Бизнес

FIT Service и Gruzdev Analyze подвели итоги 2021 года

FIT Service и Gruzdev Analyze подвели итоги 2021 года

Крупнейшая сеть независимых СТО в России и аналитическое агентство Gruzdev Analyze провели онлайн-конференцию, в ходе которой поделились со зрителями собранной информацией и аналитикой об основных результатах мирового автомобильного рынка за 2021 год.

 

Анализ основывался на опросах участников рынка. Всего в исследовании было задействовано 654 интервьюера из 19 стран мира. Большие рынки (к примеру, США и Китая) анализировались по среднему результату, который был взвешен в соответствии с данными по движущемуся парку в каждой стране.

Согласно статистике, рынки разных стран в первый «постковидный» год развивались по-разному. Наиболее актуальным выглядит сравнение не с 2020-м, а с 2019 годом, когда авторынок работал без различных карантинных ограничений и проблем с логистикой. К примеру, рынок Соединенных Штатов существенно просел в 2020 году и практически не вырос в 2021-м.

Александр Груздев отмечает, что в Штатах потребители испытывают те же проблемы, что и в России: дилерские наценки огромны, а покупатели стоят в очередях. Однако, в отличие от наших продавцов, заокеанские дилеры не пытаются спрятать накрутку за допооборудованием или аксессуарами, а прямо указывают в прайс-листах, что это их наценка.

FIT Service и Gruzdev Analyze подвели итоги 2021 года

Рынки Китая и Индии восстановили свои докризисные позиции и готовятся к дальнейшему улучшению показателей. Рынок России если и потерял, то не существенно, отчасти потому что и в 2019-м показатели были не самые лучшие. А вот рынок Старого Света просел на четверть, и похоже, что ему еще далеко до восстановления.

Что касается рынка послепродажного обслуживания, то он весьма успешно прошел сложный период во всем мире, в том числе и в России. Показатели на нем сильно зависят от движущегося автопарка и среднего пробега частных легковых автомобилей. В 2021 году он вырос более чем на 1000 км и составил 15 637 км (в 2020 году — 14 611 км). При этом движущийся автопарк в России по итогам 2021 года вырос на 52 тыс. автомобилей. Низкие продажи новых машин были частично компенсированы ростом объемов ввоза автомобилей с пробегом.

FIT Service и Gruzdev Analyze подвели итоги 2021 года

С ростом пробега возрастает необходимость в обслуживании и ремонте машин. Рост количества посещений автосервисов за 5 лет составил 13%. При этом потенциал рынка еще не исчерпан. При снижении объемов самостоятельного ремонта потенциал посещений может вырасти на треть. Касаясь показателя машинозаездов, стоит обратить внимание на падение доли официальных дилеров. Она достигла самого низкого показателя за все время: 12%. При этом сетевые СТО и шиномонтажи увеличили свою долю на 4%, и эта тенденция, по мнению экспертов, сохранится.

Не обошли вниманием участники конференции и пресловутый кадровый кризис в отрасли, который уже несколько лет остается едва ли не главной темой для обсуждения на подобных мероприятиях. В 2021 году спрос на сотрудников сферы автосервиса вырос в два раза. При этом за январь 2022 года спрос увеличился еще на 15%, а количество соискателей, наоборот, сократилось на 28%.

FIT Service и Gruzdev Analyze подвели итоги 2021 года

Тональность комментариев представителей отрасли на эту тему была ожидаемой. Так, HR‑директор сети FIT Service Светлана Соловьева заявила, что почти половина СТО столкнулась с проблемой шантажа со стороны сотрудников: «Квалифицированные сотрудники понимают свою ценность и требуют повышения зарплаты под угрозой увольнения. В 40% таких ситуаций работодатель соглашается с требованиями сотрудника и повышает заработную плату в той или иной мере». То, что это вполне нормальная ситуация для рынка труда и большинству своих сотрудников представители других сфер платят по такому же принципу, в FIT Service предпочли не уточнять. Или скромно об этом умолчать.

FIT Service и Gruzdev Analyze подвели итоги 2021 года

Чуть позже С. Соловьева отметила, что причина кадровых проблем в отрасли автосервиса — в «ковидных» ограничениях, которые привели к дефициту иностранной рабочей силы, в частности на стройках и вахтовых работах. Все это повлекло за собой рост заработной платы в этих областях, а следовательно, специалисты, умеющие «работать руками» (в том числе и из автосервисов) устремились туда, чтобы заработать деньги, так как отрасль автосервиса не так прибыльна и у нее достаточно низкая стоимость услуг на рынке. Таким образом, простое желание сотрудников зарабатывать больше денег в FIT Service посчитали шантажом.

FIT Service и Gruzdev Analyze подвели итоги 2021 годаFIT Service и Gruzdev Analyze подвели итоги 2021 года

Руководитель сети FIT Service Данил Соловьев отдельно остановился на статистике продаж запчастей, поскольку с прошлого года компания не ремонтирует автомобили с использованием запчастей клиентов. Средний доход с клиента в этих условиях увеличился на 60% с учетом первых месяцев 2022 года. Коэффициент, показывающий отношение запчастей к услугам, вырос с 1,2 до 1,7. В разрезе статистки «количество клиентов на пост» у сети ничего не поменялось: 46 клиентов на пост в месяц. Так что данный опыт Д. Соловьев считает успешным.

Фото: журнал «Движок», пресс-служба FIT Service, скриншоты с YouTube

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2816

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки