сигара». В отличие от россиян не чураются белорусы и старых французских или итальянских машин – при прочих равных они заметно дешевле немецких, при этом особых проблем с запчастями и обслуживанием тут нет. Всё необходимое быстро и недорого привозится из соседней Польши или Прибалтики. Японские авто в Белоруссии тоже есть, но какого-то особого пиетета они не имеют. Нет в соседней стране и массового культа больших черных джипов. На европейский лад белорусы предпочитают универсалы и микроавтобусы, хотя, конечно, «правильные пацаны» и здесь ездят на внедорожных «Бэхах» и «Меринах».

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Рынок новых автомобилей в Белоруссии микроскопический – 50 000 штук в год! Потому дилерские центры даже в крупных городах порой работают пять дней в неделю максимум до 18.00. Основная часть продаж поделена между Renault, Volkswagen, Hyundai и Nissan. Местная доля рынка АвтоВАЗа – не более 7%. Попытка плотной работы с китайцами из Geely с образованием СП и постройкой завода под Борисовом должного успеха не принесла ни в плане продаж, ни в плане производственного взаимодействия.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

В середине двухтысячных годов в Белоруссии решили провести глобальную реформу по развитию сельского хозяйства, в частности вернуть жизнь в разваленные в 90-е годы колхозы и в спившиеся деревни. В каждом регионе было решено административно объединить оставшиеся в работоспособном состоянии агропредприятия вокруг определенных центров (как правило, самых успешных колхозов), чтобы на их материальной и человеческой ресурсной базе начать обрабатывать земли в колхозах брошенных. Там, где людей не хватало или деревни вымерли, начали строить жильё с нуля, предоставляя льготные условия его приобретения. Так по всей Белоруссии появились, так называемые, агрогородки.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Этим летом в Белоруссии прошла денежная реформа - деноминация. До этого дня все жители страны были "миллионерами", рассчитываясь в магазинах за хлеб купюрами и по 100 000 и 200 000 белорусских рублей. Теперь нули "отрежут". Причём, можно было бы подумать, что "отрежут" только три нуля - именно так было бы гораздо удобнее ориентироваться в ценах и расчетах между союзными Белоруссией и Россией. Однако руководство страны приняло решение деноминировать деньги сразу на четыре нуля, в результате чего белорусская валюта стала коррелироваться с Евро, а вот россиянам пересчитывать деньги стало ещё сложнее, поскольку приходится высчитывать курс за 10 белорусских рублей, чтобы не округлять копейки до сотых.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

Вопреки активной пропаганде в местных СМИ, реформа удалась частично. Построенное порой в чистом поле жильё часто оказывалось низкого качества. Кроме того, почти полностью было проигнорировано строительство соответствующей инфраструктуры вокруг: детские садики, школы, поликлиники – за всеми этими услугами всё равно приходится ехать в ближайший райцентр. Про высокоскоростной Интернет или даже кабельное ТВ говорить не приходится.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

В самих предприятиях до конца так и не была решена проблема с обеспечением материально-техническими средствами - новую сельхозтехнику получили немногие предприятия, остальные с горем пополам дочинили то, что не успели разграбить в 90-е годы. Зарплата на более-менее успешных предприятиях по-прежнему оставляет желать лучшего, а в отдалённых деревнях, по признанию самих жителей, выгоднее сидеть дома и кормиться с собственного хозяйства. На то, что осталось от колхозов, некоторые продолжают ходить по инерции, дорабатывая трудовой стаж до пенсии. Молодежь, которая не успела спиться, почти полностью разъехалась по областным или районным центрам, вроде того же Витебска.

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 SportbackКак живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback

В результате эффективность обработки земель осталась крайне неравномерной. Успешных и подняшивхся колхозов и агрогородков, которые и показывают по местному телевидению, по несколько штук на область - в большинстве своём они сосредоточены вокруг областных столиц. Тем, что не повезло оказаться вдали от распределения агробюджетов, возделываются по остаточному принципу. Деревни здесь по-прежнему продолжают вымирать, а построенные агрогородки бросаются не получившими обещанного жителями.

Каков итог?

Несмотря на последние, смазанные региональной колхозной разрухой впечатления, в общем и целом Беларусь оставляет крайне положительные эмоции. Это очень уютная страна с искренним и дружным населением, которая ещё не успела целиком погрязнуть в жизни "купи-продай" и непрекращающейся погоне за "золотым тельцом". Если после суетной жизни в российских столицах вам захочется с минимальным тратами перезагрузить мозг, не поленитесь доехать до соседней республики - даже без туристических маршрутов тут есть много чего интересного, а уж если включить посещение национальных центров вроде поселка Дудудки, не говоря про Минск, Брест и Беловежскую пущу, то этнографические и исторические впечатления преобретут полный спектр красок. Особенно, если в руках окажется скоростной и очень комфортный "лайнер".

Как живёт провинциальная Беларусь: путешествие на Audi A7 Sportback