Компоненты

Восстанавливаем тормозные суппорты с помощью технологий Frenkit
В непростом российском климате многие узлы и агрегаты автомобиля требуют повышенного внимания, и тормозная система особенно. Помимо колодок и дисков в регулярном обслуживании нуждаются и трубопроводы, проводка датчиков и блоки ABS, а также суппорты и элементы их крепления. Ресурс суппортов, кстати, в среднем не превышает 5–7 лет, после чего качество работы тормозной системы ощутимо ухудшается, что снижает безопасность автомобиля. А при попадании большого количества грязи, что характерно для кроссоверов и внедорожников, или использовании сложных тормозных систем с высокой нагрузкой на мощных машинах суппорт может потребовать обслуживания еще раньше. Сотрудники мастерской Volk Brake Perfomance, которая работает на базе технологий испанской компании Frenkit, специализирующейся на восстановлении гидравлической части тормозной системы и, собственно, суппортов легковых автомобилей и микроавтобусов, рассказывают о нюансах обслуживания этого важнейшего элемента автомобиля.
Основные проблемы, возникающие при эксплуатации тормозов, — это биение, скрип, перегрев, заклинивание механизма и течи. В случае с задними суппортами к их числу добавляется неработоспособность и течи механизма ручного тормоза, если он интегрирован в суппорт. На машинах возрастом более 10 лет уже возможно появление коррозии и даже течей тормозных трубок и повреждение тормозных шлангов, а также гидравлической арматуры суппортов. Причин у такого набора неприятностей заметно больше, и не все они связаны непосредственно с тормозными механизмами. Так, биение ротора дискового тормозного механизма чаще всего происходит из-за попадания грязи на поверхность сопряжения ротора и ступицы, коррозии поверхностей и даже люфта ступичного подшипника. Конечно, причина может заключаться и в биении самого ротора или повреждениях его поверхности. А это, в свою очередь, является следствием проблем с суппортом или колодками.
Само собой, процесс выявления проблемы требует комплексной инструментальной диагностики. При вибрациях обязателен замер биения ротора и ступицы. В среднем значения биения выше 20 микрон на внутренней поверхности диска и 40 микрон на внешней являются предпосылками к ремонту ступичного узла и замене ротора дискового тормоза. Качество работы самого суппорта и его поломки проверяют с применением более тонких инструментов — человеческого интеллекта, зрения и опыта. Следы перегревов, порванные пыльники, забоины на поверхностях и лакуны от коррозии, наличие люфтов и потеки, коррозию цилиндров обнаруживают при визуальном осмотре специалисты сервиса. В некоторых случаях для полного понимания масштаба работ приходится полностью разбирать и очищать суппорт.
Но самое интересное в работе мастерской — это полное восстановление суппорта, который является сложным и дорогим элементом. Замена на новую деталь при первых же неисправностях обычно нецелесообразна: цена нового оригинального элемента составляет несколько десятков, а порой и сотен тысяч рублей, если речь идет о тормозах спортивных машин или легких грузовиков. Отказ же от ремонта или установка различных дешевых заменителей оригинала может повлечь ряд неожиданных проблем в дальнейшем. Но, как и всякий сложный механизм, суппорт отлично поддается ремонту.
Теоретически профилактическое обслуживание суппорта должно выполняться на каждом ТО автомобиля и тем более при каждой замене тормозных колодок. Но на практике этим могут пренебрегать, а ошибки при обслуживании часто служат предпосылкой для выхода суппорта из строя.
Типовой суппорт с плавающей скобой требует как минимум регулярной очистки, особенно зоны вокруг манжеты тормозного цилиндра, зоны установки противоскрипных пластин и зоны расположения направляющих. Продукты износа тормозных колодок в сочетании с дорожной грязью повреждают покрытие корпуса суппорта и его элементов, создавая предпосылки для развития коррозии.
Разумеется, нужно проверять состояние пыльников пальцев, манжеты, обновлять смазку направляющих и поршня суппорта под пыльником. И не забывать о замене тормозной жидкости и прокачке тормозной системы. Регулярное обслуживание помогает вовремя выявить течи, коррозию, люфты креплений и подклинивание суппорта, тем самым обеспечивая продление срока эксплуатации как «железной» его части, так и уплотнений.
Обычный мультибрендовый сервис часто относится к особенностям обслуживания тормозной системы без погружения в проблемы. Типовые ошибки при обслуживании: применение неподходящих смазок и промывок, что может привести к разбуханию и разрушению манжет и пыльников, а также попадание тормозной жидкости на резиновые элементы
Отношение к замене колодок как к простейшей типовой операции с минимальным бюджетом обычно влечет за собой обращение в сервисы, которые не проводят никаких дополнительных работ при замене колодок, не знают особенностей работы тормозных механизмов и не имеют навыка выявления мелких поломок, которые легко устранить, но со временем они перерастут в бо́льшую неисправность. И уж тем более не имеют в наличии необходимых запчастей и материалов. Очень часто проблемы с тормозами начинаются из-за того, что слесарь гаражного сервиса упорно поливает все поверхности медной смазкой или литолом. Но даже если сервис не совершал ошибок и условия эксплуатации были нормальными, без перегревов и лишней грязи, с возрастом и пробегом все равно назреет необходимость ремонта.
Ремонт суппорта — задача достаточно объемная. Список возможных повреждений очень большой, поскольку суппорт испытывает серьезные термические и механические нагрузки, подвержен воздействию агрессивной химии и просто коррозии из-за постоянного наличия грязи, влаги и воды. Помимо типовых разрывов пыльников, а также связанных с ними коррозией поршней и пальцев список возможных поломок включает в себя разнообразные повреждения корпуса суппорта, от коррозии цилиндров и «ушей» скобы до сорванной резьбы под гидравлическую арматуру, внешних рукавов и трубок, штуцеров прокачки, нарушение геометрии посадочных мест гидравлики.
Чем сложнее суппорт, тем больше в конструкции «тонких» мест. Легкосплавные корпуса и многопоршневые конструкции со скребковыми уплотнениями в наших условиях требуют больше всего внимания и работ по восстановлению. Ну а лучше всего себя проявляют самые простые одно- и двухпоршневые суппорты с плавающей и неподвижной скобой и чугунным корпусом. Ассортимент Frenkit включает в себя огромную номенклатуру позиций для совершенно разных систем
Типовой ремонт суппорта простой конструкции с повреждениями манжет, поршней и пальцев при наличии ассортимента комплектующих Frenkit проходит достаточно быстро. Буквально час от выявления проблемы до сборки уже полностью исправного суппорта в простых случаях. Суппорт снимается, полностью разбирается. Сам корпус отправляется на очистку пескоструйным аппаратом и технологическую окраску, а затем механизм собирается заново, с новыми поршнями, манжетами, пальцами, противоскрипными пластинами и гидравлической арматурой. Все эти элементы присутствуют в номенклатуре Frenkit и в большинстве случаев есть на складе.
Но и если конструкция более сложная, мастера не опускают руки. Восстановление почти любого типа суппорта с серийного автомобиля — не проблема, даже если попадается действительно редкий экземпляр, на который нет документации. Каталог Frenkit позволит подобрать комплектующие по конструктивным особенностям, а слесарная мастерская сервиса Volk Brake Perfomance может устранить серьезные повреждения корпуса суппорта, скоб и даже изготовить новые элементы (например, переходные пластины), наварить утраченные части корпуса или скобы, установить ремонтные втулки из износостойких материалов, восстановить геометрию механизма, резьбу и места установки гидравлических соединений. Так можно восстановить редкие тюнинговые механизмы или, например, тормоза ретро-автомобиля.
Отдельное внимание стоит уделить поломкам суппортов со встроенным механизмом ручного тормоза, особенно с популярной на современных авто системой электропривода, при которой механизм эксплуатируется намного интенсивнее, чем обычно. Дело в том, что суппорт такого типа имеет сложный винтовой механизм механического привода поршня и сальник в задней части цилиндра, что заметно увеличивает количество возможных поломок. Подобный суппорт более чувствителен к накоплению грязи в его задней части и к состоянию тормозной жидкости. Особенно серьезные неприятности грозят суппортам с легкосплавным корпусом, у которых повреждается место установки сальника гидроцилиндра. В ассортименте ремкомплектов Frenkit присутствуют детали и для восстановления механизмов такого типа: подшипники, поршни с винтовым механизмом и сальники
Каков итог?
Тормозная система — это активная безопасность вашего автомобиля. Вовремя проводите диагностику и обслуживание тормозной системы, используйте специальные смазочные материалы. Медные, графитовые и на литиевой основе смазки отрицательно влияют на резиновые детали суппортов.