Комтранс

Встречаем новые грузовики MAN: закат технократов, эра пользователей
Прошедшая в Бильбао презентация нового поколения грузовиков MAN оставила двойственное впечатление. С одной стороны, это было яркое, в какой-то степени футуристическое шоу, с другой — в отсутствие всякой конкретики...
Новые формы
Почему, собственно, так? Не могу не вспомнить премьеру TGX и TGS 2007 года, прошедшую в Мюнхене. Тогда презентация изобиловала техническими изысками, примененными в новых грузовиках. Причем с подробными разъяснениями, какими именно средствами достигалось соответствие тем или иным требованиям. То еще была эра технократов, к коим в большинстве своем относится российское журналистское сообщество, освещающее вопросы коммерческого транспорта.
Но вот прошло каких-то 13 лет — и все изменялось до неузнаваемости. Рынок коммерческого транспорта столкнулся с такими проблемами, как отсутствие необходимого количества профессионально подготовленных водителей, потеря престижности профессии дальнобойщика, предъявление более высоких требований к условиям труда водителями грузовиков.
Как следствие, производители коммерческого транспорта вынуждены внедрять роботизированные коробки передач, уделять больше внимания эргономике рабочего места водителя, повышению требований к зоне отдыха водителя и безопасности. Повсеместное распространение интернета, а затем и онлайн-контроля, а также диагностики как транспортного средства, так и самого водителя внесло в ситуацию свои коррективы.
Удовлетворение требований экологического контроля и соответствие разного рода нормам даже отошли на второй план: это стало само собой разумеющимся. Единственное, чем еще оперируют автопроизводители, так это цифрами по снижению расхода топлива и стоимости владения транспортным средством. Кстати, по заявлению специалистов MAN, в новых грузовиках им удалось добиться снижения расхода топлива до 8% по сравнению с предыдущим поколением.
Именно в таком ключе и прошла презентация новых грузовиков MAN в Бильбао. Вас интересует мощность силового агрегата? — Поверьте, она достаточна для выполнения любых ваших задач, тем более что в наличии широкая линейка двигателей.
Вспоминается 1997 год. При средней мощности магистральных грузовиков 380 л. с. тогда посчастливилось опробовать 520-сильный Volvo FH. Небо и земля! Сейчас же мотором в 500 л. с. никого не удивишь. К примеру, у нового TGX топовые модели находятся в диапазоне от 510 до 640 л. с., тогда как начальный уровень — от 330 до 470 л. с.
Соответствуют ли ваши моторы требованиям Euro 6d? — Поверьте, наши специалисты сделали все возможное, чтобы они в полной мере отвечали действующим нормам, а уж как именно это выполняется, вам и знать не нужно!
Что за коробка передач на ваших машинах и как она выполняет свои функции? — Можете не сомневаться, она не только роботизированная, с высоким уровнем надежности, но и способна обеспечивать передачу максимального крутящего момента в широком диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя с минимальными задержками и весьма плавно.
И так далее по каждой из позиций. Но на чем был сделан акцент, так это на обновленном интерьере, эргономике, системах безопасности, а также средствах, обеспечивающих связь не только водителя, но и самой машины с внешним миром.
Водитель современного грузовика ни в чем не хочет быть обделенным по сравнению с водителем легкового автомобиля. Прежде всего это касается комфорта, а также удобства и доступности в пользовании разного рода систем, отвечающих за климат, связь, досуг и т. д.
Во главе — пользователь
С новым поколением грузовиков MAN предлагает концепцию, объединяющую проверенные временем решения с разработками, ориентированными на будущее, чтобы снять нагрузку с экспедиторов и водителей, облегчив их повседневную работу. При этом разработчики сфокусировались на трех основных направлениях: водитель и его рабочее место, эффективность автомобиля и удобство пользования, а также плотное взаимодействие с партнерами.
Если говорить о комфорте, то это прежде всего отменная эргономика рабочего места. Новая приборная панель всецело ориентирована на быстрое считывание необходимой информации обо всех системах грузовика. Отдельного внимания заслуживает информационная система MAN SmartSelect, которая во многом напоминает аналогичную систему на легковых автомобилях вроде немецких MMI или iDrive. Управляется она с помощью «шайбы» — вращая и нажимая ее, вы скользите по меню отдельного монитора. Насколько это удобно во время движения — расскажем дальше.
За комфорт в пути отвечают новое пассажирское сиденье Vario с возможностью поворота вовнутрь, множество мест для хранения личных вещей, вместительный холодильник под спальным местом, а также возможность дистанционного управления системами комфорта и безопасности на отдыхе, причем не вставая со спального места.
Эффективность нового поколения грузовиков достигается за счет использования линейки двигателей, соответствующих нормам Euro 6d. Она была представлена еще в 2019 году и в новых грузовиках полностью реализует свой потенциал. Прежде всего это отменное сочетание агрегатов с дополнительными, недавно разработанными компонентами привода и программным обеспечением для снижения расхода топлива. Как уже было отмечено, он на 8% ниже, чем в машинах предыдущего поколения.
Надежность достигается за счет недавно разработанной упрощенной, мощной и перспективной электронной архитектуры, которая призвана значительно улучшить и расширить функциональные возможности новых грузовиков.
Выдвижной холодильник имеет внушительный объем, при необходимости его можно вынести из кабины
Кроме того, полностью усовершенствованная цифровая система управления техническим обслуживанием снижает эксплуатационные расходы и обеспечивает максимальную доступность новых автомобилей MAN TG. Управление автопарком и водителями поддерживается с помощью многочисленных цифровых функций и услуг.
Параллельно с новым поколением грузовых автомобилей MAN представляет и новую систему консультаций и предложений, которая полностью ориентирована на потребности клиентов. Это позволяет собирать на основе новых грузовиков MAN TGX, TGS, TGM или TGL транспортные средства, которые в точности будут соответствовать конкретным задачам эксплуатационников.
Кроме того, в предлагаемом пакете MAN Individual — полный набор опций для улучшения потребительских качеств автомобиля, способный удовлетворить самых взыскательных клиентов.
Нельзя не отметить и наличие множества систем безопасности. Среди них — такие как контроль движения по полосе, контроль слепых зон слева и справа (особенно при повороте направо при наличии велосипедных дорожек).
Дизайн. Компания не скрывает, что новое поколение грузовиков MAN следует по стопам предшественников — в частности, отправной точкой при его создании стал MAN TGA, представленный в 2000 году. Возможно, поэтому во внешнем облике машин нет ничего футуристического.
Улучшенная аэродинамика достигается применением новых панелей. Кстати, вопрос о каркасе так и остался открытым. Наиболее осведомленные в этом вопросе утверждают, что он практически прежний: от добра добра не ищут. Вместе с тем надо заметить, что дверной проем изменен. Угол открывания двери отныне составляет 89 градусов, обеспечивая беспрепятственный вход в кабину нового грузовика.
Маленькая деталь. На внутренней стороне двери имеется панель управления MAN EasyControl. Таким образом, некоторыми важными функциями транспортного средства можно управлять, не поднимаясь в кабину.
Дверной проем сделан шире, а на внутренней стороне двери водителя появились дополнительная панель управления
Наконец, пару слов о головной оптике. Оригинальные по форме фары выполнены со встроенными дневными ходовыми огнями и указателями поворота. Последние изготовлены с использованием светодиодных технологий, к тому же необычны по форме и расположению.
На короткой ноге
Для знакомства с достоинствами новых грузовиков устроители мероприятия организовали тест-драйв для нескольких сцепок MAN TGX с тентованными полуприцепами Koegel. Мощность двигателей у всех машин — 510 л. с. и выше. Причем полная масса автопоезда колебалась в диапазоне от 32 до 33 тонн.
Мы проехали по маршруту длиной целых 83 км (обычно это километров сорок, не более). Конечно, чем длиннее маршрут, тем лучше познается нрав испытуемого. Этому способствовал и рельеф проложенной трассы — затяжные подъемы, спуски, виражи, и грамотные подсказки инструктора по выбору скоростного режима. Кстати, уже становится традицией знакомиться с новой машиной не перед началом тест-драйва, а во время его прохождения. К счастью, эргономика грузовиков MAN относится к той категории, о которой говорят: сел и поехал.
В поездке были получены навыки вождения с круиз-контролем, в режиме движения на спуске с постоянной скоростью и освоена масса других подсказок, обеспечивающих комфортный режим. Порадовал кикдаун на затяжных подъемах и при обгоне. Поскольку полосы движения в Западной Европе уже, чем у нас, пару-тройку раз система Line Assist об этом напоминала. Возможно, по этой причине тестировать в движении «шайбу» управления информационной системой совсем не хотелось...
Новое поколение грузовиков MAN в цифрах:
– 12 млн рабочих часов было потрачено на разработку проекта
– 4 млн км пройдено до выхода на рынок
– 167 тыс. рабочих часов ушло на разработку нового дизайна
– около 22 тыс. деталей и узлов было добавлено в грузовик
– 3 тыс. цветов кабины доступны в стандартной комплектации
– 2100 сотрудников MAN были вовлечены в проект
– 8 новых типоразмеров кабины доступны для нового поколения грузовиков MAN
– до 8% — снижение расхода топлива
– 4 серии: MAN TGX, TGS, TGM, TGL