Досуг

Футбольные клубы, основанные автопроизводителями
Чемпионат мира по футболу вовсю гремит в городах России. С точки зрения рекламы, более глобального и привлекательного мероприятия для продвижения автомобильных брендов придумать трудно. Да и в целом автоиндустрия уже давно и тесно сплетена с футболом: логотип Chevrolet вовсю красуется на футболках «Манчестер Юнайтед», Jeep прекрасно смотрится на майках «Ювентуса»; другие клубы также не стесняются рекламировать автопроизводителей. Однако журнал «Движок» решил покопаться в недрах истории и выяснить: нет ли чего-то, еще более близкого в отношениях футбольных клубов и автомобильных компаний. И узнал, что есть очень даже популярные команды, созданные целиком и полностью автомобильными гигантами.
«Вольфсбург» - Volkswagen
Наверное, самый популярный пример сплетения футбола и автопроизводства. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что не только клуб, но и целый город обязан своему появлению немецкому концерну. И даже не столько концерну, сколько одной всемирно известной модели. До 1945 года Вольфсбург назывался Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен и предназначался в качестве места жительства и работы для сотрудников завода «Фольксваген», которые должны были производить легендарную модель «Жук».
Футбольный клуб «Вольфсбург» был основан 12 сентября 1945 года и сразу стал играть в бело-зелёных цветах, которые используются по сей день. Однако, по всем понятным причинам, в этом же году клуб постиг кризис, и практически все игроки покинули команду. За год была создана новая команда, и в конце ноября 1946 года клуб сыграл первую товарищескую игру на стадионе, принадлежащем Volkswagen, получив также спонсорскую поддержку компании. С тех пор команда является частью ассоциации по физическому воспитанию «Вольфсбург». С ноября 2007 года 100 % акций клуба принадлежит компании Volkswagen AG.
Именно с полной покупкой концерном футбольного клуба связанно золотое время команды из Вольфсбурга. По слухам, новый председатель совета директоров и генеральный директор концерна Мартин Винтеркорн являлся большим фанатом футбола и не жалел денег на усиление состава. Именно после прихода Винтеркорна клуб пополнили дорогостоящие футболисты: чемпионы мира итальянцы Кристиан Дзакардо и Андреа Барцальи, бразилец Графите и босниец Эдин Джеко. В сезоне 2008-2009 команда взяла золото Чемпионата Германии, на два очка опередив казавшуюся непобедимой мюнхенскую "Баварию".
«Сошо» - Peugeot
В 1928 году Жан-Пьер Пежо, директор Peugeot, решил создать футбольный клуб для досуга работников компании. «Сошо» сыграл свой первый матч 2 сентября 1928 года против команды резерва одного из местных клубов. Сам Пежо, в принципе, был одним из первых, кто начал выступать за профессионализацию французского футбола и в 1929 году даже начал платить своим игрокам, что было строго запрещено в то время.
Все это привело к тому, что клуб нанял нескольких игроков из-за рубежа и «Сошо» быстро стал лидером своего региона. Главный конкурент, клуб «Montbéliard», в 1930 году понял безвыходность своего положения и решил слиться с «Сошо» и сформировать клуб, который существует и по сей день. Практически сразу после этого Национальный совет Федерации футбола Франции выступил за профессионализм во французском футболе и организовал первый сезон Чемпионата Франции, где «Сошо» занял третье место в своей группе.
Уже в сезоне 1934/1935 клуб выиграл свой первый чемпионский титул под руководством тренера Конрада Росса из Уругвая – страны, сборная который на тот момент был лидером мирового футбола. К сожалению, как и в случае с «Вольфсбургом», после сезона 1938/1939 много игроков покинули клуб, чтобы играть за границей, в связи с наступлением Второй мировой войны.
«Сошо» является рекордсменом по количеству сезонов, проведенных в высшем французском дивизионе — 66. В 2015 году китайская компания Ledus официально приобрела права на футбольный клуб «Сошо» у автоконцерна Peugeot за 7,9 млн долларов. Таким образом, этот коллектив стал первым европейским футбольным клубом, который полностью контролируется китайской компанией.
«Ульсан Хёндэ» - Hyundai
Футбольный клуб был основан вместе с новообразованной южно-корейского лигой в 1983 года при содействии автомобильного концерна Hyundai Motor. На данный момент это одна из сильнейших лиг Азии, наряду с японской «Джей-лигой». В начале своего существования команда называлась «Хёндэ Хоран-и», то есть «Тигры Хёндэ», и базировалась в Инчхоне. Но уже в 1990 году база клуба переместилась в город Ульсан, а команда была переименована в «Ульсан Хёндэ».
Уже через шесть лет клуб выиграл национальный корейский чемпионат. Однако вторую победу пришлось ждать больше десяти лет, и только в 2005 году команда повторила успех в чемпионате. Сейчас команда является одним из лидеров азиатского футбола, а в 2012 году «Ульсан Хёндэ» взяла главный клубный турнир континента — Лигу чемпионов Азиатской конфедерации футбола. Председателем совета директоров клуба является Чон Монджун – почетный вице-президент ФИФА, экс-президент Корейской футбольной ассоциации, а также шестой сын основателя конгломерата «Hyundai» Чон Чжу-ёна.
«Урава Ред Даймондс» - Mitsubishi
Клуб был основан концерном «Мицубиси» в 1950 году в городе Кобе, однако в 1958 году команда переехала в Токио. Вместе с другими командами в 1965 году «Урава Ред Даймондс» сформировал Японскую футбольную лигу. Уже в 1969 году клуб впервые выиграла чемпионат JSL.
Название Red Diamonds ссылается как раз на главного спонсора Mitsubishi. Логотип корпорации состоит из трех красных бриллиантов, один из которых остается в нынешнем клубном логотипе.
В 1993 году футбол в Японии вышел на новый уровень с образованием «J-League». В 2006 году «Урава» завоевала свой первый титул в этой лиге. В следующем году команда выиграла главный турнир Азии – Лигу чемпионов Азиатской конфедерации футбола. На данный момент команда является одним из футбольных лидеров на континенте, повторив свой успех в Азиатской Лиге Чемпионов в 2017 году.