Бизнес
Как создаются и производятся автомобили Changan: изучаем передовые технологии на родине бренда в Китае
Несмотря на то что китайские автобренды продают свои машины в России почти два десятка лет, отношение к ним отечественных покупателей настороженное. Пока главным камнем преткновения остается уровень качества самих машин и проблемы с их послепродажным обслуживанием. Крупнейшие китайские автоконцерны о подобном недоверии знают, а потому предпринимают меры, чтобы убедить клиентов в обратном. Ведь между китайскими автомобилями прошлого и настоящего — пропасть! В этом мы лично убедились, побывав в исследовательском центре, на заводе и полигоне компании Changan — второго по величине автопроизводителя Китая.
Две пересадки, почти 15 часов в самолете — и мы в Чунцине, самом большом городе Китая, население которого превышает 35 млн человек. Это столица автомобильной промышленности Поднебесной, местный Детройт, где расположены штаб-квартиры и производства многих марок и совместных предприятий. Одна из них — Changan. На сегодняшний день это второй после SAIC производитель Китая и один из крупнейших автоконцернов мира со 157-летней историей.
Производственный кластер компании — считай, еще один город. Масштабы впечатляющие! Фактически для каждой модели тут построено отдельное сборочное предприятие. И это не считая совместных производств с Mazda, Suzuki, Ford и PSA, а также двух собственных суббрендов и заводов по выпуску двигателей, трансмиссий, электромобилей и их компонентов.
Государственная компания Changan начала свою деятельность в 1862 году с военных машиностроительных заказов, в том числе пушек. К середине XX века было освоено производство военных внедорожников. Именно с этого момента начинается автомобильная история марки. Кстати, в русской транскрипции правильно произносить не «Чанган», а «Чанъань»
Главная гордость Changan — громадный исследовательский центр, который занимается самыми передовыми разработками. На технологическую сферу китайцы сегодня не жалеют никаких денег. Только на R&D-центр в Чунцине автоконцерн потратил миллиард долларов (!), а всего в мире их функционирует еще восемь, в том числе в США, Японии и Германии. В общей сложности в них расположено 180 лабораторий, а общее число сотрудников составляет 12 тыс. человек. На Changan сегодня работают лучшие инженеры и дизайнеры мира из BMW, Volkswagen, Mazda, Ford и Toyota.
Актуальный модельный ряд компании Changan более чем наполовину состоит из кроссоверов — 10 из 18 моделей. До России в ближайшие два года доедут шесть новинок
Само собой, имея такие ресурсы, компания не просто давно освоила, а и запустила в серию почти все достижения современного автопрома. Китайцы выпускают целую линейку современных цепных атмосферных и, главным образом, турбированных двигателей, в том числе экологичных трехцилиндровых. Уже в серийном производстве и продаже автомобили Changan с компактной 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач c двумя «мокрыми» сцеплениями (6-ти и 8-ступенчатые «автоматы» в Китай поставляет японская Aisin).
Усилия Changan сосредоточены на производстве бензиновых, гибридных и электрических двигателей. А вот в перспективах разработки дизельных моторов, в соответствии с общемировым трендом, руководство сомневается. В легковом сегменте таких версий у марки нет
Что касается непосредственно производства, то почти все предприятия Changan — полного цикла. В плане организации сборки от других автозаводов мира с полным входным и выходным контролем предприятие в Чунцине отличается двумя нюансами: коммунистическими транспарантами с серпом и молотом (не забываем, что Changan — государственная компания) и малым количеством людей на конвейере. Последний факт объясняется просто: большая часть заводов концерна построена по самым передовым технологиям с уровнем автоматизации ни много ни мало 92%! Больше — только в Японии. В общей сложности у «Чанъань» сегодня 35 производственных кластеров по всему миру, а общий объем выпуска превышает 2 млн автомобилей.
Что касается производства автомобилей в России, то после сворачивания деятельности на площадке в Липецке руководство Changan решило избрать другой план действий. Сначала на наш рынок планируется выпустить новую линейку моделей, а уже после анализа спроса и согласования с компартией КНР будет приниматься решение о возобновлении локального производства
Отдельной жизнью в прямом и переносном смысле живет подразделение по разработке и производству автономных автомобилей и электромобилей Changan EV. У компании уже есть три платформы и целая линейка серийных электромобилей. Налажено производство и поставка компонентов, включая тяговые батареи и прочие системы. Особую роль китайцы отводят системе эффективного охлаждения аккумуляторов летом и обогрева салона зимой, что является насущной проблемой многих производителей электромобилей.
В шоуруме исследовательского центра Changan EV был представлен ряд серийных электрокаров марки. Самый недорогой — Changan E-Star, компактный хэтчбек размером с Kia Picanto. Стоимость его оценивается в 700 000 рублей (естественно, в пересчете на рубли). Привлекательно выглядит и небольшой, но мощный кроссовер Changan CS15 E-Pro — под капотом электродвигатель на 163 лошадиные силы. В Китае на наши деньги такой стоит около миллиона. Запас хода у обоих заявлен на уровне 400 км по циклу NDEC.
Китайский бренд пока не представлен на рынке США и Европы. По словам руководителей Changan, смысла выходить на развитые рынки, где все давно поделено, с автомобилями, работающими от ДВС, уже нет. В планах марки — «электрическая экспансия» сначала в Старом Свете, а затем и в Новом. При условии, конечно, подходящей политической ситуации
Однако главную ставку китайский концерн делает на электроседан Changan Eado EV460. Компания подготовила не только серийную версию модели, но и специальные модификации для корпоративных парков — такси, каршеринга и даже полиции. Под капотом машины 136-сильный электромотор, способный разогнать машину до 100 км/ч за 10,8 секунды.
Еще одна инновационная разработка Changan — компактная и конструктивно простая трансмиссия Multi-Gear для электромобилей, принцип работы которой можно было наглядно увидеть и даже виртуально опробовать на тренажере
Само собой, последние новинки Changan буквально нашпигованы современной электроникой. Про мониторы с анимированной графикой говорить не приходится: для отдельных моделей марки это базовое оснащение. Мультимедийный комплекс Changan In Call 3.0 позволяет дистанционно, через смартфон, взаимодействовать с автомобилями через 4G-сети, управляя различными функциями — от снятия с охраны до изменения температуры климат-контроля.
Отдельное направление — автономное управление. Технологии Changan позволяют уже сегодня использовать системы автопилота второго уровня, когда водитель приглядывает за процессом управления, лишь время от времени его контролируя. К 2025 году китайский концерн планирует внедрить системы третьего и четвертого уровня — водитель будет играть роль оператора, переходя на ручное управление только в экстренной ситуации. А с 2030-го китайцы собираются вообще отказаться от человека за рулем.
Фактически автономный электромобиль должен влиться в систему «умного дома», когда человек взаимодействует с окружающей средой с помощью искусственного интеллекта, как мы привыкли видеть в фантастических фильмах про будущее. По мнению инженеров Changan, все это — дело ближайшей пары десятилетий.
Не кому-нибудь, а именно компании Changan принадлежит рекорд Гиннесса по самому масштабному беспилотному автопробегу, в котором приняли участие 55 кроссоверов марки
Каков итог?
Больше всего впечатляет тот факт, что Changan — это государственная компания. Все стратегические управленческие решения, которые привели марку к такому успеху, так или иначе были приняты в кабинетах компартии Китая. Нюанс в том, что основное потребление пока сосредоточено внутри страны и на развивающихся рынках мира. Европу китайцы планируют захватывать уже с помощью электромобилей. А вот о том, чем Changan удивит Россию в ближайшие два года, читайте в нашем следующем репортаже с премьерного экспресс-теста на самом большом полигоне Азии.





































