Компоненты

Превращаем Hyundai Santa Fe Classic во внедорожник: тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta LT3 на кроссовом полигоне
Ровно год назад, когда из Китая только-только начали приходить новости о каком-то вирусе, обозреватель «Движка» на полигоне Nokian White Hell в Лапландии знакомился с зимними шинами Hakkapeliitta LT3 — специальной моделью, предназначенной для суровых условий эксплуатации пикапов и серьезных внедорожников. Помимо улучшенных характеристик проходимости такие шины способны выдерживать ударные нагрузки, а также долго противостоять износу. А что будет, если подобные колеса поставить на кроссовер? Предпримем очередной эксперимент по превращению рядовой полноприводной машины во внедорожник.
Напомним, что впервые улучшить проходимость с помощью шин Nokian мы решили еще три года назад, установив внедорожные колеса категории MT на и без того талантливый Renault Duster. Тогда в роли экспериментальной модели выступили покрышки Nokian Rockproof. Результаты превзошли все ожидания: «Дастер», во-первых, стал выше, ну а во-вторых, на бездорожье почти полностью утратил страх перед препятствиями, проезжая грязевые канавы как лужи.
Одна беда: «зубастые» грязевые колеса оказались очень тяжелыми. Двухлитровому бензиновому мотору «Дастера» пришлось попотеть, а еще в зоне риска оказались элементы подвески, получившие двойную нагрузку. В общем, если кто решится сохранить подобные шины на Renault, всесторонний тюнинг неизбежен.
Собственно, сделав необходимые выводы, в следующем году и уже на длительную эксплуатацию мы примерили другие шины — попроще, категории АТ — на полноценный рамный внедорожник. Вот это была полная гармония, за исключением того факта, что расход автомобиля повысился примерно на литр.
Теперь же мы решили провести зимний эксперимент. Дело в том, что внедорожные покрышки категорий АТ/МТ заочно сертифицированы и для езды в холодное время года, причем на более мощных шинах МТ даже предусмотрены штатные места под самостоятельную ошиповку. Однако, будем откровенны, это все равно не то: изначально зимние шипованные покрышки куда безопаснее универсальных, пусть и предназначенных для тяжелых условий эксплуатации. А как совместить одно с другим? Вот на этот вопрос и ответила компания Nokian, представив модель Hakkapeliitta LT3 — гибрид внедорожных и полноценных зимних шипованных шин.
Любые усовершенствования стоят денег, и шины не исключение. Комплект Nokian Hakkapeliitta LT3 с базовым посадочным размером R16 для Hyundai Santa Fe Classic обойдется в 45 600 рублей. Это на 20% дороже флагманских зимних шин Hakkapeliitta 9 SUV. Кстати, напомним, что в этом году Nokian вывела на рынок новое поколение покрышек — Hakkapeliitta 10p и 10p SUV — специально для рынка России и СНГ
Итак, учитывая все нюансы предыдущих тестов, в качестве агрегатоносителя мы выбрали один из самых популярных кроссоверов недавнего прошлого — Hyundai Santa Fe Classic. А что бы иметь запас мощности для утяжеленных шин и, не стесняясь давить на газ, когда надо, мы остановились на топ-версии с мотором V6.
Кстати, «немолодой» Santa Fe Classic имеет редкую по сегодняшним кроссоверным меркам трансмиссию 4х4 — постоянный полный привод с несимметричным межосевым дифференциалом, который делит момент в соотношении 60:40 в пользу передней оси. Во многом благодаря всегда гребущим четырем колесам с акцентом на подгруженный мотором перед хозяин машины с одинаковым успехом использует ее и в городе, и, что самое интересное, для поездок на рыбалку. Собственно, именно для большей уверенности во второй дисциплине и была поставлена задача с минимальными затратами повысить зимнюю проходимость, но без особой потери комфорта.
В первую очередь было решено немного повысить профиль шин — вместо штатных 225/70 R16 были установлены колеса 225/75 R16, благодаря которым Santa Fe стал чуть выше и, главное, снизилась вероятность повреждения диска при влете в глубокие выбоины на региональных трассах, что было важно для эксплуатации.
На шинах Hakkapeliitta LT3 практически вдвое усилен брекерный стальной пакет, которому помогает фирменная «фишка» внедорожных шин Nokian — «бронированное» арамидное волокно в боковинах. С учетом усиленного каркаса все это позволяет покрышкам выдерживать трехкратную нагрузку — до 1,4 тонны против 630 кг у модели Hakkapeliitta 9 SUV. Кроме того, именно благодаря невероятно прочным боковинам на бездорожье, особенно зимнем, шины можно без боязни спускать до 1,0 атмосферы
Первое испытание — насколько привычно Santa Fe на шинах Hakkapeliitta LT3 ведет себя на обычных городских дорогах. Тут основной нюанс заключается в том, что покрышки жестче, тяжелее и, главное, имеют специальные удлиненные до 12,7 мм шипы Arctic Stud Concept из нержавеющей стали. Они очень выносливые, но из-за своей длины (+2 мм) добавляют шума. Собственно, в реальной эксплуатации так и получается: на голом асфальте от колес чуть повысился специфический гул. Кроме того, мощные шины выявили некоторые «возрастные» недостатки подвески — усилились постукивания износившихся деталей, скорее всего, сайлент-блоков, так что шасси придется перетряхнуть на сервисе.
А вот характеристики энергоемкости никак не изменились, да и плавность хода ухудшилась только уж на совсем разбитой дороге. Тут, конечно, во многом заслуга самой машины, которая в свое время славилась всеядностью подвески. Правда, традиционно для корейских машин, была не особо сильна в дисциплине управления.
Так вот, как ни странно, внедорожные зимние шины этот пункт подправили. Да, руль Santa Fe Classic как был, так и остался неинформативным — с отчетливой пустотой в околонулевой зоне и заметными запаздываниями на отклонение. Зато курсовая устойчивость очевидно стала лучше, и причина — в агрессивном рисунке протектора Hakkapeliitta LT3, основа которого — центральное монолитное ребро, которое служит своеобразной рельсой. Дополнительно в плечевой зоне присутствуют и так называемые активаторы ламелей, помогающие в поворотах.
Учитывая, что на тестовом Hyundai не было системы стабилизации, через некоторое время мы начали специально «разматывать» машину и даже на скорости влетать одной стороной в бруствер, чтобы спровоцировать потерю траектории и попытаться выровнять курс. Но этого так и не пришлось делать, потому что впивающимися «когтями» и цепким протектором «Санта» держался за зимнюю дорогу до последнего.
Направленный рисунок Nokian Hakkapeliitta LT3 имеет очень глубокие канавки (от 13,5 до 14,5 мм), благодаря которым происходит самоочищение шины: к боковинам каналы становятся шире. Это позволяет эффективно бороться с зимним аквапланированием на снежной шуге
Ну и самый интересный цикл испытаний — заезд на зимний кроссовый полигон, где оттачивают мастерство мотоциклисты и владельцы снегоходов. Самое неприятное для автомобиля — это то, что разной глубины целина тут постоянно пересекается подмерзшими следами от разной техники, куда тестовый Hyundai Santa Fe проваливается передней осью, колеса которой оказываются в скользком желобе.
Например, тут же пару лет назад мы тестировали шины Hakkapeliitta 9 SUV, которые хорошо справлялись с похожими условиями, но несколько раз заставили понервничать из-за провалившегося в канавки Nissan X-Trail.
Однако то, что показал Hyundai на шинах LT3, заставило нас вспомнить тест «Дастера» на шинах Rockproof — «Санте» было вообще наплевать, где ехать. Он пер вперед, перемалывая под собой и снег, и замерзшую кашу, и торосы. Во-первых, сказался почти внедорожный клиренс. Во-вторых, из-за высоченного «75-го» профиля было нестрашно встретить колесом под снегом камень или еще что-то (мотор был закрыт повидавшей виды, но крепкой защитой), ну а в-третьих, спасали почти 13-милиметровые шипы. В какой-то момент мы даже специально остановились так, чтобы в желоб попали обе оси кроссовера, — и тут никаких проблем!
Ну а когда Santa Fe выехал из снежной канавы с частичным диагональным вывешиванием, стало понятно, что для поиска предела возможностей кроссовер придется где-то конкретно топить, а без подстраховки вторым внедорожником делать этого не хотелось.
Каков итог?
Собственно, особенных неожиданностей, по сравнению с лапландским тестом, шины Nokian Hakkapeliitta LT3 не преподнесли. Это продукт под расширенные задачи, которые рядовому автомобилисту, скорее всего, не встретятся: будет достаточно просто хороших зимних колес. LT3 раскрываются на сложных участках, где помимо самих покрышек желательна и соответствующая машина. Даже мощный кроссовер с постоянным полным приводом заметно прибавил в устойчивости и проходимости, а его водитель — в уверенности. Если же LT3 поставить на какой-нибудь Land Cruiser, то следующим за ним поедет уже «Урал».
Но, как и в случае с моделью Rockproof (правда, с поправкой на зимнюю направленность), шины Hakkapeliitta LT3 сбавляют комфорт на асфальте: они шумнее и жестче. Ну и конечно, дороже. Тут надо четко понимать, что ради лучших возможностей в одной сфере применения вы готовы смириться с некоторыми потерями в другой.