Компоненты
Замена амортизаторов: советы специалистов CTR
Амортизаторы в линейке автокомпонентов марки CTR появились пять лет назад, в 2017 году. За это время специалисты южнокорейской компании накопили немалый опыт в разработке и производстве деталей подобного рода. Не так давно компания опубликовала ряд рекомендаций для СТО и автовладельцев, на что следует обращать внимание при диагностике и замене амортизаторов.
Принцип действия и значение амортизаторов
Задача амортизаторов — гасить колебания подвески и кузова. Благодаря им колеса не подпрыгивают на неровностях и все время сохраняют сцепление с дорогой; кузов автомобиля при этом меньше раскачивается, уменьшаются крены. Работа амортизаторов, таким образом, влияет не только на комфорт, но и на управляемость автомобиля, а также на безопасность движения.
Принцип действия гидравлического амортизатора основан на использовании жидкостного трения. При движении поршня, расположенного на конце штока, жидкость перетекает через небольшие каналы в поршне —
вязкость жидкости создает сопротивление. В результате механическая энергия движущихся друг относительно друга кузова и колес переходит в тепловую и рассеивается — колебания кузова демпфируются.
Характеристики амортизаторов зависят от массы автомобиля, особенностей работы подвески и типа амортизатора (они бывают, напомним, однотрубные и двухтрубные, масляные и газонаполненные). При этом совершенно одинаковые внешне амортизаторы могут различаться характеристиками сжатия-отбоя, и поэтому они не взаимозаменяемы.
Как определить, что амортизаторы пора менять
Дедовский способ проверки амортизатора — надавливая вертикально на крыло, раскачать кузов автомобиля. Считается, что при исправном амортизаторе кузов совершит не более полутора колебаний и остановится. Если же колебания продолжаются дольше — амортизатор не работает. Однако это очень приблизительный метод. Иногда он позволяет выявить совершенно неработоспособный амортизатор, но не годится для того, чтобы определить, что он изношен или неправильно работает.
Надо также не забывать, что колебания кузова гасятся не только амортизатором, но и за счет трения в узлах и сочленениях подвески. Если, например, закусило шаровую опору, раскачать кузов может быть трудно.
Амортизаторы диагностируют, загоняя автомобиль на специальный вибрационный стенд. Платформа, на которой стоит колесо, вибрирует с изменяющейся частотой, при этом измеряется сопротивление, создаваемое амортизатором. Кроме того, фиксируется различие в работе правого и левого амортизаторов. Результат выводится на дисплей или распечатывается.
В идеале диагностику на стенде следует проводить каждые 20–30 тыс. км. Но ориентироваться только на результаты стендовых испытаний тоже неверно. Стенд — диагностический инструмент. Результаты важно правильно интерпретировать. Например, на показаниях стенда отразится расслоение резино-металлической опоры, но это не является неисправностью самого амортизатора. Если давление в шинах отличается от номинального — даже на пару десятых, — результаты тоже будут ошибочными.
Неисправные амортизаторы обязательно проявляют себя в поведении автомобиля. Основные признаки их «усталости» — раскачка кузова на неровностях дороги, частые пробои подвески, усилившиеся крены в поворотах и клевки при торможении, увеличенный тормозной путь, рыскание автомобиля, стук в подвеске.
Визуально опознать неисправные амортизаторы можно по подтеканию жидкости, вмятинам на корпусе, расслоению резиновых втулок сайлент-блоков и на верхней опоре.
Как проверить амортизатор перед установкой
Перед установкой новых амортизаторов прежде всего необходимо по номеру оригинальной детали убедиться, что купленная запчасть подходит к данному автомобилю. Затем нужно внимательно осмотреть каждый амортизатор со всех сторон: на корпусе не должно быть ни малейших вмятин, задиров и т. п. Осторожно вытягивая шток, нужно также удостовериться, что он движется с усилием, без рывков и заеданий.
Незначительный люфт штока при покачивании в поперечном направлении не является дефектом. Поперечный люфт — естественное следствие упругости сальника.
Современные двухтрубные амортизаторы не требуют прокачки. Газ, который может попасть в рабочую камеру амортизатора при транспортировке, удаляется через перепускной клапан в ее верхней части. Если же непреодолимое желание прокачать амортизатор все же есть, перед установкой его располагают вертикально и несколько раз нажимают на шток. До установки на автомобиль желательно больше амортизатор не класть, оставить в вертикальном положении.
Заменять амортизаторы специалисты CTR рекомендуют по технологии, описанной в руководстве по ремонту конкретного автомобиля. Меняют амортизаторы всегда парами; вместе с ними следует также заменить резиновые пыльники, отбойники и резино-металлические опоры.
Мастерам при замене амортизаторов важно соблюдать чистоту, не трогать поверхность штока руками, тем более грязными; окончательно затягивать крепления, только когда подвеска примет вес автомобиля, то есть когда машина стоит на земле, а не висит на подъемнике; при затяжке гаек и болтов использовать динамометрический ключ, выдерживать момент затяжки, указанный в руководстве по ремонту; не использовать при сборке пневматический гайковерт; шток удерживать от проворачивания с помощью специального инструмента; не использовать повторно гайки и болты крепления.
После установки новых амортизаторов (особенно стоек) рекомендуется также проверить углы установки колес. Если этой процедурой пренебречь, можно сильно сократить срок службы покрышек или даже сразу их угробить.
Амортизаторы CTR
Компания CTR выпускает детали подвески, рулевого управления, трансмиссии, тормозные колодки, амортизаторы, детали турбин. Более 90% продукции поставляется на конвейеры автопроизводителей.
Сейчас в каталоге CTR более 500 артикулов амортизаторов OEM‑качества. Наиболее точные результаты дает подбор детали по оригинальному номеру, который можно узнать по VIN конкретного автомобиля.
Партнерский материал
















