Автоспорт

«Симрейсинг — это тренировки, а не развлекуха»: чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк о кибергонках

«Симрейсинг — это тренировки, а не развлекуха»: чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк о кибергонках

Начало 2020 года ознаменовалось полным прекращением всех массовых мероприятий. Естественно, локдаун губительно сказался и на автоспорте: были отменены или перенесены почти все соревнования. В таких условиях профессиональным пилотам нужно было как-то поддерживать форму, и лучшим средством для этого стал симрейсинг. Журнал «Движок» побеседовал с сильнейшим раллистом Европы последних лет и выяснил, какое место в его жизни занимают виртуальные гонки.

Во время карантинных мероприятий прошлого года, судя по вашим постам в соцсетях, вы довольно активно практиковали виртуальные гонки. Как бы вы оценили этот опыт и понравилось ли вам?

— Компьютерными гонками я увлекся достаточно давно, еще когда у меня не было настоящей машины. Первая часть Colin McRae Rally, потом и вторая. И все это — на обычной клавиатуре. Мне всегда нравилась техника, и вот так эта любовь проявлялась. Ну а потом появился руль, педали, и в какой-то период времени это стало уже не просто увлечением, а превратилось в тренировки. Поэтому в период самоизоляции было логично больше практиковаться в этой области, тем более что появились достаточно интересные гонки и онлайн-соревнования. Отмечу, что это хороший опыт, но на постоянной основе он меня уже, конечно, не затягивает. Сегодня это скорее хорошая встряска для оттачивания гоночных навыков.

«Симрейсинг — это тренировки, а не развлекуха»: чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк о кибергонках«Симрейсинг — это тренировки, а не развлекуха»: чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк о кибергонках

С вашей профессиональной точки зрения, насколько велика разница в ощущениях между реальными гонками и симрейсингом?

— Очень сильно все зависит от типа компьютерных гонок. Если говорить об аркадных гонках вроде Need For Speed, то в них улучшить навыки реального пилотажа невозможно. Но если брать в расчет, скажем, Richard Burns Rally, то это очень сильный симулятор. И там далеко не каждый сможет ездить: нужно настоящее умение и понимание гонок. В этом симуляторе уже действительно можно тренироваться, поскольку накатывать сотни и тысячи километров в реальной жизни мало кто может себе позволить.

«Симрейсинг — это тренировки, а не развлекуха»: чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк о кибергонках

Как ваш штурман оценил виртуальные гонки? Удалось ли ему использовать симулятор для тренировки?

— Мы специально затеяли все это (виртуальные тренировки. — Прим. ред.), чтобы потренироваться перед гонками, так как у меня был новый штурман Дмитрий Еремеев, у которого тоже был большой перерыв в практике. Многие, конечно, скептически относились к такой тренировке, особенно для штурмана, но на самом деле это все работает, если правильно выстроить практику и поставить правильные цели и задачи. Можно значительно поднять уровень «чтения» и взаимодействия. Это очень сильный инструмент, которым в наше время глупо пренебрегать. Мир меняется, и нужно использовать новые возможности. Даже молодые гонщики «Формулы-1» очень много работают на симуляторах и регулярно участвуют в виртуальных гонках.

Кстати, многие молодые пилоты после активного участия в виртуальных чемпионатах во время карантина не оставили симрейсинг, а продолжают участвовать в разного рода киберспортивных турнирах. Вы после возвращения к реальным гонкам продолжили интересоваться этим?

— Я не участвую в онлайн-турнирах. С помощью компьютерных симуляторов я поддерживаю форму. Три-четыре раза в неделю по два-четыре часа стараюсь тренироваться, создаю новые стенограммы для спецучастков, ну и к тому же занимаюсь с учениками, которым помогаю через симулятор осваивать основы управления автомобилем.

«Симрейсинг — это тренировки, а не развлекуха»: чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк о кибергонках

У вас довольно серьезная тренировочная установка, как бы вы оценили ее с точки зрения современных тенденций в этой сфере?

— Чтобы вы понимали: главное — это то, как установка имитирует реальное поведение машины. К примеру, в 2016 году мы, впервые поехав в Чехию, выиграли спецучастки — и все благодаря симулятору. Я очень много времени провел, оттачивая на нем навыки езды на асфальтовом покрытии, и это мне очень сильно помогло. Впоследствии я усовершенствовал установку, заменил педали, потом и «базу» поменял. Это не топовые на данный момент наборы, но для домашнего использования меня вполне устраивают. Меня ни разу не подводила эта техника. Хороший набор кибергонщика стоит порядка 160 тыс. рублей с коробкой, ручником, педалями и, собственно, компьютером. С этим набором инструментов можно эффективно работать и показывать результат.

«Симрейсинг — это тренировки, а не развлекуха»: чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк о кибергонках

Как бы вы оценили развитие виртуальных гонок в России? Вы видите в этом будущее? Или это была исключительно «карантинная» история?

— Карантин, конечно же, помог развитию таких гонок, потому как многие купили симуляторы себе домой. Сейчас же, когда все вышли на работу, времени у людей стало меньше. Но все равно часть из них осталась в виртуальных гонках: к примеру, у меня сейчас тренируются человек десять раллистов, и мы порой плотно занимаемся именно на симуляторе. Находясь дома и связываясь через Discord, я контролирую, что они делают, даю задания. Кому-то это жизненно необходимо, как мне или Николаю Грязину, который сейчас едет в чемпионате мира, а кому-то это не надо.

Что бы вы посоветовали тем, кто хочет начать карьеру виртуального гонщика? Стоит ли им вкладываться в технику или лучше начинать как вы, постепенно и эволюционно?

— В целом техника не так важна, главное — желание. Если у вас нет техники за полмиллиона рублей, это не значит, что нельзя тренироваться. Можно иметь простой набор с не очень мощным компьютером, главное, чтобы начинающий пилот понимал, что это не игрушки и «развлекуха», а спортивная тренировка. Нужно анализировать, смотреть, как ездят другие, и развивать свои навыки. Это длительный процесс, я до сих пор учусь и порой удивляюсь. Если есть интерес и стремление, то симулятор поможет.

«Симрейсинг — это тренировки, а не развлекуха»: чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк о кибергонках

Если человек любит виртуальные гонки, он может сделать это своим заработком?

— Для меня это хобби. Кто-то на этом, наверное, зарабатывает, но я зарабатываю с помощью симуляторов только тем, что провожу тренировки. У меня есть наборы упражнений, есть симуляторы, которые позволяют использовать площадку и конфигурировать на ней любые задачи, расставлять конусы. Определенную базу через это можно заложить. Я занимаюсь с реальными спортсменами (один из них борется за чемпионство в России, другой будет выступать в чемпионате Европы) и вижу, что это работает.

Когда вы закончите реальную карьеру, можно ожидать вас в каких-нибудь виртуальных чемпионатах или вам это неинтересно?

— Совершенно точно неинтересно, потому что гонки вживую гораздо круче. В свое удовольствие буду гонять иногда, но в киберчемпионатах участвовать не собираюсь.

«Симрейсинг — это тренировки, а не развлекуха»: чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк о кибергонках

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
5270

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы