Автоспорт

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Большинство людей за спортивными соревнованиями наблюдает со стороны — в основном просматривая итоговые трехминутные новости по телевизору или слушая радио, сообщающее о результатах. Более заинтересованные зрители следят за ходом состязаний через профильные СМИ, читают аналитику, смотрят интервью спортсменов. И лишь истинные болельщики отправляются на место спортивной баталии, чтобы увидеть все происходящее своими глазами. Журнал «Движок» совмещает журналистские возможности и дух болельщика — вместе с российской командой G-Energy мы прошли весь путь из Франции до легендарного Дакара по маршруту ралли-рейда Africa Eco Race 2017. О том, как это было, — в нашем репортаже.

Напомним, что «Дакара» уже девять лет как два. Тот самый, легендарный ралли-марафон с 30-летней историей переехал в Южную Америку вместе с запатентованным названием. Именно там теперь происходит основная битва за звание лучшего ралли-рейдового экипажа планеты. Переехал, надо сказать, довольно скандально. Официальная версия — террористические угрозы в адрес участников — так и не подтвердилась, а вот «теории заговора», связанные с финансовыми интересами организаторов в Южной Америке, среди гонщиков обсуждаются все чаще и громче.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Так или иначе, живой символ мировых ралли-рейдов Жан-Луи «Лис пустыни» Шлессер, используя свой авторитет и влияние, сумел воссоздать легендарную гонку «Париж — Дакар» через Сахару с финишем в столице Сенегала на берегу Розового озера. Правда, название пришлось сменить: Africa Eco Race теперь объединяет дух старого доброго «Дакара» и новые веяния: в гонке могут принимать участие и транспортные средства, работающие на альтернативном топливе. Самым успешным в этом плане, кстати, стал «КАМАЗ-мастер» — команда выставляет на гонку грузовик с битопливной (газо-дизельной) системой. А главным авантюристом соревнования стал мотогонщик Арно Жакар, выступивший на электромотоцикле.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

По масштабам Africa Eco Race пока соперничать с ралли-марафоном Dakar не может, однако ситуация меняется с каждым годом. Если на первое соревнование в 2009 году заявилось меньше трех десятков участников, то в 2017-м на старте было уже под сотню экипажей в четырех категориях. Причем в зачете внедорожников главным претендентом на победу выступала российская команда G-Energy, являющаяся, наравне с «КАМАЗ-мастер», хедлайнером ралли-рейда как один из самых титулованных экипажей.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Старт гонки был дан в одной из гоночных столиц Европы — Монте-Карло. Непосредственно из Парижа «Дакар» не стартует с 2001 года, поскольку городские власти регулярно высказываются против. Так или иначе, спортивный праздник в Княжестве Монако удался: российскую команду G-Energy, которая первой из автомобилей въехала на стартовый подиум, приветствовал лично Жан-Луи Шлессер.

Константин Жильцов, штурман: “На Africa Eco Race 2017, как и на любую другую гонку, у нас один настрой и одна стратегия — мы едем на высший результат. Собственно, для этого мы и принимаем участие в гонках».

Однако со стартового подиума экипажи поехали не на спецучастки, а во французский порт Сет, за 400 км, чтобы погрузиться на паром и отправиться через Средиземное море в Марокко — именно там начинается «боевой» этап гонки Africa Eco Race.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Протяженность ралли-марафона Africa Eco Race 2017 составила более 6000 км, из которых 3812 км — это «боевые» спецучастки по бездорожью, и еще 2242 км составляют лиазоны: по ним экипажи двигаются, соблюдая правила дорожного движения, от одной контрольной точки до другой. Хотя ралли-рейд заявляется как трансконтинентальный, по факту гонка разделена только на две африканские страны — она проходит по пустынным территориям Марокко и Мавритании. Переезд в столицу Сенегала и коротенький 22-километровый спецучасток вокруг Розового озера носит торжественно-символический характер, так же как и старт в Монако.

Марокко

Поскольку гонка проходит вдали от крупных городов, прибытие в Марокко больше напоминает высадку на другую планету. Местная пустыня совершенно не такая, какой может представляться Сахара: горные ландшафты с обрывами и каньонами сменяются бескрайними, твердыми и почти безжизненными, плато, сплошь усыпанными камнями. И все это — кирпично-красного цвета. Именно в таких условиях гонщикам предстоит преодолеть первые пять этапов.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

«Хотя на Africa Eco Race я стартую впервые, марокканские дороги мне хорошо знакомы: гравий, камни, скоростные отрезки. Так что поедем, как на дачу, — шутит перед стартом пилот G-Energy Team Владимир Васильев. — Спешить некуда. Будем стартовать спокойно, беречь силы и машину, но идти, само собой, на лучший результат».

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Команда G-Energy выступает на соревнованиях на внедорожнике MINI All4 Racing под номером 199, напоминающем кроссовер Countryman только внешне. По факту это гоночный прототип высшей категории Т1, построенный на основе трубчатого каркаса с навешенными углепластиковыми деталями. Внутри агрегата находится 3,0-литровый турбодизель BMW с сухим картером и 12-литровой масляной системой, полный привод с тремя дифференциалами, восьмидюймовая подвеска и 360-литровый бак.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

 

Кроме того, машина несет три запаски, встроенные гидравлические домкраты, траки, лопаты и отдельные запасные части для экстренной замены. Такой внедорожник способен разом проезжать около тысячи километров по бездорожью и пескам со скоростью под 200 км/ч. Стоимость подобного гоночного снаряда может переваливать за миллион евро. Впрочем, «боевые» грузовики «КАМАЗ-мастер» построены таким же образом: по факту любой ралли-рейдовый грузовик — это огромный внедорожник на таких же огромных колесах, на котором стоит кабина той или иной марки.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Все технологические жидкости и, главным образом, специальное моторное масло G-Energy Racing российской команде поставляет компания «Газпромнефть — смазочные материалы», при поддержке которой и выступают Владимир Васильев и Константин Жильцов.

Первый этап Africa Eco Race — что называется, вкаточный, протяженностью всего 86 км, состоящий по большей мере из многочисленных песочно-каменистых дорожек, главное на которых — не промахнуться мимо нужной и не напороться колесами на камни. Учитывая темп, с которым обычно едет Владимир Васильев, можно было сразу рассчитывать на неплохой результат. Так в итоге и получилось — 1-е место с отрывом в минуту от багги Ford француза Тьерри Маньяльди. Лидерство в зачете грузовиков оформил и Андрей Каргинов на КАМАЗе, хотя конкуренция в категории Т4 оказалась не так высока: на гонку заявилось меньше десяти участников.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Владимир Васильев, пилот: «День прошел отлично! Мы давно не тренировались, три месяца нигде не ездили, так что я очень соскучился по рулю. Единственный момент — в конце случился „медленный прокол“, но останавливаться не стали, финишировали в итоге с давлением 0,5 атмосферы в колесе. Никаких проблем не возникло и с навигацией: спецучасток был короткий. Хотя несколько отрезков на маршруте оказались непростыми, мы справились с поставленной задачей».

Забегая вперед, скажем, что именно багги или, как их называют наши гонщики, «багушки», станут основными соперниками нашей команды G-Energy. Легкие и быстрые, но заднеприводные внедорожники отлично проходят скоростные спецучастки, но проигрывают «джипам» в песках. Будем откровенны, багги — специализация французов: Шлессер — бывший пилот исключительно багги. В общем-то, что бывший «Дакар», что «Африка Эко Рейс» — гонки по территории бывших французских колоний, созданные французами для французов. Участников из Пятой республики здесь больше половины.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Следующие два марафонских этапа Africa Eco Race по 400 км завершаются победой и еще большим отрывом Владимира Васильева от преследователей (+ 31 мин) — и это при резко увеличившейся сложности маршрута: пилоты добрались до одной из главных достопримечательностей марокканского этапа — дюны Мерзуги.

Константин Жильцов:«Первые 30 км была достаточно жесткая навигация — правда, потом стало чуть полегче. Преодолели кусок дюны Мерзуги — песок всегда есть песок — там находится непростой переход через самую узкую ее часть. А вообще очень много позиций было, много коварных дорожек, да еще плюс камни. Непростая трасса сегодня».

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Неприятности принес четвертый этап: усыпанный острейшими камнями спецучасток стал причиной почти поголовного повреждения покрышек. Ситуация осложнялась и тем, что стенограмма была прописана сокращенно и с заниженными коэффициентами сложности — почерк французского ветерана ралли-рейдов и спортивного директора гонки Рене Метжа, под который не сразу подстроились штурманы. В результате, не всегда вписываясь в указанную траекторию на высокой скорости, экипажи как раз и напарывались на торчащие камни. Увы, не избежала этой участи и команда G-Energy: три пробитых колеса и чудом уцелевшие запаски позволили россиянам доехать до финишной черты этапа. В итоге лидерство на четвертом допе (СУ4) пришлось уступить Маньяльди — правда, в общем зачете наш экипаж по-прежнему первый.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Финальный отрезок по территории Марокко должен был быть на выносливость: 456 км «боевого» маршрута и 239 км лиазона. Итого почти 700 км за один день. Преодолеть их все помешала стихия: прошедшие ранее дожди размыли дамбу в окрестностях маршрута, смыв и часть СУ5. В итоге организаторам пришлось сократить почти всю внедорожную часть (180 км), оставив гонщикам легкий скоростной отрезок.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Владимир Васильев, пилот: «На старте газ нажали, шестую передачу включили, на финише отпустили. Пришли вторыми только потому, что максимальная скорость багги Тьерри Маньяльди выше: он гонит под 200 км/ч, а у нас максимум 170 км/ч/».

Результат G-Energy Team после Марокко: 1-е место в зачете внедорожников и «абсолюте» с преимуществом 22 минуты 18 секунд

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Жизнь вне спецучастка. Помимо самой гонки, которая длится в течение дня, неотъемлемая часть ралли-марафона — бивуак, то есть лагерь под открытым небом, в котором живут команды. Каждый день он строится заново на очередном этапе гонки. Причем большинство участников в течение всех двух недель состязаний живет в палатках с удобствами прямо в пустыне. Перепады марокканских температур c дневной жары до ночных заморозков становятся главной проверкой на выносливость и здоровье. Посреди бивуака организаторы разбивают «центральную площадь» с шатрами и огромным костром — в результате лагерь превращается в настоящую берберскую гоночную деревню прямо посреди пустыни

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Участие в ралли-рейде — это колоссальные расходы. Каждая из команд состоит не только из «боевого» экипажа, но и из группы техподдержки, которая едет следом. У G-Energy Team она включает грузовик-техничку, прицеп с запасными частями, ассистент-внедорожник и кемпер для комфортного проживания экипажа. Непосредственно техобслуживанием занимается команда профессиональных спортивных механиков во главе с Алексеем Куликовым. А «КАМАЗ-мастер», к примеру, вообще приезжает на гонку с пятью грузовиками, тремя джипами поддержки и целым «боевым» контингентом специалистов

Мавритания

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

После дня отдыха на пляже Атлантического побережья и пересечения границы весь караван Africa Eco Race перемещается в соседнюю страну — Мавританию. Именно здесь начинается Сахара в ее классическом виде: с желтыми дюнами и уходящей в горизонт безжизненной пустыней. И именно здесь, на шестом этапе, ход гонки переломился кардинальным образом. Несмотря на всего 173 скоростных километра, практически лишенные сложных участков, не выдерживает двигатель багги главного преследователя российского экипажа Тьерри Маньяльди. Однако Владимиру Васильеву все равно не удается угнаться за оставшимися в строю скоростными багги — наши пятые по итогам СУ6. Зато следующий день ставит точку в участии в гонке Маньяльди — он сжигает второй мотор и сходит с дистанции. В результате экипаж G-Energy автоматом оказывается в часовой форе по итогам семи этапов.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Мавритания — одна из самых бедных стран мира. Повсеместная нищета усугубляется еще и ужасающей антисанитарией: мусор покрывает все территории, где проживают люди. Рядом с песчаными дюнами Сахары порой поднимаются такие же по высоте горы отбросов и нечистот. Среди всего этого в глиняных халупах живут люди, самые обеспеченные из которых все еще ездят на полурассыпавшихся машинах начала восьмидесятых

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Радость длилась недолго. Восьмой спецучасток, продолжительностью 425 км, обрушился на гонщиков сложнейшими песками Сахары, по консистенции больше напоминающими жидкость: настолько этот песок мелкий! В итоге в дюнах закопались многие экипажи, среди которых, увы, оказался и MINI Владимира Васильева и Константина Жильцова. По итогам дня G-Energy Team откатывается на 11-ю строчку с потерей 22 минут, оставаясь, правда, в лидерах по итогам всей гонки.

Владимир Васильев, пилот: «Сегодня день сложился неудачно. Продолжились мавританские пески, в которых мы сначала немного ушли с маршрута, а затем и вовсе застряли. Хотя собственно дюны продолжались недолго, где-то километров семь-десять — как раз на переезде из одной в другую мы и закопались. В итоге потеряли около 25 минут, так что результат, несмотря на то что мы сразу бросились догонять, соответствующий».

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Поняв, что гоночные боги не всегда благосклонны к российской команде, потирать руки стали французские пилоты на багги: Паскаль Томассе, Мэтью Серрадори и Патрик Серийоль поочередно лидировали на этапах. На девятом спецучастке, который оказался еще сложнее восьмого, вновь возникли проблемы: cпустив давление в шинах, Васильев начал двигаться увереннее, однако на вылете из-за дюны ударился колесом о валун, повредив ступицу и получив травму руки. Машину починили прямо на этапе, благо СУ9 стал единственным, куда допускались технички, а вот травму до конца гонки пришлось заглушать обезболивающими.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Вымотанные физически и технически более чем пятью тысячами километров ралли-марафона, часть команд вышла на старт десятого этапа фактически формально: правила разрешают не проезжать по всем контрольным точкам на маршруте, получая максимальный временной штраф. В итоге, отметившись на старте и финише, экипажи вернулись в сервис, чтобы подготовиться к финишу и все-таки закончить Africa Eco Race на Розовом озере Дакара.

Но, надо сказать, к G-Energy Team это не относится: Владимир Васильев и Константин Жильцов полностью отмахали 424 км 10-го и еще 208 км 11-го скоростного спецучастка, не считая 350 км лиазона. Причем на последнем «боевом» отрезке гонщиков накрыла песчаная буря, почти лишившая экипажи видимости.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Владимир Васильев, пилот: «Хороший этап сегодня, опять тяжелый — тяжелые пески. Сегодня их было еще больше, чем вчера. Опять зарылись несколько раз. Но, практически неожиданно для себя, нашли решение проезда по мавританским пескам. Раньше все время штурмовали их на второй передаче — тяга отличная, машина идет вперед, но все равно через какое-то время закапывается. А тут я взял да и воткнул первую — передача „длинная“, на ней можно разогнаться до 40 км/ч, и машина — оп, взяла да и рванула вперед. К концу гонки чувствую: научились ездить по Мавритании».

Результат G-Energy Team после Мавритании: 1-е место в зачете внедорожников и «абсолюте» с преимуществом 2 часа 10 минут 30 секунд

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

С окончанием 11-го этапа гонка, по сути, была завершена и ознаменовалась абсолютным преимуществом российского экипажа G-Energy. В единое целое слились три фактора: профессионализм Владимира Васильева, опыт Константина Жильцова и слаженность работы команды техподдержки Алексея Куликова. Основные соперники наших гонщиков на багги мало того что поочередно отставали на этапах в течение всей гонки — попросту не добрались до финиша по техническим причинам. Второе место в итоге досталось чеху Мирославу Заплеталу на внедорожнике Hummer H3. Бронзу забрал француз Доминик Узьё на багги Optimus.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Владимир Васильев, пилот: «Плохих моментов на этой гонке вообще не было, а вот хороших было очень много: и трасса хорошая, и удовольствие получили колоссальное, ну и конечно, то, что стали победителями. А самый запоминающийся момент — это дюны. Мы столько их перекопали, сколько за все предыдущие гонки не перекапывали! А вообще, было бы намного лучше, если бы ралли-рейд „Дакар“ вернулся бы сюда, на свою родину!»

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Триумфальную победу российской команды G-Energy подхватили и в зачете грузовиков — Андрей Каргинов на КАМАЗе опередил всех соперников в своем классе более чем на час. Жаль, второй экипаж под управлением Сергея Куприянова остановился в шаге от подиума, став в итоге четвертым.

Константин Жильцов, штурман: «Мы очень довольны, что приняли участие в Africa Eco Race. Спасибо организаторам: отличная гонка, прекрасные впечатления! Мы очень многое для себя почерпнули здесь. Ну а что касается победы, то русский дух на то и русский, чтобы всегда идти до конца, никогда не складывать крылья! В этом и заключается наш успех».

В результате берег Розового озера, на котором собралось несколько сотен зрителей, утонул в российских флагах и поздравлениях на русском языке. Наши экипажи приветствовали болельщики, туристы, путешественники, журналисты российских телеканалов и даже представители российского посольства в Сенегале. Настоящий «Дакар» под названием Africa Eco Race был взят россиянами.

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

В это же самое время по ту сторону Атлантического океана завершился и крупнейший ралли-марафон планеты Dakar 2017, на котором абсолютную победу тоже праздновали российские экипажи во главе с «КАМАЗ-мастер». Однако триумф ждал нас не только в зачете грузовиков. Но об этом в следующем репортаже "Движка".

20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
5978

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы