Компоненты

MIMS Automobility Moscow 2022: что показали в Москве компании — производители автокомпонентов
В конце августа в столичном «Экспоцентре» на Красной Пресне прошла выставка автозапчастей, компонентов, аксессуаров и сервисного оборудования MIMS Automobility Moscow 2022. В нынешнем году мероприятие претерпело ребрендинг и частично сменило формат. Журнал «Движок» узнал, какие новинки привезли в Москву работающие на российском рынке производители и поставщики автокомпонентов и как за год, прошедший с последней «Автомеханики», изменился российский рынок запчастей.
Zekkert
В ассортименте Zekkert, как рассказала «Движку» глава российского представительства бренда Екатерина Семенова, в этом году появился целый ряд новых товарных групп, среди которых — расширительные бачки, зеркала, ремни ГРМ, подкрылки, разного рода датчики. Особое внимание в Zekkert уделяют ремням ГРМ, которые уже прошли период пробных продаж. Результатами в руководстве бренда довольны, нареканий по части качества нет.
До конца нынешнего года Zekkert намерен вывести на российский рынок термостаты, вентиляторы радиатора, стартеры, катушки зажигания, генераторы. В начале 2023 года в продажу поступят рулевые рейки.
Текущая линейка, по словам Е. Семеновой, расширяется на 10–15% ежегодно в зависимости от глубины той или иной товарной группы. На данный момент в ассортименте бренда 19 300 активных наименований товаров, которые находятся на складах по всей России.
Процесс «структурной трансформации экономики» страны в части, касающейся российского рынка автозапчастей, по мнению Е. Семеновой, все еще идет. «Мы, безусловно, не рады тому, что происходит с теми нашими коллегами, кто вынужден был приостановить работу в России. Тем не менее мы видим существенно возросший спрос на продукцию нашего бренда», — отметила глава российского представительства Zekkert. С логистикой, по ее словам, серьезных проблем сейчас нет, если же возникают какие-либо сбои — всегда находятся альтернативные пути доставки продукции.
2022 год, по словам Е. Семеновой, компания рассчитывает закончить «в плюсе, причем очень хорошем».
StartVOLT
Бренд StartVOLT выставил на MIMS 2022 тематический стенд, на котором были представлены все основные товарные группы, на которые в руководстве марки делают основной акцент в последние несколько лет: генераторы и стартеры (это профильная продукция StartVOLT), катушки зажигания (по которым завершено формирование ассортимента — как заявляют представители бренда, у StartVOLT сегодня есть катушки зажигания для всех автомобилей, представленных в России), стеклоочистители, разного рода датчики, топливные модули.
В рамках 13-й ежегодной конференции УК «Карвиль» для партнеров и дистрибьюторов, прошедшей в рамках выставки, StartVOLT анонсировал также ряд новинок и новых товарных групп. В частности, в первой половине 2023 года на рынок выйдут свечи зажигания, автолампы и автомобильные фары в сборе.
Процесс «структурной трансформации» российского рынка автозапчастей (вслед за трансформацией экономики в целом), по мнению представителей бренда, все еще продолжается. «Мы сейчас находимся внутри этого процесса и являемся его неотъемлемой частью», — отметили специалисты StartVOLT. Точно оценить его динамику представители бренда не берутся, но полагают, что своего апогея этот процесс не достиг: рынок пока перестраивается, лакуны на нем все еще присутствуют, сбытовая сеть и клиенты не привыкли к новым условиям. Однако «жизнь продолжается и бизнес идет», отмечают в StartVOLT.
По итогам семи месяцев 2022 года в руководстве бренда зафиксировали существенный прирост продаж как в количественном, так и в денежном выражении; доля бренда на рынке также увеличивается. Нынешний год в целом в StartVOLT планируют закончить «в плюсе», отмечая, что рост по итогам 2022-го ожидался изначально — до известных геополитических событий и их последствий — за счет выхода в новые сегменты рынка и расширения ассортимента.
Partra
Бренд Partra, как уже сообщал «Движок», вышел на российский рынок недавно: продажи запчастей марки стартовали в августе прошлого года с ассортимента деталей подвески. Затем линейка продукции была расширена такими товарными группами, как фильтры и детали тормозной системы. Именно на эти запчасти был сделан акцент в экспозиции Partra в рамках MIMS Automobility Moscow.
В ближайшее время, как рассказали «Движку» в руководстве бренда, в фирменной линейке появятся новые товарные группы. В частности, к концу текущего года на наш рынок выйдут ступицы и свечи зажигания марки Partra; в 2023 году расширится ассортимент запчастей для автомобилей китайских марок. В настоящее время в линейке запчастей Partra представлены детали для европейских, корейских и японских машин.
По словам представителей бренда, в ситуации, когда многие мировые компании приостановили деятельность либо ушли из России, таким брендам, как Partra, представился шанс занять весьма существенную долю на рынке РФ. Интерес к продукции со стороны покупателей оказался велик: в частности, посетители MIMS Automobility активно интересовались фильтрами и другими запчастями для грузовиков.
Продажи в России, как отметили в руководстве бренда, еще в августе сильно превысили результаты прошлого года. Так что по итогам 2022 года в Partra ожидают как минимум 5-кратного роста продаж.
Trialli
Бренд Trialli в рамках тематического стенда на MIMS 2022 продемонстрировал практически все основные категории автозапчастей и компонентов, выпускаемых под этой маркой.
В ключевых товарных направлениях Trialli сегодня стремится расширять уровень сервиса, отметили представители бренда, а также увеличивать товарное покрытие. Основными направлениями в Trialli называют тормозную систему, сцепления, амортизаторы и детали подвески, ступицы, глушители, ремни ГРМ. Главный вектор развития бренда на ближайшие несколько лет — формирование ассортимента таким образом, чтобы при замене того или иного узла потребитель мог приобрести все необходимые для этого компоненты именно у Trialli.
Одной из главных новинок выставки от Trialli стали ремни и ремкомплекты ГРМ. В руководстве бренда называют эту товарную группу «перерожденной»: проведена серьезная работа над ошибками, построен собственный испытательный стенд и составлен комплекс испытаний, который должны проходить ремни согласно ТУ («запекание» и заморозка ремня, а также ресурсный тест в течение 900 часов). Среди других категорий автозапчастей, которые становятся особенно востребованными на рынке на фоне приостановки работы мировых брендов в России, в Trialli называют прежде всего сцепления, детали тормозной системы (в частности, колодки).
Завод глушителей Trialli под Санкт-Петербургом в конце 2022 — начале 2023 года переедет на новую площадку, расположенную в Красном Селе. Общая площадь производственных помещений составит в итоге 8000 кв. м; в руководстве бренда рассчитывают, что переезд позволит улучшить условия труда сотрудников завода, а также оптимизировать производственные процессы и логистику.
2022 год в Trialli рассчитывают закончить с существенным ростом продаж по сравнению с показателями 2021-го. Рост ожидается практически во всех основных товарных направлениях, прогнозируют представители бренда.
Parts-Mall
Для компании Parts-Mall, по словам ее представителей, стенд на нынешней выставке — это своего рода «демонстрация флага». Тем самым компания хотела показать, что продолжает свою работу в России. Подобная задача была выполнена весьма успешно: в компании, как рассказали нам ее представители, даже не ожидали такого наплыва людей, ищущих новых поставщиков.
В Parts-Mall подобную ситуацию связывают прежде всего с резким сокращением поставок товара из так называемых недружественных стран. Из-за этого спрос даже на традиционные продукты оказался вдвое-втрое выше, чем могли предположить специалисты компании. В связи с этим наибольшее изменение спроса в Parts-Mall видят в сегменте, который в самой компании называют Non-Koreanparts (запчасти для машин не корейских марок). Это направление своей деятельности компания намерена развивать и в дальнейшем, не теряя при этом в ключевой компетенции – поставках любых запчастей для корейских автомобилей.
По словам представителей Parts-Mall, бизнес, который ведут в нашей стране основные участники рынка автозапчастей, четко структурирован и в целом менее зависим от внешних факторов, чем в других отраслях, например, в дилерском автобизнесе. В дальнейшем, по прогнозам специалистов компании, российский рынок запчастей продолжит развиваться, поскольку потребность в передвижении — а следовательно, в ремонте и необходимых для него деталях — только усилится.
Каких-то радикальных обвалов на рынке в Parts-Mall не ждут, если только не случатся какие-то новые геополитические потрясения. Текущий год в руководстве компании рассчитывают закончить с существенным ростом продаж и удвоить их объемы в ближайшие год-полтора.
LUZAR
Бренд LUZAR в рамках MIMS Automobility Moscow продемонстрировал на своем стенде все детали, обозначающие основные товарные направления в линейке выпускаемой продукции. По словам представителей бренда, посетители за счет этого могли буквально одним взглядом охватить все основные компетенции LUZAR: «Радиаторы охлаждения», «Печки», «Конденсеры», «Компрессоры», «Вентиляторы охлаждения», «Вентиляторы отопления», «Помпы», «Термостаты». Кроме того, производитель снова привез в Москву специальный демонстрационный стенд, на котором в этот раз демонстрировалась работа электровентилятора, погруженного в воду.
В нынешнем году LUZAR значительно расширил фирменную линейку термостатов и занимает теперь существенную долю в этом сегменте рынка. В частности, в ассортименте бренда появился ряд новых артикулов для японских и китайских автомобилей, кроме того, расширена линейка термостатов с электронным управлением.
Что же касается радиаторов, то, по словам представителей бренда, в ассортименте LUZAR есть модели для всех автомобилей, эксплуатируемых в России. С целью демонстрации собственных возможностей в компании планируют освоить выпуск радиаторов для Ford Mustang— в отношении этого компонента, по словам специалистов бренда, есть запрос со стороны клиентов и партнеров. При этом в компании понимают, что спрос на подобную модель будет относительно невысоким (по сравнению с артикулами для машин массового сегмента), однако конечная цель LUZAR, по словам представителей бренда, — в максимальном охвате движущегося российского автопарка.
В текущей ситуации на рынке, как рассказали «Движку» специалисты компании, наибольшим спросом пользуются запчасти и компоненты для автомобилей европейских марок — как в легковом, так и в грузовом сегменте. Продажи в этом направлении, по словам специалистов LUZAR, растут не на проценты и десятки процентов, а зачастую в несколько раз. Связано это прежде всего с изменением структуры рынка и уходом с него мировых брендов. В сегменте запчастей для корейских, японских и отечественных машин динамика также положительная, но не столь существенная, как в сфере деталей для «европейцев».
2022 год, в связи с указанными выше факторами, в LUZAR рассчитывают закончить с ростом продаж на уровне около 30% в количественном выражении, что весьма и весьма много, учитывая положительную динамику в прошлом году, отмечают представители бренда.
«Амтел»
Компания «Амтел» выставила на объединенном стенде в рамках MIMS Automobility Moscow запчасти брендов Metaco и TopCover, а также анонсировала ряд новинок.
TopCover представил на выставке ассортимент запчастей для грузовых автомобилей, который включает более 4400 SKU. Среди них — кузовные детали, детали пневматики и тормозной системы, оптика и зеркала, элементы подвески и рулевого управления, детали электрооборудования и других систем. Бренд Metaco приехал на выставку со своим стандартным ассортиментом, который сегодня включает более 8500 SKU (в наличии на складе — более 7000). Ближе к зиме, как сообщили «Движку» представители компании, в линейке Metaco появятся 12 новых товарных групп, в общей сложности количество товарных групп составит 33.
Ассортимент Metaco планомерно расширяется все то время, что бренд присутствует на рынке. В частности, не так давно компания привезла в Россию новые запчасти для популярных в России китайских автомобилей (Geely, Haval, Chery и др.) — в этом сегменте рынка в «Амтел» ожидают в ближайшее время существенного увеличения спроса. В дальнейшем компания намерена выходить в те сегменты, в которые ранее не заходила. В числе прочего на рынке будут представлены элементы пневмоподвески, стартеры, генераторы, свечи, ролики, ремни, датчики и другие запчасти.
На развитие российского рынка автозапчастей за последние полгода, по мнению представителей «Амтел», ключевое влияние оказала приостановка деятельности в РФ крупнейших мировых брендов. Рынок вследствие этого изменился: на вершине оказываются прежде всего те компании, у которых есть товар, — почти всё (если не всё) определяется сейчас наличием запчастей.
Еще одна тенденция, которую отмечают представители компании, — рост интереса к продукции брендов, созданных крупными дистрибьюторами, отраслевыми ассоциациями или закупочными компаниями. В целом же, по их мнению, на рынке сейчас довольно много возможностей, главное для его игроков — правильно ими воспользоваться.
Carville Racing
Бренд Carville Racing — самый молодой в портфеле УК «Карвиль», поэтому ему, как отмечают представители компании, посетители MIMS Automobility Moscow уделяли особое внимание. Бренд представил на объединенном стенде «Карвиля» практически весь свой ассортимент: антифризы, смазки, очистители, тормозные жидкости.
В рамках ежегодной «Конференции дистрибьюторов» руководство бренда объявило также о предстоящем выводе на рынок новой товарной группы: с 2023 года под маркой Carville Racing будут выпускаться автомобильные масла различного назначения. В фирменную линейку войдут моторные, трансмиссионные, а также компрессионные масла. Они будут иметь допуски для автомобилей европейских и корейских брендов, а также для машин марки Lada. Новые масла будут поставляться в различной таре: в частности, в канистрах объемом 1, 5 и 10 литров, а также в бочках. В настоящее время масло Carville Racing проходит необходимые испытания; ориентировочные сроки выхода нового продукта на рынок — январь-февраль 2023 года.
С октября этого года начнет поставляться еще один весьма востребованный на рынке в нынешних условиях товар: хладагент. Также в процессе вывода на рынок находится автомобильная косметика марки Carville Racing — в фирменную линейку подобных продуктов войдут полироли, очистители шин, дисков, кузова, панелей, кожи и т. д. В 2022 году бренд уже вывел на рынок линейку разного рода смазок (силиконовых, алюминиевых, литиевых), а также очистителей и защитных лаков. Кроме того, была расширена линейка антифризов: в частности, в продаже появились жидкость с допусками Renault (Type D), а также линейка антифризов для автомобилей Lada (ее особенность — измерение объемов канистры не в литрах, а в килограммах); готовятся к выходу на рынок антифризы с допусками Toyota и Hyundai/Kia.
Бренд Carville Racing в настоящее время находится «в стадии становления и бурного роста», отмечают представители УК «Карвиль». В 2022 году, по их расчетам, тенденция продолжится и по итогам года будет зафиксирован рост продаж.
ITAKO Group
Компания ITAKO Group представила на MIMS Automobility Moscow автозапчасти брендов Kroner и B-Ring и объявила о существенном расширении в текущем и будущем году ассортимента их продукции.
В частности, ассортимент бренда Kroner расширился в 2022 году более чем на 250 артикулов. Наиболее значительно предложение выросло в самых востребованных на рынке товарных группах, среди которых представители компании называют амортизаторы, тормозные колодки, а также компоненты подвески.
В рамках выставки специалисты Kroner представили также фирменное решение для проверки подлинности любого изделия бренда. На упаковку запчастей Kroner наносится специальный код, с помощью которого в соответствующем разделе официального сайта Kroner можно определить, является ли то или иное изделие оригинальной продукцией бренда.
Ассортимент подшипников и ШРУСов марки B-Ring расширился в этом году более чем на 200 артикулов. Наиболее существенно обновилась премиальная линейка Hardig, предназначенная главным образом для СТО. В настоящее время в ассортименте B-Ring — 1300 артикулов в трех линейках: в эконом-исполнении Praktisk (расчетный пробег — 40 тыс. км, гарантия — 6 месяцев или 20 тыс. км), в основной линейке Först (расчетный пробег — 70 тыс. км) и в премиум-линейке Härdig (расчетный пробег — 100 тыс. км, гарантия — 2 года или 50 тыс. км).
Одним из основных направлений работы в России представители B-Ring видят развитие фирменной программы поддержки независимых СТО, в рамках которой специалисты бренда проводят специализированные технические семинары и предоставляют через региональных партнеров специнструмент.
2022 год ITAKO Group планирует завершить существенным ростом продаж. Представители компании отметили высокий интерес покупателей к продукции Kroner и B-Ring на фоне наблюдающегося на рынке дефицита качественных аналогов запчастей для легковых автомобилей во многих товарных группах.
Airline
Бренд Airline представил на MIMS Automobility 2022 целый ряд новых линеек продукции. Среди них — светодиодные фары, пневматические пистолеты, автомобильные камеры, толщиномеры, пневматические шлифмашины, захваты и инспекционные зеркала, зарядные провода для мобильных устройств. Кроме того, Airline объявил о расширении ассортимента в таких товарных группах, как средства по уходу за автомобилем, холодильники, пылесосы, щетки стеклоочистителя, крышки топливного бака, клей, шумоизоляция, органайзеры, утеплители двигателя.
Российский рынок автоаксессуаров с конца зимы — начала весны нынешнего года, как рассказали «Движку» представители бренда, изменился предсказуемо: просели продажи не самых необходимых в повседневной жизни товаров и выросли — тех изделий, без которых эксплуатировать автомобиль сложно или невозможно. Цены на рынке стабилизировались и подстраиваются сейчас под существующий спрос.
Из общих трендов в руководстве Airline отмечают прежде всего увеличение производственных возможностей и площадок в России, с которыми можно сотрудничать и осваивать новый ассортимент. В логистике, по словам представителей бренда, проблем сегодня не наблюдается. Airline работает в основном с поставщиками из Китая, Индии, России и Беларуси — на указанных направлениях были «локальные трудности», но теперь они благополучно разрешились.
На сегодняшний день, по словам представителей Airline, парадигма потребления и продаж (в частности — на рынке автоаксессуаров) существенно изменилась. Все катаклизмы последних трех лет привели к тому, что интернет-торговля выросла в десятки раз. Изменились многие привычки покупателей — рационального в потреблении стало гораздо больше, отмечают специалисты бренда. Продажи Airline на этом фоне в целом растут; в дальнейшем же в одних товарных направлениях ожидается поступательное развитие продаж, тогда как в других может случиться бурный рост.
Турция и Иран на MIMS Automobility Moscow
Несмотря на смену названия выставки организаторы MIMS по-прежнему предлагают участникам и посетителям формат национальных павильонов. И если к широкому представительству производителей из Поднебесной все уже давно привыкли, то наличие двух огромных залов с компаниями из Ирана и Турции было хоть и ожидаемым, но масштабами удивило даже экспертов отрасли.
К слову, присутствие иранских и турецких компаний носило на нынешней выставке не просто формат бизнес-интересов, а предполагало сотрудничество на межгосударственном уровне. В церемонии открытия приняли участие министр торговли и промышленности Ирана, а также чрезвычайный посол Исламской Республики и еще множество высокопоставленных лиц с российской стороны. С турецкой стороны в открытии выставки участвовал генеральный секретарь Ассоциации экспортеров автомобильной промышленности Улудага.
Mashhad Powder Metallurgy
Представитель компании Зареи Али отметил, что такие масштабы делегации объясняются большим интересом иранских производителей автокомпонентов к российскому рынку. В частности, Mashhad Powder Metallurgy весьма заинтересована в том, чтобы стать конвейерным поставщиком крупнейших российских производителей новых машин. По словам г-на Али, компания уже ведет активные переговоры с «Петербургским тракторным заводом». Российский рынок на данный момент оценивается производителем как перспективный, так как есть очевидный спрос на замещение продукции ушедших европейских брендов.
Chekad
Компания Chekad занимается производством кузовов и металлических компонентов для ведущих автопроизводителей Ирана: Iran Khodro и Saipa. Более того, в будущем году компания собирается выпускать автомобиль под собственным брендом. В России у компании производственных площадок пока нет, и их создание не рассматривается руководством бренда. Но вот от чего бы они точно не отказались, по словам представителя компании, так это от совместного предприятия на территории Ирана — и на выставке такая идея активно прорабатывалась.
Mohammad Trading
Стенд компании Mohammad Trading был одним из самых интересных среди экспонентов иранского павильона выставки. По сути, этот бренд является живым воплощением идеи импортозамещения. Иранская компания планирует импортировать в Россию оригинальные запчасти из Кореи для брендов Hyundai, Kia и SsangYong, но везти их планируется через Дубай. На выставке поставщик планировал найти партнеров, которые были бы готовы реализовывать эти запчасти на территории России.
Iran Khodro и Saipa
Бренд Iran Khodro неплохо знаком российскому потребителю. Компания уже не первый и не второй раз возвращается на наш рынок примерно с тем же набором машин. Вот и сейчас на MIMS Automobility привезли перелицованные автомобили Peugeot прежних поколений. Удивлять российского потребителя планируется седаном Dana, который представляет собой видоизмененную версию Peugeot 301. Бренд Saipa, напротив, почти не знаком российскому потребителю, так как выпускаются под ним максимально бюджетные автомобили сугубо для иранских водителей. Планируется, что эти машинки дадут бой Lada Granta в бюджетном сегменте российского рынка.
Andac
Турецкий павильон по масштабам ничуть не уступал иранскому — в нем также было немало интересных компаний. В частности, выделялся бренд Andac из Измира, который начал свою деятельность еще в 1976 году. Основная специализация — производство ремкомплектов суппортов грузовых автомобилей и автобусов. В России компания реализует свою продукцию уже около 10 лет; предназначена она для грузовиков таких марок, как Mercedes-Benz, MAN, DAF, Volvo и многих других. Российский рынок для компании является приоритетным, уже сейчас бренд работает с целым рядом крупнейших дистрибьютеров России. Представитель бренда весьма оптимистично смотрит на текущие позиции своей компании в нашей стране и видит серьезные перспективы роста для практических всех групп товаров.
EKU
Бренд занимается производством тормозных систем уже более 60 лет; 70% продукции поставляется на конвейеры различных производителей автобусов и грузовиков и только 30% уходит на Aftermarket. На выставке компания намеревалась не столько показать свои новинки, сколько прощупать почву для взаимодействия с крупными игроками российского рынка — как дистрибьюторами, так и производителями. Тем более что в компании оценивают российский рынок как потенциально очень привлекательный, несмотря на все геополитические сложности.
SRR
Компания SRR уже довольно давно представлена на рынке запчастей для грузовых автомобилей. В частности, производственные площадки бренда используются многими европейским компаниями-поставщиками оригинальных запчастей, которые, по сути, реализуют продукцию SRR под собственными товарными знаками. На российский рынок в компании возлагают большие надежды. Главной проблемой в руководстве бренда видят в первую очередь сложности с логистикой, так как на данный момент оперативно поставлять большие объемы продукции по морю нелегко, а иногда и вовсе невозможно. На данный момент компания имеет договоры с отечественными дистрибьюторами только по направлению тракторов и экскаваторов. Более «легкие» направления компания рассмотрит только при наличии необходимого спроса.
Каков итог?
После ребрендинга и смены формата MIMS Automobility Moscow не только сохранила свой статус главной в России выставки автозапчастей, компонентов, аксессуаров и сервисного оборудования, но и осталась своего рода индикатором положения дел на российском рынке запчастей и послепродажного обслуживания в целом.
Так, например, те выставочные площади, которые традиционно отводились ведущим мировым брендам, в этом году заняли отечественные и азиатские производители и поставщики, а также турецкие бренды. А среди главных тем выступлений экспертов в рамках форума IMAF и на конференц-площадке AGORA были, естественно, параллельный импорт, логистика, а также вопросы наличия запчастей в магазинах и на СТО.
Тем не менее компании и бренды, которые продолжают работать в России, смотрят в ближайшее будущее пусть и со сдержанным, но оптимизмом, так что можно надеяться, что и MIMS Automobility 2023 состоится как ни в чем не бывало.
Текст: Роман Зубко, Вадим Аскаров.
Фото: журнал «Движок»