Компоненты

Тест радиаторов охлаждения для Hyundai Solaris: испытываем оригинал и 6 аналогов
Журнал «Движок» не прекращает попытки сориентироваться на рынке автокомпонентов России и продолжает испытывать на ресурс и качество самые востребованные запчасти для наиболее популярных машин в нашей стране. На этот раз настала очередь системы термоменеджмента. К нам на тесты попали радиаторы охлаждения для Hyundai Solaris и целого ряда его соплатформенников. Узнаем, что окажется удачной покупкой, а какие радиаторы разочаруют даже самого непритязательного покупателя.
Результаты испытаний распространяются только на протестированные нами образцы. У редакции нет возможности приобрести абсолютно все радиаторы охлаждения, представленные на рынке официально, поэтому для теста мы брали только самые востребованные согласно статистике крупнейших дистрибьюторов автозапчастей в России.
Все испытания проводились в лаборатории ООО «НПО „Талис“». Использованное в ходе испытаний оборудование аттестовано, а средства измерения постоянно проходят необходимую поверку.
Протестированные образцы
Hyundai/KIA 25310-4L050 |
LUZAR LRc 0801 11 370 руб. |
Stron STR0302 9919 руб. |
Zentparts Z20058 |
UNIO RAD-10026 8767 руб. |
Reach 14113253116 |
HL Mando HC253101R050 |
Методика и ход испытаний
За основу мы взяли ГОСТ Р 53832-2010 «Автомобильные транспортные средства. Теплообменники и термостаты». В случаях, когда те или иные характеристики радиатора не регламентированы ГОСТом, мы опирались на показатели оригинальной детали. Естественно, претенденты из числа аналогов должны показывать как минимум близкие к оригинальному изделию результаты, чтобы считаться достойной альтернативой.
Первым испытанием для наших участников стало снятие теплотехнических характеристик на специализированном стенде под названием «Тепловая аэрогидравлическая труба».
Установка представляет собой трубу длиной 7,5 метра, в конце которой установлен электровентилятор мощностью 50 кВт. Главная задача этой установки — создание регулируемого воздушного потока (имитация движения машины), который проходит через установленный перед трубой радиатор. Для поддержания постоянной температуры воды, циркулирующей через радиатор, на уровне 80 °C используется бак с водой емкостью более 2 тыс. литров с помещенными в него электрическими ТЭНами суммарной мощностью более 300 кВт.
Радиатор устанавливается на специальный раструб аэродинамической трубы, после чего циркуляционный насос прокачивает через него горячую воду с заданным расходом, а электровентилятор создает необходимый воздушный поток (расход воздуха) с температурой около 20 °C. Датчики фиксируют давление, температуру и расход воды и воздуха; параметры с контрольных приборов заносятся в специальную программу по обработке данных.
Но это еще не все. Ведь, помимо хорошей теплоотдачи, радиаторы должны быть еще и надежными, поэтому на втором этапе была проведена проверка участников теста на стойкость к циклическому изменению внутреннего давления горячей водой (ее температура составляла 80 °C) с циклическим повышением давления от 0 до 2 атм, с регламентируемой частотой и последующим сбросом в течение 30 тыс. циклов.
На этом этапе в нашем испытании появились первые аутсайдеры. Самое удивительное, что первым «павшим» стал оригинальный радиатор Hyundai, который не пережил циклическую гидравлическую нагрузку и начал течь. Возможно, подобный результат кого‑то сильно удивит и даже заставит усомниться в объективности наших тестов, однако для нас такая ситуация отнюдь не нова и ей есть вполне логичное объяснение (пусть и не на 100%).
Дело в том, что все оригинальные запчасти поступают к нам от официальных дистрибьюторов автокомпонентов, которые после всем известных событий 2022 года не имеют возможности официально закупать многие компоненты. И так как мы берем на тесты запчасти для самых востребованных машин, то на складах дистрибьюторов есть весьма значительные запасы популярных артикулов (к которым, безусловно, относится радиатор для «Соляриса»), а храниться они там могут месяцами, а зачастую и годами.
Естественно, подобный «простой» может привести к выходу детали из строя, как было у нас совсем недавно на тесте приводных ремней для того же Hyundai Solaris, когда оригинальная запчасть показала себя хуже всех. Так что единственный вывод, который мы можем сделать: будьте осторожны при покупке оригинальных запчастей ушедших брендов, ведь неизвестно, сколько этим деталям лет.
Все остальные участники теста прошли циклическую нагрузку без проблем. Причем их работоспособность мы определяли не визуально, а инструментально: давали радиаторам остыть, а затем проводили проверку герметичности сжатым воздухом под давлением 2 атм.
Следующим испытанием стала проверка образцов на стойкость к внешнему вибрационному воздействию. Радиаторы монтировались с помощью штатных резиновых подушек в специальной раме, которая, в свою очередь, крепилась на вибрационной установке и заполнялись водой на 75% с установкой на них штатных патрубков с заглушками. По специально заданной программе виброускорения частоты и амплитуды радиаторы в нашем случае прошли 3 млн циклов, после чего вновь проводилась проверка их герметичности. При всей сложности процедуры данный этап преодолели все участники теста.
Финальным испытанием в рамках теста стала проверка радиаторов на коррозионную стойкость. Для этого мы поместили их в камеру соляного тумана Weiss Technik SSC1000 с выдержкой 96 часов в 5%-ном соляном тумане. По результатам визуального осмотра мы выставляли оценки по школьной пятибалльной системе. Найти в классе явных двоечников нам не удалось, зато нашелся главный отличник этого этапа теста. Радиатор HL Mando показал такой результат, будто его и вовсе не выдерживали в соляном тумане! Хорошистами оказались радиаторы брендов LUZAR, UNIO, Stron, Zentparts, Reach и Hyundai.
Перед ознакомлением с итоговой таблицей результатов рекомендуем вкратце ознакомиться с тем, что означает каждый измеренный в лаборатории параметр. Отметим также, что на всех этапах испытаний, кроме первого, критериями оценки были отсутствие течи жидкости и деформации радиаторов, а также сохранность герметичности. Эффективно работающий радиатор должен отдавать набегающему потоку воздуха необходимую теплоту (лучше с запасом), но при этом создавать наименьшее гидравлическое и аэродинамическое сопротивление.
Гидравлическое сопротивление напрямую влияет на расходную характеристику водяного насоса: чем оно выше, тем слабее циркуляция охлаждающей жидкости, которую создает водяная помпа.
Аэродинамическое сопротивление влияет в том числе на работу электровентилятора: чем выше сопротивление, тем больше нагрузки приходится на вентилятор при необходимости его включения. При более высоких сопротивлениях вентилятор будет потреблять бóльшую мощность и время работы станет продолжительнее, что напрямую влияет на его ресурс.
Приведенная теплоотдача измеряется в Вт/К. Согласно нормативной документации, регламентирующей методику проведения испытаний, абсолютное количество отведенного тепла делится на величину температурного напора. Температуры приведения принимаются в зависимости от типа теплообменника. Согласно ГОСТ Р 53832-2010, для радиаторов систем охлаждения и отопления температура воды, поступающей в радиатор, должна быть 80 °C, а температура воздуха, который охлаждает радиатор, — 20 °C. То есть температурный напор для радиаторов охлаждения — 60 °C, и исходя из этой величины производится расчет приведенной теплоотдачи.
Если разность температур жидкости и атмосферного воздуха возрастает, то теплоотдача радиатора тоже растет. И наоборот, при уменьшении разности температур теплоотдача будет уменьшаться. Приведенная теплоотдача радиатора считается только для одной регламентированной контрольной точки расхода воды и воздуха. Если расходы отличаются от заданных в контрольной точке, то и теплоотдача радиатора будет отличаться, и использовать значение приведенной теплоотдачи радиатора для корректных расчетов не получится. В данном случае мы снимали параметры в контрольной точке при объемном расходе воды 5,5 куб. м/ч и массовом расходе воздуха 5000 кг/ч.
Также считаем важным отметить, что у оригинального радиатора самое высокое гидравлическое сопротивление. У радиаторов остальных брендов гидравлическое сопротивление ниже на 15–40% по сравнению с оригиналом. Это достаточно внушительные цифры, так как увеличение гидравлического сопротивления радиатора повлечет за собой значительное снижение производительности помпы, что, в свою очередь, не позволит радиатору отвести от двигателя необходимое количество теплоты.
Радиаторы после проверки на коррозионную стойкость
Hyundai |
LUZAR | Stron |
UNIO |
Reach | HL Mando |
Zentparts |
Наш вердикт
Рекомендуем
Эти радиаторы прошли все этапы теста до конца при хороших показателях по теплоотдаче и высокой стойкости к коррозии в соляном тумане.
Reach — теплоотдача значительно лучше, чем у оригинала, но высоковатое аэродинамическое сопротивление и сопротивление коррозии — на четверку.
UNIO — теплоотдача немногим выше оригинала, как и аэродинамическое сопротивление, зато неплохое сопротивление ржавчине.
Zentpatrs — теплоотдача немногим больше, чем у оригинала, как и аэродинамическое сопротивление, зато неплохое сопротивление ржавчине.
LUZAR — теплоотдача значительно больше, чем у оригинала, но высоковатое аэродинамическое сопротивление, зато хорошее сопротивление коррозии.
Рекомендуем с минимальными оговорками
Некоторые участники теста либо немного недотягивают по теплоотдаче до параметров оригинальной запчасти, либо не очень хорошо показали себя на одном из этапов теста.
Stron — неплохое аэродинамическое сопротивление и стойкость к коррозии, но теплоотдача хуже, чем у оригинала.
HL Mando — абсолютно лучшие в тесте стойкость к коррозии и аэродинамическое сопротивление, но теплоотдача хуже на 17,5%, чем у оригинала.
Есть существенные недостатки
Hyundai — радиатор потек при циклической нагрузке. Возможно, слабый результат объясняется излишне длительным хранением изделия на складе.
Статистика рынка радиаторов охлаждения
Журнал «Движок» собрал статистику продаж радиаторов за год, полученную от всех крупнейших дистрибьютеров автозапчастей в европейской части России. Из этих данных можно сделать сразу несколько выводов.
Во-первых, почти все оригинальные радиаторы автомобильных компаний, покинувших наш рынок, сильно упали в цене за последний год. Только оригинальные радиаторы Mercedes-Benz и Citroen стали дороже — продукты остальных марок теперь продаются значительно дешевле, упав в цене на десятки процентов. Скорее всего, это связано с тем, что дистрибьютеры начали распродавать складские запасы продукции, закупленной еще до 2022 года, пока радиаторы не утратили свои характеристики из-за длительного хранения.
Второй вывод отчасти следует из первого: активная распродажа привела к тому, что на складах практически не осталось оригинальных радиаторов ушедших из РФ брендов. Так что желающим приобрести на свою иномарку оригинальную продукцию стоит поторопиться или придется заказывать ее из-за границы окольными путями с соответствующей многократной наценкой.
Фото: журнал «Движок»