Колонка редактора

В три раза за десять лет. Как дорожали автомобили в России и что будет с ценами дальше

В три раза за десять лет. Как дорожали автомобили в России и что будет с ценами дальше

Аналитическое агентство «Автостат» не так давно опубликовало любопытную статистику о том, как изменилась за последние 10 лет средневзвешенная цена нового легкового автомобиля на российском рынке. Тот факт, что цена эта не снизилась и не осталась на прежнем уровне, сюрпризом, естественно, ни для кого не стал — интрига была лишь в том, насколько значительно подорожали новые машины с далекого 2014 года. Теперь об этом можно рассуждать без всяких но и если: подорожание оказалось более чем трехкратным.

Согласно подсчетам аналитиков «Автостата», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в нашей стране за последние 10 лет выросла в 3,1 раза. В конкретных цифрах это выглядит так: по итогам 2014 года стоимость новой «легковушки» в нашей стране составляла в среднем ровно один миллион рублей — за 8 месяцев 2024-го она уже перевалила за три миллиона и достигла отметки 3 млн 100 тыс. рублей.

Наибольший рост цен на новые машины в России за период с 2014 по 2024 год, по данным агентства, был зафиксирован в 2023 году: средневзвешенная цена «легковушки» выросла на 23,9% по сравнению с уровнем 2022-го. Лишь немногим менее существенно новые машины на нашем рынке дорожали в 2015 году (на 19,5%), 2021-м (на 18,1%) и 2022-м (на 20%).

Точность подсчетов «Автостата» лучше всего иллюстрирует динамика цен на самые популярные автомобили марки Lada. Модель Granta, например, в 2014 году (после традиционного для начала — середины 2010-х весеннего подорожания) стоила от 290 тыс. рублей. Во второй половине октября 2024-го седан Granta дешевле чем за 699 900 рублей в России было не купить. Седан Vesta в момент старта продаж в конце ноября 2015 года стоил на российском рынке от 514 тыс. рублей. В конце октября 2024-го стартовая цена «четырехдверки» в исполнении Comfort’24 составляла 1 млн 525 тыс. рублей.

Иномарки в нашей стране за последние 10 лет, понятное дело, тоже не дешевели, однако изменение цен на самые популярные модели зарубежных брендов за столь продолжительный период оценивать сложнее. Тот же Hyundai Solaris, например, за 10 лет успел сменить поколение, претерпеть плановый рестайлинг, а потом и вовсе уйти с российского рынка. Аналогичным образом сложилась рыночная судьба в России у Volkswagen Polo Sedan и Skoda Rapid.

В качестве основных причин более чем трехкратного роста цен на новые автомобили за последнюю десятилетку эксперты «Автостата» называют девальвацию рубля, рост ставок утилизационного сбора, увеличение стоимости логистики, общемировую и российскую инфляцию, а также дефицит новых машин на российском авторынке, который наблюдался как во время пандемии коронавируса в 2020–2021 годах, так и после ухода из России целого ряда крупных (и весьма популярных в нашей стране!) автопроизводителей в 2022–2023-м.

Что будет с ценами на новые машины в нашей стране дальше, предсказать несложно. Тем более что по итогам первых 8 месяцев 2024 года, по данным «Автостата», средневзвешенная цена новой машины в РФ уже выросла на 8,4% по отношению к аналогичному периоду 2023-го. А в последнем квартале нынешнего года, после увеличения с 1 октября ставок утилизационного сбора, новые автомобили в России подорожают снова. На сколько — не берутся прогнозировать даже дилеры. Но предупреждают, что и те машины, что были растаможены по прежним ставкам, стали тем не менее как минимум на 100–150 тыс. рублей дороже, чем были еще в конце лета — начале осени.

Добавим к этому такие факторы, как постоянный рост затрат на логистику, инфляцию, которую никак не удается «прибить» даже более чем 20%-ной ключевой ставкой, а также грядущее повышение налога на прибыль для бизнеса — и получится, что направление изменений цен на новые автомобили в нашей стране только одно: вперед и вверх! И горы, кстати, не помогут, будь они хоть трижды нашими.

Фото: журнал «Движок»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1839

Самые популярные

Автоновости

Тест-драйвы