печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Салонные фильтры: технологии очистки

Салонные фильтры: технологии очистки

Салонные фильтры появились в машинах сравнительно недавно. Именно поэтому сегодня еще далеко не все автомобилисты понимают, насколько важен этот элемент не только в плане создания комфортной среды в салоне, но и с точки зрения обеспечения их личной безопасности.

 

Происходит так, потому что у большинства автомобилистов еще нет четкого понимания принципов работы салонного фильтра. Зачастую люди считают такие фильтры излишеством и относятся к ним соответствующим образом: экономят на замене, пытаются стирать или прочищать старые, вместо того чтобы купить новые.

 

А между тем салонные фильтры чрезвычайно важны. Как отмечают специалисты компании MANN-FILTER, салонный фильтр — это фильтр с самой высокой степенью фильтрации, в среднем он начинает работать от размера частиц 0,5 мкм (для сравнения: толщина человеческого волоса 70 мкм). Именно такой размер имеет пыльца растений, вирусы и т. д. Салонный фильтр также работает по принципу глубинной фильтрации, то есть никакими варварскими способами (стирка, пылесос и т. д.) невозможно очистить его внутренние объемы. Конечно, при чистке фильтр визуально становится чище, но человеческий глаз не способен разглядеть те мелкие загрязнения, которые он задерживает.

С ними соглашаются представители фирмы Filtron. По их словам, большинство производимых в настоящее время автомобилей имеет среди своего штатного оборудования салонные фильтры неслучайно. Их наличие рассматривается не как синоним роскоши, а прежде всего как требование, предъявляемое к безопасности. Быстро возникающее ощущение усталости, сенной насморк, слезоотделение или затруднение дыхания оказывают резко отрицательное воздействие на реакцию водителей и могут представлять реальную угрозу безопасности дорожного движения. Такие симптомы часто вызываются загрязнениями, проникающими вместе с воздухом, всасываемым в кабину автомобиля.

Качественный салонный фильтр должен быть выполнен только из синтетических материалов, чтобы они не поглощали влагу, так как накопленная влага, при включении системы кондиционирования или вентиляции, проникает в салон автомобиля и вызывает активное запотевание (или обмерзание в зимний период) лобового и боковых стекол.

Какие проблемы остаются даже после стирки или чистки салонного фильтра?

Во-первых, в отработанном фильтре (даже несмотря на его чистый вид после стирки) внутри материала находятся частицы загрязнений, на которых происходит конденсация влаги, которая затем поступает в салон и вызывает активное запотевание окон в дождливую погоду, что, несомненно, влияет на удобство и безопасность вождения.

Во-вторых, качественный салонный фильтр, для того чтобы он мог задерживать очень мелкие частицы загрязнений от 0,5 мкм (в первую очередь пыльцу растений, которая является сильным аллергеном), электростатически заряжается. В этом случае фильтр притягивает к себе эти мелкие загрязнения и обеспечивает высокую степень фильтрации. Этот заряд со временем уменьшается, поэтому рекомендована замена салонного фильтра максимум через год, вне зависимости от пробега автомобиля. Заряд полностью пропадает при чистке и стирке фильтра, который перестает выполнять свои функции — задерживать мельчайшие частицы грязи, пыльцу, бактерии, что не добавляет здоровья автовладельцу.

В-третьих, качественный салонный фильтр обязательно имеет антибактериальную пропитку. Принцип работы системы кондиционирования, расположение салонного фильтра и конденсация на нем влаги приводят к тому, что на фильтре начинают размножаться разнообразные микроорганизмы, грибки и плесень. Их рост и должна подавлять данная антибактериальная пропитка, которая со временем теряет свои свойства, что также объясняет требование менять салонный фильтр не реже одного раза в год.

Теперь же можно перейти к непосредственному знакомству с салонными фильтрами, представленными на российском рынке.

CORTECO предлагает салонные фильтры micronAir, разрабатываемые, изготовляемые и поставляемые на конвейер производителей автомобилей по всему миру компанией Freudenberg Group. Как утверждают ее представители, более половины всех новых автомобилей оснащаются салонными фильтрами micronAir с улучшенными фильтрующими материалами.

По сути, micronAir — это комбинированные «угольные» фильтры, которые, в отличие от обычных пылевых, предохраняющих только от пыльцы, пыли и грязевых частиц, обеспечивают комплексную многоуровневую защиту еще и от выхлопных газов, промышленных выбросов, озона, имеющего раздражающее действие, и разнообразных запахов. Они не пропускают в салон запах удобрений, очистительных установок, антифриза и жидкости для омывателя лобового стекла. К тому же они препятствуют загрязнению внутренней стороны стекол, систем обогрева, вентиляции и кондиционирования.

В ассортименте представлены модификации для более 600 типов автомобилей, включая ходовые позиции для коммерческого транспорта. Сертификация OE качества гарантирует точную совместимость и легкий монтаж.

Фирма Bosch представляет две линейки салонных фильтров. В первую из них — «Стандарт» — входят фильтры с многослойной конструкцией и волокнистой структурой, полностью абсорбирующей пыль, частички грязи, пыльцу, копоть и бактерии. Они состоят из трех подогнанных друг к другу волоконных слоев и содержат в среднем слое несущие электростатический заряд микроволокна, посредством которого даже мельчайшие частицы притягиваются волокнами. Воздух в машине заметно улучшается, что важно прежде всего для аллергиков. Во вторую линейку входят фильтры салона с активированным углем. Их действие еще эффективнее: помимо полного очищения от твердых веществ, почти полностью абсорбируются также вредные и обладающие неприятным запахом газы — озон, оксиды серы и азота, сероводород.

Bosch заявляет, что его салонные фильтры работают при температуре от -40 до +85 ºС и устойчивы против действия влажности воздуха за счет применения водоотталкивающих микроволокон. Внешние уплотнители препятствуют попаданию неочищенного воздуха в салон автомобиля. Прочная рамка стабилизирует положение фильтрующего элемента и не допускает его перекоса.

Для достижения наилучшего результата MANN-FILTER в своей продукции использует специальную технологию плиссирования, позволяющую увеличить фильтрующую поверхность без изменения размеров фильтра. Лабораторные испытания показывают, что таким образом практически полностью задерживается до 95 % частиц пыли и цветочной пыльцы. А в комбинированных фильтрах MANN adsotop применяется активированный древесный уголь. Его слой, расположенный в нетканом материале, подобно губке, поглощает вредные газы, такие как двуокись азота, пары бензина и озон, через поры, которые в 10 000 раз тоньше человеческого волоса.

DENSO также предлагает два типа салонных фильтров. Пылевые салонные фильтры улавливают и задерживают мелкие загрязняющие частицы и вещества (пыль, бактерии, пыльцу, копоть, вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах, и т. п.), препятствуя их проникновению в салон автомобиля и обеспечивая более безопасный и комфортный климат.

Комбинированные салонные фильтры, по сравнению с воздушными, обладают лучшими характеристиками (их очищающие свойства выше на 25 %); помимо основной функции, они еще, благодаря слою активированного угля, нейтрализуют неприятные запахи в салоне автомобиля.

Салонные фильтры LYNXauto представлены в двух вариантах: стандартный и угольный. Имеют до четырех слоев, в том числе электростатический, что делает их на 20 % эффективнее. Все эти фильтры обработаны антисептической пропиткой, защищающей от вредоносных бактерий.

Фильтры салона Filtron снабжены фильтрующей перегородкой, изготовленной из полностью синтетического нетканого материала. Высокая эффективность улавливания частиц размером менее 1 мк вызвана использованием явления притяжения загрязнений волокнами, несущими электростатический заряд. Благодаря этому явлению можно успешно улавливать загрязнения значительно меньшего размера, чем поры фильтрующей перегородки. Малые частицы попросту приклеиваются к волокнам. Им достаточно лишь приблизиться к волокнам на соответствующее расстояние, чтобы силы электростатического притяжения возобладали над устремлением частиц, вызванным потоком воздуха. Синтетическое волокно не очень гигроскопично, поэтому противопыльные фильтры не деформируются под действием воды. Кроме того, они обнаруживают антисептические свойства, благодаря чему действенно ограничивают развитие микроорганизмов и интенсификацию процессов разложения органических загрязнений, задержанных фильтром в течение всего срока эксплуатации.

Фильтры салона Filtron с активированным углем представляют собой исключительную группу фильтров. Фильтрующая перегородка состоит из двух наружных слоев синтетического нетканого материала, способного улавливать твердые частицы и аэрозоли с эффективностью стандартных противопыльных фильтров. Дополнительный третий слой фильтрующей перегородки, расположенный между слоями нетканого материала, — это гранулят активированного угля, очищающего проходящий через него воздух от вредных газов. Активированный уголь обладает пористой структурой, близкой к графиту. Он удерживает на своей поверхности вредные газы благодаря явлению абсорбции. Удельная поверхность одного грамма активированного угля может достигать 900 кв. м, поэтому количество задержанных газов может быть очень большим. Практически количество активированного угля, имеющегося в фильтрах, позволяет задерживать около 90 % вредных газов, в частности озона, углеводородов, соединений серы и азота, на протяжении всего срока эксплуатации фильтра.

Из российских производителей наиболее известна, пожалуй, компания «Цитрон». Производимые ею салонные фильтры TSN для легковых автомобилей препятствуют попаданию в салон пыли и выхлопов, сокращая их содержание в поступающем воздухе, по утверждению представителей фирмы, на 99 %, а в режиме рециркуляции очищают воздух, находящийся в салоне. Салонные фильтры TSN проходят проверку качества в собственной испытательной лаборатории концерна «Цитрон» в соответствии с методикой ISO 5011. При проведении испытаний этих фильтров применяется специальная пыль с точно выверенной дисперсностью, закупаемая в США.

Для производства своих салонных фильтров «Цитрон» использует тонкопористый фильтровальный материал, соответствующий жесткому мировому стандарту MERV 5, вплоть до уровня U1, итальянской фирмы Ahlstrom. Именно высочайшее качество фильтрующих элементов помогает достичь максимальной очистки воздуха в салонах и кабинах современных автомобилей.

В салонных фильтрах TSN использованы высококачественные клеевые материалы германской марки Kleiberit, которые прочно связывают материалы, обеспечивая надежность всей конструкции.

Активированный уголь, входящий в состав угольных салонных фильтров TSN нового поколения, гарантирует высокие характеристики по очистке воздушных потоков. Угольные фильтры TSN качественно задерживают вредные газы, такие как озон, бензол и толуол, предотвращая их попадание в салон вашего автомобиля.

Одним словом, на российском рынке салонных фильтров выбрать есть из чего — множество марок обеспечивает разумную ценовую дифференциацию в зависимости от запросов автовладельцев.

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме