Компоненты

MIMS Automobility Moscow 2024: что нового представили производители и поставщики запчастей. Часть 2
«Движок» продолжает серию материалов, посвященных главным новинкам выставки автозапчастей и товаров для послепродажного обслуживания автомобилей MIMS Automobility Moscow 2024, прошедшей в августе в столичном ЦВК «Экспоцентр». В сентябрьском номере журнала, напомним, речь шла о запчастях для грузовиков, в октябрьском — о том, что привезли в этом году в Москву ведущие производители и поставщики деталей для легковых машин. В этом номере — вторая и финальная часть обзора «легковых» новинок MIMS-2024.
STARTVOLT
Бренд STARTVOLT представил в нынешнем году в Москве линейку наиболее актуальных для рынка РФ запчастей в таких товарных группах, как «Генераторы», «Стартеры», «Свечи зажигания» и «Детали топливной системы». Кроме того, в STARTVOLT анонсировали запуск новой для бренда товарной группы «Светотехника». В нее войдут блок-фары, ПТФ и задние фонари; поставки деталей начнутся до конца текущего года.
На 2025–2026 годы STARTVOLT запланировал создание новой производственной площадки в Санкт-Петербурге. В настоящий момент, как рассказали «Движку» представители бренда, в городе на Неве ведется крупноузловая сборка небольшого ряда моделей генераторов (в первую очередь для отечественных автомобилей). Запланированное расширение мощностей коснется широкого спектра выпускаемой STARTVOLT продукции (прежде всего генераторов и стартеров), а также позволит компании углубить и локализовать часть процессов производства.
Одним из главных трендов на российском рынке запчастей сегодня в STARTVOLT называют переход покупателей от мировых брендов на локальные отечественные торговые марки. При этом сдвиг в сегмент «лоукост» не наблюдается: потребитель готов отдавать предпочтение продукции среднего или высокого ценового сегмента, если уверен в ее качестве. Основными параметрами успешного бренда сегодня в STARTVOLT называют наличие товара «здесь и сейчас», покрытие необходимого парка в ассортименте, расширенные гарантийные обязательства, «стаж» торговой марки на рынке.
Speedmate
Нынешний год для Speedmate, как рассказали «Движку» представители бренда, ознаменован глобальным расширением линейки выпускаемой продукции. В частности, на рынок вышли суппорты, датчики износа тормозных колодок; активно развивается направление аккумуляторов: в нынешнем году ассортимент в этой товарной группе расширился более чем на 60 позиций. В традиционных для себя сегментах (детали подвески и рулевого управления, фильтры, компоненты системы зажигания) компания начинает выводить на российский рынок запчасти для автомобилей китайских марок (в частности, катушки зажигания для Chery).
Подобное смещение акцентов в ассортименте в руководстве Speedmate называют неизбежным. Движущийся автопарк в РФ, по словам специалистов бренда, изменяется весьма активно, доля «китайцев» в нем становится все больше и недалек тот день и час, когда автомобили, находящиеся сейчас на гарантии, начнут пополнять постгарантийный парк. Однако ассортимент в этом направлении независимым производителям запчастей развивать сложно, так как для них затруднен доступ к кросс-номерам в отсутствие общего каталога, аналогичного европейскому TecDoc.
Существенного роста рынка запчастей в России в 2024 году в Speedmate не ждут. Тем не менее руководство бренда ставит перед собой цель по удвоению своего присутствия в РФ — как с точки зрения доли на рынке, так и по объемам продаж в количественном и денежном выражении.
Carville Racing
Бренд Carville Racing привез в ЦВК «Экспоцентр» широкий ассортимент товаров для регулярного технического обслуживания автомобилей: моторные, трансмиссионные и компрессорные масла, технические жидкости, автомобильные фильтры и автохимию. В частности, на стенде CR были выставлены антифризы в обновленной упаковке.
Период структурной трансформации российского рынка запчастей в легковом сегменте, по словам представителей бренда, все еще не завершился: «естественный отбор» продолжается. После ухода глобальных игроков часть освободившихся ниш так или иначе займут СТМ (собственные торговые марки крупных поставщиков): чья-то доля окажется большей, чья-то — меньшей. Наибольший успех будет сопутствовать тем, кто сможет предугадать потребности рынка и обеспечить клиентам высокий уровень сервиса.
В руководстве УК «Карвиль» ожидают, что Carville Racing, представляющий собой относительно молодой и динамично развивающийся бренд, продемонстрирует в нынешнем году существенный рост продаж по сравнению с результатами 2023-го.
Zekkert
Бренд Zekkert в этом году принимал участие в MIMS Automobility Moscow уже в пятый раз. Среди новинок, представленных на его стенде, были, в частности, стартеры, генераторы, кислородные датчики; в течение осени на рынок должны выйти кузовные детали (крылья и капоты), а также тормозные суппорты.
Российский рынок автозапчастей после ухода с него крупных мировых брендов все еще переживает активную фазу изменений, предоставляя возможности для развития другим производителям, отметили представители Zekkert. Структурная трансформация еще не завершена — рынок продолжает адаптироваться к новым условиям и потребностям покупателей. Для Zekkert, полагают специалисты бренда, это период, когда можно усилить свои позиции, предлагая конкурентоспособные решения.
Конкуренция среди СТМ на российском рынке запчастей ожидается весьма интенсивной, прогнозируют в Zekkert, успех же в этой борьбе будет зависеть от качества продукции и привлекательной ценовой политики. Кроме того, важным фактором станет способность брендов оперативно адаптироваться к изменяющимся потребностям потребителей и условиям рынка. Те компании, которые смогут предложить оптимальное соотношение цены и качества, а также продемонстрировать гибкость и инновационность, будут иметь преимущество.
По итогам 2024 года в руководстве Zekkert ожидают значительного роста продаж и существенного увеличения доли бренда на российском рынке.
FAP
Бренд FAP объявил в рамках выставки MIMS Automobility Moscow 2024 о своем выходе на российский рынок. В ЦВК «Экспоцентр» компания, специализирующаяся на запчастях для автомобилей китайских марок, представила широкую линейку деталей, адресованных владельцам машин из Поднебесной. В руководстве FAP намерены уже в ближайшее время довести покрытие парка китайских автомобилей до 99%; все детали будут доступны на складе компании в Москве.
Кроме того, FAP представил на MIMS-2024 запчасти для автомобилей европейских, японских и корейских марок, в частности колодки для дисковых и барабанных тормозов, а также тормозные диски и барабаны.
Российский рынок автозапчастей и компонентов, по словам представителей FAP, весьма существенно изменился за последние два с половиной года и продолжает трансформироваться. Один из главных трендов — увеличение доли СТМ. Кроме того, на рынок РФ сегодня активно выходят так называемые бренды-упаковщики из Китая. FAP на этом фоне, как полагают специалисты бренда, сможет получить существенное конкурентное преимущество, поскольку располагает собственным производством.
Сегодня в ассортименте FAP в России порядка 1850 SKU, до конца года планируется его расширение до 2200 SKU. Также в планах руководства бренда — заключение контрактов с крупнейшими дистрибьюторами запчастей.
MK Kashiyama
Компания MK Kashiyama не принимала участия в выставке MIMS с 2019 года. Однако в нынешнем году в руководстве компании решили выставить в ЦВК «Экспоцентр» свой стенд для презентации новых продуктов и решений.
В частности, MK Kashiyama представила в Москве тормозные диски из новой премиальной линейки, предназначенные для популярных в России иномарок (например, Mazda 6 и CX‑5; Mitsubishi ASX и Outlander; Nissan Qashqai и Juke; Toyota Camry и Corolla; Lexus ES200, ES250 и ES350; Chrysler 200, Dodge Avenger и Caliber; Jeep Compass, Hyundai Accent, i30, i40 и Tucson).
Кроме того, компания анонсировала запуск продаж в России линейки деталей тормозной системы для Lada по специальной цене. Первоначально в ней будут представлены семь артикулов; в продаже детали появятся в течение нынешней осени.
Российский рынок автозапчастей, по словам представителей MK Kashiyama, в настоящее время трансформируется постоянно, причем изменения происходят едва ли не в ежедневном режиме. В частности, периодически возникают перебои в логистике, а также в сфере прохождения трансграничных платежей. Тем не менее в руководстве MK Kashiyama намерены продолжать работу в России, адаптируясь к новым условиям. В ближайших планах — усиление позиций в премиальном сегменте рынка.
Нынешний год представители компании называют сложным, однако ожидают закончить его с существенным ростом основных показателей.
Miles
Бренд Miles представил на MIMS-2024 товары ряда новых категорий, появившихся в ассортименте в нынешнем году. В их числе — запчасти для пришедших на рынок автомобилей азиатских брендов и автохимия. Кроме того, Miles расширил в нынешнем году ассортимент в ряде товарных групп, где позиции бренда традиционно сильны. К ним, в частности, относятся детали тормозной системы, фильтры, электрика. Также в Москве были представлены запчасти премиального бренда Miles Pro, наиболее востребованные из которых — комплекты ГРМ.
На российском рынке автозапчастей и компонентов на фоне ухода с него крупных мировых брендов усилились позиции СТМ. Сегодня, как отмечают представители Miles, это один из основных сегментов рынка с точки зрения удовлетворения спроса на запчасти.
В ближайшее время конкуренция СТМ в борьбе за потребителя будет становиться все более активной, и если не будет каких-то новых «черных лебедей» вроде открытия импорта, именно СТМ разделят российский рынок между собой, прогнозируют в Miles. Одна из последних тенденций, на которую обращают внимание представители бренда, — выход ряда СТМ в новые для них сегменты: как «эконом», так и премиум. Притом что основная борьба разворачивается в среднем ценовом сегменте.
Кроме того, многие из крупных мировых брендов, ранее объявивших об уходе из России, так или иначе находят различные пути для того, чтобы работать на нашем рынке. Некоторые крупные дистрибьюторы создают специальные подразделения для поставок деталей по схеме параллельного импорта.
CWORKS
Бренд CWORKS привез на MIMS 2024 новую линейку корейских смазочных материалов. Кроме того, на его стенде были представлены запчасти новых товарных групп: радиаторы охлаждения двигателя, конденсеры и амортизаторы.
Российский рынок автозапчастей, по словам представителей CWORKS, претерпел за последние два с половиной года весьма существенные изменения. В частности, наблюдались переизбыток и дефицит товара в определенных группах, изобилие подделок, нарушение логистических цепочек и турбулентность в ценообразовании. В руководстве бренда столкнулись с большинством указанных проблем, кроме подделок, так как CWORKS — относительно молодая торговая марка и подделывать ее товары было бы дорого и нецелесообразно.
К основным факторам успеха в текущих условиях рынка специалисты бренда относят качество товара, его доступность и оперативность поставок. Главным конкурентным преимуществом CWORKS представители компании называют активное развитие на международной арене при поддержке Toyota Tsusho.
Продажи CWORKS в России в настоящее время демонстрируют положительную динамику и постоянно растут, заявляют специалисты бренда. И отмечают, что оптимизированные логистические цепочки и увеличенные складские площади позволяют иметь достаточное количество товара в наличии для удовлетворения потребностей рынка по доступным ценам.
Good King
Главными новинками от Good King на московской выставке стали наборы инструментов в новых кейсах. Кроме того, на стенде бренда были представлены новинки в сегменте пневматики (катушки автоматические, домкрат), а также ручные инструменты и автоаксессуары.
Российский рынок инструментов для послепродажного обслуживания автомобилей, по словам представителей Good King, за последние 2,5 года существенно изменился. Среди новых трендов специалисты бренда отметили рост продаж инструментов в сегменте DIY (Do It Yourself) — отечественные автомобилисты все чаще обслуживают свои машины самостоятельно и, соответственно, покупают больше инструментов, необходимых для тех или иных работ. Кроме того, в Good King говорят об усилении конкуренции в сегменте инструментов в последнее время.
В первом полугодии 2024 года продажи товаров бренда продемонстрировали существенный рост. По словам представителей Good King, во второй половине года ожидается дальнейший рост основных показателей.
Nord YADA
Бренд Nord YADA представил в рамках MIMS Automobility Moscow 2024 ряд новинок в тех товарных группах, где в нынешнем году был расширен ассортимент. Это, в частности, светодиодные лампы головного света, фары рабочего света, крепежные клипсы, автоэлектрика (акустические и монтажные провода, клеммы с проводом, новые комплекты предохранителей), а также хомуты (в этой категории появилась новая подгруппа «хомуты мини»).
Структурная трансформация российского рынка запчастей в сегменте автоламп, автомобильного света и автоэлектрики, по словам представителей бренда, все еще продолжается, а окончательные выводы о том, как он изменился после ухода крупных мировых брендов, можно будет сделать несколько позже. Что же касается пресловутой «битвы СТМ», прогнозируемой многими экспертами, то, по мнению специалистов Nord YADA, здоровое соперничество между конкурентами присутствует и присутствовало в России всегда.
Сегодня на российский рынок автосвета и автоэлектрики активно выходят китайские производители, которые, по словам представителей бренда, «сильно демпингуют по цене». Еще одной проблемой в текущей ситуации стало увеличение доли контрафактной продукции на отечественном рынке. Главными конкурентными преимуществами Nord YADA на этом фоне специалисты бренда называют качество, условия гарантии и постгарантийное обслуживание продукции.
Руководство Nord YADA прогнозирует, что по итогам текущего года бренд продемонстрирует существенный рост продаж за счет дальнейшего расширения ассортимента и наличия товара на складах.
Каков итог?
Судя по тому, что рассказали нам представители компаний — участников MIMS Automobility Moscow 2024, структурная трансформация российского рынка запчастей все еще продолжается, но определенные выводы о том, как идет этот процесс, можно делать уже сегодня.
Первое и главное: уход из РФ крупных мировых брендов трудно назвать окончательным и бесповоротным. Параллельный импорт работает, кроме того, есть компании (причем не только азиатские, но и европейские), которые никуда не уходили и, судя по всему, уходить не собираются. В освободившихся сегментах и нишах сейчас разворачивается «битва СТМ» за умы и кошельки конечных потребителей и контракты с автосервисами.
Но вот что интересно: в качестве основного фактора успеха в упомянутой «битве» большинство наших собеседников называет даже не качество продукта, а гарантийную политику. Однако этим же вопросом наиболее активно интересовались потребители и в прежнюю эпоху (например, в ходе разного рода круглых столов с участием производителей запчастей и СТО). Воистину, как говорят французы, чем больше все меняется, тем больше все остается по-прежнему.
Фото: журнал «Движок»
Первую часть обзора легковых запчастей на MIMS Automobility Moscow 2024 читайте здесь.