Компоненты

Тест рулевых наконечников для Chevrolet Lacetti. Испытываем оригинал и девять аналогов
Журнал «Движок» продолжает проверять на прочность автозапчасти и компоненты разных видов и назначения. На сей раз мы решили испытать рулевые наконечники для автомобилей популярного в России семейства Chevrolet (Daewoo) Lacetti. В тестировании принимали участие десять образцов: оригинальная деталь и девять ее аналогов. Все подробности о том, как они выдержали испытания в лаборатории, — в нашем материале.
AT 7485-200TR
Цена: 810 рублей
Brave BR.SP.3.3
Цена: 755 рублей
CTR CEKD-16L / CE0288L
Цена: 1095 рублей
Daewoo 96407485 (оригинал)
Цена: 1244 рубля
Fenox SP30045
Цена: 788 рублей
Finwhale TRE715
Цена: 801 рубль
Hola RE11-018
Цена: 675 рублей
Moog DE-ES-3968
Цена: 1673 рубля
TMI Tatsumi TEC1730L
Цена: 812 рублей
Zentparts Z10985
Цена: 1007 рублей
Методика и ход испытаний
Тест проводился в лаборатории ООО «НПО „Талис“»; в основе методики испытаний — ГОСТ Р 52433-2005 «Автомобильные транспортные средства. Шарниры шаровые. Технические требования и методы испытаний», который распространяет свое действие в том числе и на рулевые наконечники. Усилия вырыва и выдавливания с приложением вертикальной нагрузки замерялись на универсальной машине растяжения-сжатия Р20. Проводилась проверка морозостойкости пыльников после суточной выдержки при температурах –40 °С и –50 °С.
Минимально допустимые значения сил вырыва и выдавливания пальца из корпуса шарнира указаны в приложении А к ГОСТ в зависимости от диаметра шарового пальца. У испытанных нами рулевых наконечников диаметр шара составлял от 22 до 25 мм, поэтому, согласно ГОСТу, и требования к ним различаются, хотя, с точки зрения логики, в рамках применяемости на одном и том же автомобиле это не совсем верно.
Для наконечников с шаром диаметром от 21 до 24 мм минимальное усилие вырыва составляет 1500 кгс, выдавливания — 1900 кгс. Для шаров диаметром от 24 до 27 мм — 2000 и 2500 кгс соответственно.
Результаты испытаний деталей на прочность представлены в таблице.
Прежде всего отметим: на этот раз все протестированные детали превысили по усилиям вырыва и выдавливания требуемый минимальный норматив ГОСТа.
В ходе испытаний на вырыв самый слабый результат показал образец CTR, а самыми прочными оказались Brave, Finwhale, TMI Tatsumi. По результатам теста на выдавливание шарового пальца самое слабое усилие показал лидер по усилию вырыва Brave, а дольше всех сопротивлялся выдавливанию рулевой наконечник Zentparts.
Испытания пыльников на морозоустойчивость проводились путем их выдержки в течение суток в морозильной камере с температурой –40 °С; после этого проверялась их эластичность. Выяснилось, что у всех образцов пыльники не боятся такого мороза. Мы понизили температуру в морозильной камере до –50 °С и снова поместили в нее на сутки резиновые защитные элементы.
Результат удивил: только два «замороженных» пыльника рассыпались на кусочки от динамического воздействия после заморозки — это Fenox и Brave. На пыльнике TMI Tatsumi появилась трещина.
Пыльники Brave (слева), Fenox (в центре), TMI Tatsumi (справа) после заморозки до –50 °С и динамического воздействия
Замер твердости пальцев рулевых наконечников на твердомере ТР-5006-М по методу Роквелла показал, что у шаровых пальцев Hola и Brave более чем вдвое меньшая поверхностная твердость по сравнению с оригиналом. Дополнительно мы провели проверку усилия проворота шарового пальца — шаровый палец рулевого наконечника TMI Tatsumi прокручивается в постели опоры в два раза тяжелее, чем оригинал.
Камера Weiss Technik SSC 1000
Завершающим этапом стала проверка коррозионной стойкости рулевых наконечников. Для этого изделия были помещены в специальную камеру Weiss Technik SSC 1000 и выдержаны в течение 96 часов в 5-процентном нейтральном соляном тумане. Лучший результат по коррозионной стойкости показал CTR, несколько хуже противостоят коррозии оригинал (Daewoo) и Fenox, а самый худший результат — у Finwhale: образец покрылся сплошной коркой ржавчины.
Оригинальный наконечник (в центре) и образцы марок CTR (слева) и Finwhale (справа) после 96 часов в соляном тумане
Каков итог?
По результатам всех проведенных испытаний мы можем разделить тестовые образцы на три группы. В первую, лидирующую, попадают изделия, которые по совокупности проверенных параметров соответствуют оригиналу или превосходят его, — это рулевые наконечники брендов AT, CTR, Moog, Zentparts.
Во второй группе — образцы, в чем-то уступившие оригиналу, но их, на наш взгляд, вполне можно использовать для ремонта и обслуживания Chevrolet Lacetti. Это TMI Tatsumi (усилие проворота пальца в шарнире в два раза выше, чем у оригинала; пыльник треснул от динамической нагрузки при экстремальной температуре) и Fenox (пыльник рассыпается при экстремальных морозах; по сравнению с оригиналом занижено усилие на выдавливание).
В третью группу мы включили детали, которые имеют явные проблемы с качеством: Finwhale (худшая коррозионная стойкость), Hola (занижено усилие выдавливания, шаровой палец не имеет поверхностной закалки) и Brave (пыльник рассыпается при экстремальных морозах, занижено усилие выдавливания, шаровой палец не имеет поверхностной закалки).
Эксперты рекомендуют
Осмотр деталей подвески необходимо проводить регулярно: это гарантирует безопасность при эксплуатации автомобиля. При осмотре особое внимание следует уделять состоянию защитных резиновых чехлов (пыльников), в том числе рулевых наконечников. В случае обнаружения трещин в них такие пыльники нужно заменить. После замены рулевых наконечников необходимо произвести проверку и регулировку углов развала-схождения колес.
Фото: журнал «Движок»