Компоненты

Тормозные колодки: между оригинальностью и эффективностью
Примерно сотню лет назад одной очень секретной конторе поставили задачу: разработать систему мгновенной остановки поездов. Похоже, что исполнители с ней так и не справились, поскольку с тех пор ни «Сапсаны», ни даже автомобили мгновенно тормозить так и не научились. Говорят, что это умеют делать летающие тарелки, — жаль, что фактов маловато.
Партнерский материал
Выбрать подходящие тормозные колодки для автомобиля, конечно же, проще, чем выполнить несерьезное указание начальства. При этом самое простое решение для владельца машины хорошо известно: нужно приобрести оригинальную запчасть. Скажем, если у вас Toyota Camry, то надо искать именно тойотовские колодки. Номер оригинальной детали вам всегда подскажут в дилерском центре. Такое решение будет самым надежным и простым. Это стопроцентное попадание в «оригинал». Но есть и минус: любые оригинальные детали по определению являются и самыми дорогими. И не факт, что другие подходящие изделия при этом проявят себя хуже.
Если переплачивать неохота, то задача сильно усложняется: выбор большой, но уверенности ассортимент не внушает. Чтобы разобраться, насколько в реальности отличается поведение оригинальной и неоригинальной продукции, мы обратились к результатам протокола испытаний тормозных колодок пяти брендов, четыре из которых — японские. Все они предназначены для вышеупомянутой Toyota Camry. Испытания были проведены в специализированной лаборатории Испытательного центра продукции автомобилестроения ФГУП «НАМИ».
Стенд для испытаний тормозных колодок «СТН-НАМИ»
ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ
Основные этапы испытаний перечислены ниже:
1) определение фрикционных свойств колодок;
2) оценка износостойкости фрикционных накладок;
3) исследование влияния колодок на износ тормозных дисков.
Вкратце поясняем суть проделанной работы. Предварительно эксперты обеспечили приработку колодок – это как бы начало их совместной жизни с тормозным диском. Необходимо было достичь пятна контакта с тормозным диском не менее 90% от всей площади накладки. Затем измеряли начальную толщину колодок и тормозных дисков. После этого колодки проверяли на стенде в «легких» режимах, не подвергая их по-настоящему серьёзным температурным испытаниям [График 1]. Затем проверяли работу колодок при непрерывном повышении температуры до 300 °С в результате двух циклов из 25 последовательных торможений [График 2]. Затем опять повторяли «легкие» режимы, чтобы проверить, как изменились после нагрева свойства колодок [График 3]. В конце вновь измеряли толщину колодок и тормозных дисков, оценивая их износ.
График 1 (слева). Зависимость коэффициента трения от температуры до «нагревного» цикла. График 2 (посередине). Величина коэффициента трения колодок и температуры тормозного диска при втором цикле из 25 последовательных торможений. График 3 (справа). Зависимость коэффициента трения от температуры после двух «нагревных» циклов
Результаты масштабных испытаний отражены в Протоколе испытаний № 2640/965 от 14.03.2019 г. — это 29 страниц текста и десятки тысяч цифр. Опуская промежуточные этапы, мы приведем здесь лишь основные, суммирующие результаты, поясняющие итоговые выводы экспертов, проводивших работу.
ФРИКЦИОННЫЕ СВОЙСТВА КОЛОДОК
Главное назначение колодки — это, конечно же, обеспечение эффективного торможения. Любопытно, что наименьшее среднее значение коэффициента трения показали оригинальные колодки TOYOTA. На этом фоне привлекательнее выглядят NISSHINBO и ADVICS, чьи показатели оказались лучше соответственно на 35% и на 43%. При этом эксперты высоко оценили скоростную стабильность (влияние скорости вращения тормозного диска на коэффициент трения) колодок NISSHINBO.
Учитывая тот факт, что колодки NISSHINBO и оригинальные колодки TOYOTA разработаны и произведены одной компанией, можно сделать вывод: к их параметрам изготовитель и заказчик предъявляли разные требования. Можно предположить, что вместо большей эффективности торможения автопроизводитель предпочел, скажем, минимальный уровень шума. И если потребителю, к примеру, высокое трение важнее тишины при торможении, он вполне может ориентироваться на указанные колодки для вторичного рынка.
А единственными колодками, ухудшившими свои показатели после нагревного цикла FADE, оказались NiBK.
ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ НАКЛАДОК И ИЗНОС ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ
Ни для кого не секрет, что в ходе работы изнашивается как тормозная колодка, так и тормозной диск. Как правило, диск долговечнее: две-три замены колодки — это одна замена диска. Но и диск не вечен. А при сильном его износе тепло, образующееся при торможении, уже не будет эффективно отводиться, от перегрева диск может начать деформироваться, да и колодки начнут испытывать перегрев.
А что показала наша экспертиза? Абсолютный износ дисков за время испытаний составил от 0,005 до 0, 014 мм, в то время как колодки при этом потеряли в толщине от 0,53 до 1,49 мм. При этом разница между минимальным и максимальным износом дисков в наших испытаниях исчисляется микрометрами: 9,5 мкм.
Меньше других износился диск, работавший в паре с колодками KASHIYAMA. Почти такой же результат зафиксирован у «ансамбля» с оригинальными колодками TOYOTA. Самыми живучими колодками в этом тесте оказались ADVICS, а вот NiBK износился втрое сильнее. Примечательно, что диск, работавший в паре с NiBK, также подвергся относительно сильному износу.
Напоминаем, что новые колодки желательно притирать, то есть в начальный период хорошо бы не ездить излишне активно, а также не перегружать машину. Спокойная городская езда в пределах 200–300 км позволит сгладить вершины микронеровностей пары колодка/диск.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Оригинальные колодки TOYOTA выдержали испытания, но при этом оказались далеко не лучшими в тестируемых дисциплинах. Претензий к ним нет, но и звезды с неба им не достались. При обычной езде они могут довольно интенсивно изнашиваться, уступая менее дорогим изделиям, ориентированным на вторичный рынок.
Колодки NISSHINBO, имеющие ту же родословную, что и оригинальное изделие, продемонстрировали высокий коэффициент трения и его стабильность, войдя в тройку лидеров по этому показателю. При этом эксперты отметили, что такие колодки понравятся любителям интенсивной езды.
ADVICS также отличают высокий коэффициент трения, а также высокая износостойкость. Такие колодки, по мнению экспертов, подойдут для любой манеры езды.
AKEBONO — это прежде всего хорошая износостойкость. Также колодки берегут тормозной диск. Однако уверенное торможение они начинают показывать только после нагревного цикла.
KASHIYAMA меньше других изнашивают тормозной диск. К тому же они входят в тройку лидеров по среднему значению коэффициента трения.
NiBK рассчитаны на спокойных водителей: высокие температуры не идут им на пользу, да и изнашиваются они сильнее других.
Таким образом, проведенная работа показала, что потребитель при выборе тормозных колодок может ориентироваться не только на оригинальные изделия, но и на товары вторичного рынка. За оригинальными колодками — имя, априори вызывающее доверие, экономия времени при выборе и, конечно же, самая высокая цена. За компонентами для вторичного рынка — более низкая цена и, в ряде случаев, более высокие показатели, чем у «оригинала». Именно это обстоятельство часто является определяющим для сторонников агрессивной езды, предпочитающих эффективность торможения и прочность конструкции другим параметрам.