Компоненты

Восстанавливаем ступицы вместе с Schaeffler: ремонтные узлы FAG и FAG SmartSET
Ни для кого не секрет, что любой механизм, узел, деталь имеет свой срок службы, конец которого рано или поздно наступает. Правда, иногда износившуюся деталь можно восстановить, что, однако, вызывает множество проблем. А качественное проведение ремонтно-восстановительных работ может свести к минимуму как временные, так и финансовые издержки. Именно этот путь и предлагает компания Schaeffler для восстановления работоспособности, в частности, подвижного состава, занятого на коммерческих перевозках. Для того чтобы в этом убедиться, нас пригласили в предместье Франкфурта, на одну из площадок компании.
Для транспортных компаний простой автопарка наиболее чувствителен. Это не только не доставленный вовремя груз, но и целая цепочка связанных с этим причинно-следственных факторов. Кто-то не смог вовремя купить продукты для семьи, произошла остановка конвейера промышленного предприятия из-за не поставленных своевременно комплектующих — и таких примеров можно привести превеликое множество.
Именно поэтому около двух лет назад компания Schaeffler Automotive Aftermarket изменила свое позиционирование в сегменте коммерческого автотранспорта, чтобы быстрее реагировать на потребности меняющегося рынка.
Основополагающим направлением стало применение интеллектуальных ремонтных решений, сокращающих время простоя, увеличивающих интервалы техобслуживания и минимизирующих общие эксплуатационные расходы на автомобиль. Именно такой подход сейчас необходим эксплуатирующим автопарк организациям и автосервисным компаниям.
Компания Schaeffler работает и на рынке автокомплектующих для конвейерных поставок. В основном это детали с крайне низким коэффициентом трения, которые обеспечивают максимальную экономию топлива. Кроме того, производитель занимается ступичными подшипниками, оснащенными датчиками, и разработкой компонентов для осей с электроприводом
Вместе с тем рынок послепродажного обслуживания коммерческих автомобилей диктует свои условия. В отличие от владельцев легковых автомобилей, собственник коммерческого транспорта зарабатывает деньги с каждым километром пробега. Готовность автомобиля к эксплуатации влияет на его рентабельность и общие эксплуатационные расходы (TCO). Причем влияние такого показателя, как ТСО, только усиливается. Кроме того, системы и компоненты становятся все более сложными и дорогими. При ремонте коммерческого транспорта все чаще требуется наличие специальных знаний или особых навыков.
«Главным приоритетом является обеспечение СТО ремонтными решениями, которые, несмотря на высокий уровень сложности систем, гарантируют простую и быструю установку запчастей и сокращают время ремонта автомобилей, — комментирует Самуэль Браун, менеджер по направлению тяжелого коммерческого транспорта компании Schaeffler Automotive Aftermarket. — Из текущего ассортимента продукции к числу таких решений можно отнести, например, ремонтный ступичный узел FAG или FAG SmartSET».
Ремонтные ступичные узлы FAG и FAG SmartSET
Прежде всего необходимо отметить, что конвейерные комплектующие и ремкоплекты FAG и FAG SmartSET существенно различаются. На это повлияли условия их установки: на автозаводе она в некоторых случаях осуществляется с применение роботов, чуть ли не в стерильных условиях. На автопредприятиях такой «калибровки» и чистоты вряд ли можно добиться. Собственно, поэтому и были созданы ремонтные ступичные узлы FAG и FAG SmartSET — с целью минимизировать влияние побочных факторов на грамотную установку ремкомплектов в условиях автопарка или СТО.
Современные ступичные подшипники рассчитаны на максимальный срок службы и большой пробег. На сегодняшний день планка для пробега установлена на уровне миллиона километров. При использовании простых конических роликоподшипников в случае ремонта достигнуть такого уровня практически невозможно, а при использовании предварительно собранных и герметизированных ступичных подшипниковых узлов, таких как FAG RIU, — вполне реально. Это ремонтное решение существенно увеличивает срок эксплуатации автомобилей, одновременно сокращая эксплуатационные расходы автопарка, а также затраты на ремонт на станции техобслуживания.
FAG RIU представляет собой технически усовершенствованную модификацию ступичного подшипникового узла. Предварительно собранный, герметизированный и смазанный на весь срок службы ступичный подшипниковый узел состоит из двух конических роликоподшипников, соединенных после монтажа стопорным кольцом, которое защищает подшипники от повреждений и удерживает в правильном положении при установке на полуоси.
Ступичный подшипниковый узел поставляется с завода-изготовителя в виде пары ступичных подшипников: одного внутреннего и одного наружного. При этом они уже заполнены необходимым количеством смазки соответствующей спецификации согласно требованиям производителя. В комплект поставки FAG RIU также входит оснастка для запрессовки, что упрощает и ускоряет процесс монтажа, позволяет исключить типичные ошибки, возникающие при ремонте ступичных подшипников, и минимизировать риск преждевременного выхода подшипника из строя. Все это способствует значительному увеличению срока службы и, следовательно, сокращению эксплуатационных расходов.
Особенности этого подшипникового узла позволяют с самого начала исключить типичные ошибки, которые часто случаются при монтаже, например такие, как перекос ступицы колеса на поворотном кулаке, недостаточная очистка рабочей зоны, которая приводит к попаданию грязи в новый подшипник, или неправильная смазка нового подшипника. При установке подшипников ошибки возможны самые разные. Неподходящее или загрязненное смазочное средство, а также неправильное количество смазки может привести к преждевременному выходу из строя ступичного подшипника.
Мастер-класс по установке от Schaeffler
Специалисты Schaeffler провели в учебном центре мастер-класс по сравнению различных продуктов, поставляемых на рынок в этом сегменте. Попутно были продемонстрированы их отличия от комплекта FAG RIU и FAG SmartSET. Уже при визуальном осмотре обнаружились существенные отличия, в частности по количеству компонентов и смазке (по качеству и количеству), наличию специальной оснастки для установки.
Так, ремонтное решение FAG SmartSET содержит два ступичных модуля, каждый из которых состоит из следующих компонентов: внешнего и внутреннего кольца, тела качения, сепаратора из синтетического материала с фиксаторами, фиксирующего кольца и защитной крышки.
Причем как внешнее, так и внутреннее кольцо каждого ступичного узла имеет покрытие Durotect B, которое было специально разработано компанией Schaeffler и представляет собой особое порошковое покрытие из оксидов железа.
В чем его преимущество? Прежде всего это защита от коррозии, увеличенный срок службы, снижение трения, предотвращение появления микротрещин, а также меньшая вероятность проскальзывания (разница в скорости вращения внешнего/внутреннего кольца и тел качения).
Однако только визуальным осмотром дело не ограничилось. Поэтапно была предоставлена возможность установки ремонтного комплекта — аналога и FAG RIU. При установке ремкомплекта-аналога были выявлены дополнительные операции в связи с большим количеством компонентов. Ко всему прочему дополнительное время уходило на контроль качества сборки отдельных элементов, финального положения уплотнительных колец, также была отмечена затрудненность в визуальной фиксации запрессовываемых колец.
Всего этого не наблюдалось с ремкомплектом FAG RIU. При установке осуществлялось меньшее количество операций, а сам процесс сопровождался визуальным контролем положения элементов благодаря наличию специальной оснастки. Как результат — было затрачено меньше времени с меньшим усилием. Попутно специалисты отметили такие моменты, как использование съемников при демонтаже старых колец, подготовке поверхности перед установкой новых, контроль за маркировкой и положением при установке, а также положением стопорного кольца.
Каков итог?
Ремонтное решение Schaeffler для СТО не уступает по качеству оригинальным компонентам. Оно подходит для ремонта самых разных типов ступиц колес в грузовых автомобилях со ступичными узлами. В настоящее время основные производители грузовых автомобилей (например, Renault Trucks, Volvo Trucks, DAF), а также производители осей (например, SAF) используют 11 типов, при этом всего три варианта RIU позволяют ремонтировать около 43 типов ступиц на более чем 2100 различных моделях автомобилей. Ассортимент постоянно расширяется, и к 2020 году планируется выпустить еще три варианта RIU. Еще одно преимущество заключается в том, что благодаря такой универсальности ремонтные ступичные узлы FAG RIU позволяют станциям техобслуживания экономить время при заказе, а также место на складе.