Компоненты

Тест радиаторов охлаждения для Lada Vesta: испытываем 10 образцов
Журнал «Движок» продолжает испытывать на прочность и эффективность самые востребованные запчасти для наиболее распространенных в России автомобилей. На этот раз в фокусе нашего внимания оказались компоненты системы термоменеджмента: мы протестировали радиаторы охлаждения для Lada Vesta. Все подробности и результаты — в нашем материале.
Результаты испытаний распространяются только на протестированные нами образцы.
У редакции нет возможности приобрести абсолютно все радиаторы охлаждения, представленные на рынке официально, поэтому мы брали для теста только самые востребованные продукты, согласно статистике крупнейших дистрибьюторов автозапчастей в России.
Для проведения сравнительных испытаний мы взяли весьма распространенный радиатор охлаждения, который устанавливался на целый ряд производимых с 2015 года автомобилей Renault и Lada, в частности Renault Logan II и Lada Vesta. Однако этот радиатор устанавливался и на Renault Arkana, и на Duster последнего выпускавшегося в России поколения; кроме того, его ставят на Lada Largus FL.
При закупке тестовых образцов мы обратили внимание, что некоторые из них стоили дороже оригинального радиатора (в настоящее время его можно приобрести по цене около 9 тыс. рублей) — например, Kale и Nissens. При этом нам удалось найти аналог, стоивший в 3,5 раза дешевле, чем оригинал. Тем интереснее тест: разрыв по стоимости испытанных образов получился более чем трехкратным!
Испытанные образцы
SAT SG-RN0002-14-RЦена: 4400 рублей |
Reach 40-21230Цена: 14 000 рублей |
Zekkert MK-1622Цена: 8462 рубля |
LUZAR LRc 0978Цена: 6600 рублей |
Kale Oto Radyatör 305900Цена: 9500 рублей |
Nissens 637627Цена: 13 200 рублей |
ACS Termal 5837626Цена: 4200 рублей |
Jorden JH07LGN140162Цена: 5000 рублей |
Höfer HF 708 469Цена: 4350 рублей |
Gamma GMRCL-18589Цена: 3850 рублей |
Методика и ход испытаний
За четыре года, прошедшие с момента нашего предыдущего теста радиаторов охлаждения (для Volkswagen Polo), количество оборудования в испытательной лаборатории ООО «НПО „Талис“» значительно увеличилось, поэтому нынешний тест получился более продолжительным и с бóльшим количеством этапов испытаний. Отдельно отметим, что все использованное в ходе теста оборудование аттестовано, а средства измерения прошли необходимую поверку. При проведении теста мы руководствовались ГОСТ Р 53832-2010 «Автомобильные транспортные средства. Теплообменники и термостаты».
Первым этапом теста стало снятие теплотехнических характеристик на специальном стенде под названием «Тепловая аэрогидравлическая труба». Он представляет собой трубу длиной 7,5 метра, в конце которой установлен электровентилятор мощностью 50 кВт. Его задача — создание регулируемого воздушного потока (это, по сути, имитация движения автомобиля), который проходит через установленный перед трубой радиатор.
Второй элемент — бак с водой емкостью более 2 тыс. литров, в который помещены электрические тэны суммарной мощностью 300 кВт. Их основная задача — поддержание постоянной температуры воды в пределах 80 °C.
Радиатор устанавливается перед диффузором аэродинамической трубы, после чего циркуляционный насос прокачивает через него горячую воду, а электровентилятор создает требуемый воздушный поток (расход) с температурой около 20 °C. Многочисленные датчики фиксируют давление, температуру и расход воды и воздуха.
Параметры с контрольных приборов заносятся в специальную программу по обработке данных.
Конечно же, помимо хорошей теплоотдачи, радиаторы должны обладать высокой надежностью, поэтому на втором этапе была проведена проверка радиаторов на стойкость к циклическому изменению внутреннего давления горячей водой (ее температура составляла 80 °C) с циклическим повышением давления от 0 до 2 атм и последующим сбросом в течение 30 тыс. циклов.
На данном этапе теста выбыли сразу четыре участника — у самого дорогого образца марки Nissens бачок лопнул после 16 тыс. циклов, у SAT также лопнул бачок на 23 тыс. циклов, потек по завальцовке радиатор Jorden после 24 700 циклов. После теста мы давали радиаторам остыть, а затем проводили проверку герметичности сжатым воздухом — на этом этапе потерял герметичность радиатор Gamma.
Третьим испытанием стала проверка образцов на стойкость к внешнему вибрационному воздействию. Радиаторы закреплялись с помощью штатных резиновых подушек в специальной раме, которая, в свою очередь, крепилась на вибрационной установке УВ‑70. Радиаторы заполнялись водой на 75%, на них устанавливались штатные патрубки с заглушками. По заданной программе виброускорения, частоты и амплитуды радиаторы в нашем случае прошли 1 млн циклов, после чего проводилась проверка их герметичности. Данный этап прошли все оставшиеся образцы.
Четвертым этапом была проведена проверка на стойкость к циклическому изменению температуры от +125 до –40 °C в течение 10 циклов в камере тепла-холода-влаги «ВИКАМ». На этом этапе потеряли герметичность еще два радиатора: Kale и ACS Termal. Дополнительно у радиатора ACS Termal от нагрева деформировались боковые накладки на сердцевину.
Финальным этапом теста стала проверка радиаторов на коррозионную стойкость. Для этого мы поместили образцы в камеру соляного тумана Weiss Technik SSC1000 с выдержкой 96 часов в 5%-ном соляном растворе. По результатам визуального осмотра выяснилось, что наихудшие показатели по коррозионной стойкости продемонстрировали образцы SAT, Jorden, Gamma.
__________________________
Перед ознакомлением с итоговой таблицей результатов рекомендуем читателям вкратце ознакомиться с тем, что означает каждый измеренный в лаборатории параметр. Отметим также, что на всех этапах испытаний, кроме первого, критериями оценки было отсутствие течи жидкости и деформации радиаторов, а также сохранение ими герметичности.
Установленный радиатор должен отдавать набегающему потоку воздуха необходимую теплоту (лучше с запасом), но при этом создавать наименьшее гидравлическое и аэродинамическое сопротивление.
Гидравлическое сопротивление напрямую влияет на расходную характеристику водяного насоса: чем оно выше, тем слабее циркуляция охлаждающей жидкости, которую создает водяная помпа.
Аэродинамическое сопротивление влияет в том числе на работу электровентилятора: чем выше сопротивление, тем больше нагрузки приходится на вентилятор при необходимости его включения. При более высоких сопротивлениях вентилятор будет потреблять бóльшую мощность и время работы станет продолжительнее, что напрямую влияет на его ресурс.
Приведенная теплоотдача измеряется в Вт/К. Согласно нормативной документации, которая регламентирует методику проведения испытаний, абсолютное количество отведенного тепла делится на 60 °C. Температуры приведения принимаются в зависимости от типа теплообменника. Для радиаторов систем охлаждения и отопления температура воды, поступающей в радиатор, должна быть 80 °C, а температура воздуха, который охлаждает радиатор, — 20°C. То есть температурный напор для радиаторов охлаждения — 60°C, и исходя из этой величины производится расчет приведенной теплоотдачи.
Если разность температур жидкости и атмосферного воздуха возрастает, то теплоотдача радиатора тоже растет. И, наоборот, при уменьшении разности температур теплоотдача будет уменьшаться. Приведенная теплоотдача радиатора считается только для одной регламентированной контрольной точки расхода воды и воздуха. Если расходы отличаются от заданных в контрольной точке, то и теплоотдача радиатора будет отличаться и использовать значение приведенной теплоотдачи радиатора для корректных расчетов не получится.
В данном случае мы снимали параметры в контрольной точке при объемном расходе воды 5,5 м3/ч и массовом расходе воздуха 5000 кг/ч.
Теплоотдача радиатора в контрольной точке должна составлять треть от мощности двигателя. С учетом мощности двигателя Vesta 106 л. с. (78 кВт) для нормальной работы радиатор должен иметь теплоотдачу не менее 26 кВт (это для машины без кондиционера); + 5 кВт дает дополнительный впередистоящий радиатор кондиционера. Таким образом, получается, что приведенная теплоотдача для данного автомобиля должна составлять не менее 517 Вт/К (31 кВт).
Каков итог?
РЕКОМЕНДУЕМ
Эти образцы прошли все этапы испытаний до конца при хороших показателях по теплоотдаче и приличной стойкости к коррозии в соляном тумане.
Zekkert MK‑1622 — хорошая теплоотдача, но высокое гидравлическое сопротивление.
Reach 40–21230 — самая высокая теплоотдача из всех образцов, низкое гидравлическое сопротивление.
LUZAR LRc 0978 — самая высокая теплоотдача из сборных образцов, низкое гидравлическое сопротивление.
РЕКОМЕНДУЕМ С НЕКОТОРЫМИ ОГОВОРКАМИ
Еще один радиатор также прошел все этапы испытаний — это Höfer HF 708 469, но он имеет заниженную на 16% от расчетной теплоотдачу, то есть летом при использовании кондиционера двигатель автомобиля точно будет греться.
ЕСТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ
Kale Oto Radyatör 305900 — хорошая теплоотдача, но очень высокое гидравлическое сопротивление. Кроме того, этот радиатор не любит перепадов температур — зимой возрастает риск протечки.
ACS Termal 5837626 — самая низкая теплоотдача из всех испытанных образцов; радиатор не любит смену температур, зимой есть риск протечки..
НЕ РЕКОМЕНДУЕМ
Эти радиаторы потеряли герметичность уже на втором этапе теста.
Gamma GMRCL‑18589 — теплоотдача ниже на 25%. И это единственный радиатор, который потек на проверке герметичности уже после теста на циклическую пульсацию давления. Коррозионная стойкость оказалась низкой.
Jorden JH07LGN140162 — теплоотдача снижена на 20% от расчетной, при этом радиатор потек по завальцовке на втором этапе теста; по коррозионной стойкости этот образец также в отстающих.
SAT SG-RN0002‑14-R — по теплоотдаче пойдет для машины без кондиционера, но при работе на автомобиле может лопнуть бачок. К тому же стойкость к коррозии — одна из самых низких.
Nissens 637627 — единственный его плюс — нормальная теплоотдача, но лопнувший бачок в самом начале теста и самая высокая цена привели к низкому результату.
Фото: журнал «Движок»
Все испытания проводились в лаборатории ООО «НПО „Талис“».