Компоненты

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

Пневмоподвеска — уже далеко не экзотика: ее относительно массовое применение началось более полувека назад. Но, несмотря на это, она все еще считается атрибутом дорогих машин, чаще всего — премиального сегмента. Естественно, для большинства автолюбителей данный факт автоматически означает, что ремонт «пневмы» должен быть чем-то очень сложным, особенно в сравнении с обычной пружинной подвеской. Так это или нет, «Движок» решил разобраться на примере популярного автомобиля с такой системой, который можно встретить на наших дорогах. Также мы выясним, каков правильный алгоритм замены пневмоэлементов.

 

Для начала обратимся к теории, а также истории вопроса, чтобы понять, зачем в принципе инженеры устанавливают столь сложную систему вместо простых пружин и в чем ее преимущества. Чаще всего о пневмоподвеске вспоминают производители грузовой и коммерческой техники: седельных, магистральных тягачей и автобусов, где необходим постоянный клиренс независимо от загрузки машины, а также возможно изменение положения кузова автомобиля при определенных дорожных условиях. Кроме того, благодаря применению пневмобаллонов можно снизить вес не только транспорта, но и неподрессоренных узлов подвески, что, несомненно, скажется на снижении расхода топлива, а также на трудозатратах при замене неисправных элементов подвески в сравнении с рессорами.

Производители премиальных марок легковых авто вспоминают о «пневме», так как она способна существенно улучшить ездовой комфорт: такая подвеска лучше переваривает дефекты дорожного покрытия. Да и в целом пневматическая подвеска на сегодняшний день — самая технически продвинутая среди прочих конструкций (за исключением лишь сложных и не прижившихся на массовых автомобилях систем вроде «гид–ропневматики»).

Однако в среде автолюбителей репутация у пневмоподвески не самая хорошая. Считается, что «пневма» ненадежна и регулярно требует дорогостоящего ремонта. Тем интереснее проверить эту теорию на примере уважаемого в России японского внедорожника Toyota Land Cruiser Prado 120, который выпускался в 2002–2009 годах и считается в народе одним из самых надежных автомобилей.

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

Симптомы, с которыми обратился на сервис владелец машины и которые указывали на неисправность «пневмы», были вполне типичными: автомобиль приседал задней частью после длительной ночной стоянки. Однако, чтобы подтвердить «диагноз», стоит провести ряд процедур, которые можно выполнить только в специализированном сервисном центре с использованием профессионального оборудования.

В процессе первоначальной диагностики проверяют прежде всего исправность пневмокомпрессора подвески, переключая ее в нижнее, среднее и верхнее положения. Переход в каждое из положений занимает 15–20 секунд. Если кузов внедорожника не перемещается и мигает индикатор OFF — значит, возникла неисправность в системе пневматической подвески. В таких случаях не избежать подключения сканера и считывания параметров состояния «пневмы». Весьма распространенной «ошибкой», которую выдает прибор, является отключение пневмокомпрессора в результате перегрева.

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

Однако неисправность компрессора не окончательный диагноз, а замена его на новый может не привести к устранению неполадки. Необходимо произвести дальнейший, более тщательный и подробный, осмотр элементов, поскольку компрессор может выйти из строя в результате длительной работы в негерметичной системе.

Напомним, что при помощи двух датчиков высоты расположения кузова пневмоподвеска автоматически регулирует клиренс в зависимости от количества пассажиров и массы груза. Эти датчики имеют шарнирные соединения, которые периодически заклинивают из-за попадания воды через пыльник и ломаются, так как электронная часть датчика подвержена внутреннему окислению. Кроме того, может выйти из строя площадка крепления датчика — она лопается и создает подвижность при перемещении кузова, отчего в блок управления поступает неверная информация и положение кузова не соответствует заданным режимам.

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

Вернемся к диагностике. Что, если пневмокомпрессор справляется с задачей и кузов автомобиля изменяет свое положение в заданных пределах? Тогда надо искать проблему в других местах и первым делом загнать машину на подъемник или яму. Следует произвести осмотр целостности пневмобаллонов. Конструктивно для них предусмотрены пластиковые защитные чехлы, но практика показывает, что возможно попадание инородных предметов в их наружную часть, что оставляет повреждения и является причиной разгерметизации системы. Средний срок службы пневмобаллонов 5–7 лет, и это при своевременной и регулярной очистке нижней части стаканов от грязи, которая скапливается под складкой баллона и приводит к сокращению срока его службы.

Кроме того, нередко образуются трещины, через которые происходит утечка сжатого воздуха. В таком случае замена баллонов неизбежна, а менять их необходимо только парой, так как срок службы у них примерно одинаковый. Проверка герметичности производится простым дедовским методом, который применяется при поиске утечек воздуха из автомобильной камеры: на поверхность пневмобаллонов наносится мыльный раствор и по характерным признакам мастер фиксирует место повреждения.

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

Однако и это не всегда является финальным этапом в диагностике проблемы! Баллоны могут быть исправными, а дефект у автомобиля остается. Есть еще одно слабое звено такой подвески, хотя о нем мало кто знает. Распределительная коробка управляющих клапанов, которая стоит на ресивере, также может быть подвержена утечке воздуха. Необходимо произвести ее очистку от грязи и пыли с помощью сжатого воздуха, точно так же нанести мыльный раствор и искать пузырьки воздуха. Если они есть — неизбежна замена узла. Ну и не стоит забывать о банальной целостности трубопроводов, так как они пластиковые и тоже могут быть повреждены летящими из-под колес камешками.

Вернемся к конкретному японскому внедорожнику. В нашем случае неисправность связана с разгерметизацией пневмобаллонов в нижней части из-за налипания грязи на посадочное место стакана в районе складки пневмобаллонов (одно из самых уязвимых мест). В образовавшиеся микротрещины уходил сжатый воздух, который должен был «поддерживать» автомобиль.

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

Грязь в районе складки пневмобаллонов — одна из самых распространенных причин выхода пневмоподвески из строя

Демонтаж баллонов начинается со снятия монтажной скобы. Далее необходимо стравить остаточное давление с пневмобаллонов путем отсоединения трубки пневмомагистрали. Демонтаж баллона осуществляется обычным набором базового инструмента без применения каких-то спецприспособлений.

Важный момент: нужно снять без повреждений трубку пневмомагистрали непосредственно с баллона. Если пневмоподвеска на автомобиле «родная» и прошла добрую сотню тысяч километров по дорогам России, то нередка ситуация, при которой соединение будет намертво заржавевшим. Сборка осуществляется в обратной последовательности, которая также не вызывает затруднений. Важно при этом выполнять замену элементов крепежа, таких как верхняя стопорная скоба баллона.

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

Для ремонта автомобиля было решено выбрать пневмоэлементы бренда Zekkert. Пневморукав, устанавливаемый во всех пневмобаллонах этой компании, сделан из натурального каучука с полихлоропреном, а несущие элементы каждого пневмобаллона выполнены из алюминия с антикоррозийной обработкой, что, как заявляет производитель, «обеспечивает высокую износостойкость материала и положительно влияет на срок эксплуатации» компонентов.

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции ZekkertМеняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции ZekkertМеняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

По завершении ремонта необходимо обнулить систему — так же как при проведении работ, требующих поддомкрачивания автомобиля или перед парковкой на неровных участках (бордюры, сугробы, ямы). Если не следовать этому правилу, то одна сторона машины будет постоянно опускаться при последующей стоянке. Это связано с тем, что при запуске двигателя система управления пневмоподвеской воспринимает положение, в котором находится автомобиль, как горизонтальное. Чтобы не произошло подобного недоразумения, необходимо проделать следующее: остановить автомобиль на ровной поверхности, выключить систему автоматического переключения режимов нажатием на выключатель OFF (должен загореться соответствующий индикатор), заглушить двигатель. Затем завести мотор и включить систему автоматического переключения режимов еще раз, нажав на соответствующий выключатель.

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции ZekkertМеняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции ZekkertМеняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

Необходимо также помнить, что каждое вмешательство в ходовую часть, а также в элементы подвески преду­сматривает диагностику, а при необходимости — и регулировку углов развала — схождения колес. В противном случае есть риск повышенного износа шин и ухудшения комфорта при управлении автомобилем.

Меняем элементы пневмоподвески Toyota Land Cruiser Prado с использованием продукции Zekkert

 

Фото: СТО «Reaktor»

 

Благодарим компанию Zekkert и руководителя технического центра автокомплекса «Reaktor» Константина Анатольевича Надточего за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
12041

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме