Компоненты

Ушедшие бренды автозапчастей: кто сможет их заменить?
Прошедший 2022 год ознаменовался весьма нестандартным для рыночной экономики событием: сознательным оставлением российского рынка автозапчастей множеством зарубежных производителей и поставщиков. Было это решение эмоциональным или же вынужденным — не столь важно. В рамках этого материала мы не станем искать причинно-следственные связи, а постараемся найти ответ на главный вопрос: какие торговые марки смогут заменить ушедшие бренды на российском рынке?
Какие бренды покинули российский рынок в 2022 году?
Самый простой ответ: европейские. Однако во многих случаях ответ этот будет неполным, так как среди ушедших немало брендов из Японии.
Кроме того, многие зарубежные компании не заявляли публично об остановке работы в РФ, однако фактически поставок больше не ведут.
Другие, наоборот, громко заявили: «Уходим!» — однако пока что не ушли и понемногу продолжают импортировать запчасти.
Третий, весьма распространенный, вариант «уйти не уходя» — закрытие официального представительства и склада в России, но организация поставок из-за рубежа.
Перечислить все зарубежные бренды и текущий статус их работы на рынке РФ очень сложно. Здесь мы обозначим только те торговые марки (и их группы), которые имели существенную долю рынка в своих товарных сегментах и уход которых привел к определенным проблемам для потребителей.
Первая группа брендов — оригинальные запчасти. Фактически все европейские и японские оригинальные детали больше не поставляются в Россию — рынок живет на остатках.
Доля оригинала на рынке автозапчастей составляла примерно 30%, и прекращение пополнения складов привело к целому ряду негативных последствий:
— резкому росту цен на остатки товаров (в попытке использовать «заградительные цены» с целью притормозить продажи);
— дефициту некоторых уникальных запчастей (в первую очередь кузовных деталей), которые существуют только в виде оригинала;
— разрушению бизнеса автодилеров (они потеряли конкурентоспособность перед независимыми СТО, не имея оригинальных запчастей);
— появлению колоссального количества контрафакта.
Вторая группа брендов — те, что занимали существенную долю рынка в определенных товарных сегментах.
Заменить товары таких марок очень сложно, поскольку они могли занимать 30–50% рынка. Быстро восполнить такой огромный товарный запас у остающихся брендов не получится, поскольку требуется время как для формирования складских остатков, так и для освоения недостающих артикулов.
Бренд NGK в 2022 году одним из первых официально объявил о приостановке работы в России и прекращении поставок запчастей
Негативные последствия для рынка от ухода подобных «мастодонтов»:
— потеря участниками рынка «товарных ориентиров» (продавцы привыкли продавать определенные артикулы);
— как и в оригинале — резкий рост цен, вызываемый дефицитом;
— как и в оригинале — огромный объем контрафакта.
Перечислим некоторые бренды с существенной долей рынка, от ухода которых в 2022-м у потребителей возникли проблемы. Отталкиваться будем от товарной категории, где были представлены эти марки.
Компания Denso поставляла в Россию широкую номенклатуру запчастей, включавшую, помимо свечей зажигания и накаливания, щетки стеклоочистителя, компоненты электросистемы и системы термоменеджмента и другие категории деталей
Свечи зажигания. Здесь правили бал три бренда, совокупно занимавших 90% рынка: NGK, Denso и Bosch. Теперь в России их нет.
Фильтры. Два аффилированных бренда — MANN и Filtron — вместе занимали 46% рынка. На момент подготовки материала их товары не поставлялись в Россию официально.
Амортизаторы. Бренд KYB контролировал около 40% российского рынка автомобильных амортизаторов. С 1 апреля 2023 года компания приостановит деятельность своего российского представительства — ООО «КУБ Евразия».
Ремни и ролики. Наибольшего успеха здесь смог достичь бренд Gates, который, по некоторым оценкам, занимал до 40% этого сегмента. Сейчас бренд пытается поставлять продукцию в Россию через нескольких генеральных дистрибьюторов.
Сцепления для грузовых автомобилей. Бренд Sachs имел львиную долю рынка в этом сегменте. На сегодня он полностью прекратил поставки.
Водяные помпы. В сегменте помп для европейских автомобилей доля бренда Dolz достигала 20%. Сейчас ситуация с поставками этого бренда непонятна: то ли поставляют, то ли нет.
Перечисление можно продолжить, но мы остановимся на указанных брендах как на самых ярких представителях когорты тех, кто ушел с российского рынка автозапчастей.
Третья группа — бренды с незначительной долей рынка. Последствия от их ухода пропорциональны той доле, которую они занимали в своих сегментах.
Перечислять эти марки поименно мы не будем. Отметим лишь, что замену им продавцы запчастей нашли быстро, никакого существенного дискомфорта в итоге рынок не испытал, однако свою лепту в дело повышения цен уход брендов третьего эшелона, естественно, внес.
Популярные в России бренды и причины их успеха
Что же хорошего было в товарах брендов второй группы, что они смогли занять настолько существенные доли рынка? Попробуем проанализировать причины их успеха — естественно, не претендуя на полноту и комплексность подхода.
Во-первых, их преимуществом был очень широкий ассортимент. Эти бренды (а) работали на весь мир, (б) долгое время и (в) имели огромные производственные возможности. Эти качества позволяли им иметь в своих линейках запчасти на любой, даже самый редкий, автомобиль.
Во-вторых — широкая известность брендов в профессиональном автомобильном сообществе. Конечно, в первую очередь это результат планомерной и эффективной работы в области маркетинга, но также и следствие того, что они были первыми на российском рынке. Известность брендов позволяла им быть «товарными ориентирами» для продавцов запчастей.
В-третьих — производственные и инженерные компетенции. Эти бренды начинали как производители и только потом — по мере глобализации — начали практиковать контрактные отношения (когда деталь под той или иной маркой производится на «чужом» заводе).
Наконец, в-четвертых — огромные ресурсы. Масштаб деятельности этих брендов был мировым, и это позволяло им обладать всеми перечисленными особенностями. Финансовые, технологические и человеческие ресурсы определяли их лидерство на рынке.
Еще раз отметим, что вышеприведенный анализ — несколько поверхностный, однако он вполне позволяет оценить предпосылки рыночного успеха тех или иных компаний.
Новые марки и их перспективы
Так что же — ушедшие бренды невозможно заменить и рынок в России останется без запчастей? Конечно же, это не так, и мы попробуем оценить перспективы новых (а скорее — старых, но менее популярных) торговых марок.
Ассортимент. В 2022 году многие оставшиеся бренды проделали и продолжают делать большую работу по расширению своего ассортимента. Уйдя с рынка, прежние лидеры освободили на нем существенную долю, тем самым предоставив прежним конкурентам возможность расширяться и осваивать те товары, которые еще недавно было бы невозможно реализовывать в достаточных количествах.
Кроме того, несмотря на ассортиментное превосходство ушедших брендов, есть огромный сегмент, где их положение было незначительным, — это запчасти для отечественных автомобилей Lada и ГАЗ. Таким образом, рынок довольно быстро предложил замену товарам ушедших марок, и ассортиментное превосходство перестало быть особенностью брендов, покинувших РФ.
Узнаваемость. Нарастив ассортимент и заняв освободившиеся ниши, оставшиеся бренды получили объемы реализации, которые позволяют им добиться лучшей представленности и узнаваемости на рынке, а кроме того — получить ресурсы для маркетинга и рекламы. При правильной работе в области маркетинга, а также в условиях потери привычных «товарных ориентиров» оставшиеся бренды смогут добиться хорошего статуса в восприятии продавцов запчастей.
Производство и инжиниринг. Многие оставшиеся бренды имеют собственное производство и инженерно-проектировочные возможности. Например, такой бренд, как LUZAR, появившийся на рынке как производитель радиаторов, на данный момент успешно расширяет свои производственные мощности. Сегодня технологии становятся относительно доступными и активно приходят в Россию, так как освободившиеся рыночные ниши дают возможность нарастить объемы продаж.
Бренд LUZAR появился на рынке в начале 2000-х как производитель автомобильных радиаторов. Сегодня он активно расширяет как линейку выпускаемой продукции, так и собственные производственные мощности
Наличие ресурсов. О технологиях мы уже упомянули, а финансовые ресурсы появляются вследствие роста объемов продаж. Очевидно, что, покинув рынок, бренды-лидеры предоставили оставшимся отличные возможности увеличить свой инвестиционный потенциал. Если есть свободный рынок, накоплен и продолжает накапливаться капитал, а продажи растут вместе с распродажей остатков товаров ушедших брендов, то доля оставшихся марок неизбежно будет расти.
Мы не упомянули здесь такой важный ресурс, как человеческий капитал. Это в российских реалиях может представлять определенную проблему: недостаток рабочей силы в России общеизвестен. Но, как и в случае брендов-лидеров, оставшимся компаниям решить эту проблему позволит международная кооперация. Производство не обязательно должно находиться в России, оно может осуществляться в других местах: речь идет об азиатских странах с достаточными трудовыми ресурсами.
Каков итог?
В заключение следует сказать, что перспективы у российского рынка автозапчастей есть, и они весьма неплохие. Не зря говорят, что конфликт — это точка роста: мы прогнозируем, что большинство текущих проблем российского рынка довольно скоро будут решены. К обоюдной выгоде и потребителей, и поставщиков.
Фото: журнал «Движок», компании-производители