Компоненты
Тест патрубков системы охлаждения для Hyundai Solaris: испытываем на прочность и морозостойкость 8 образцов
С наступлением дачного сезона системе охлаждения двигателя автовладельцы начинают уделять особое внимание. Что, в общем-то, логично: извечные пятничные и воскресные пробки (да в летнюю жару!) создают повышенную нагрузку на систему термоменеджмента. Журнал «Движок» испытал на прочность восемь патрубков системы охлаждения для популярного в России «корейца» Hyundai Solaris. Все подробности — в нашем материале.
Время летит, а российский движущийся автопарк стремительно стареет. Казалось бы, еще совсем недавно в России выпускался седан Hyundai Solaris. Но первым машинам этой модели, сошедшим с конвейера завода Hyundai-Kia под Санкт-Петербургом, пошел уже пятнадцатый год. За это время владелец каждого такого автомобиля, скорее всего, поменял не один радиатор, а некоторые из них, вероятно, заменяли также шланги системы охлаждения. При этом с каждым прошедшим годом риск разрыва шланга по причине старения резины возрастает.
Мы приобрели и протестировали оригинальные патрубки для «Соляриса» (Hyundai-Kia 25411-1R150) и семь аналогов из этилен-пропиленового сополимера (EPDM), доступных на нашем рынке.
Результаты испытаний распространяются только на протестированные нами образцы.
Все испытания проводились в лаборатории ООО «НПО „Талис“».
Протестированные образцы
| Hyundai-Kia 25411-1R150 1100 руб. |
Gates 05-4138 793 руб. |
| Zekkert MK-6051 988 руб. |
Speedmate SM-HSH247 |
| SAT ST-25411-1R150 443 руб. |
Longho Parts 9640194 545 руб. |
| LUZAR LPK 08031 693 руб. |
Ganz GRF09032 450 руб. |
Методика и ход испытаний
Основным регламентирующим документом по проверке качества шлангов системы охлаждения является ГОСТ ISO 4081-2021 «Рукава и трубки резиновые для системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания», которым мы и будем руководствоваться при проведении сравнительных испытаний.
Тест мы проводили в три этапа. На первом из них один из шлангов мы проверяли на минимальное разрывное давление — согласно ГОСТу, шланги диаметром свыше 35 мм должны выдерживать разрушающее давление не менее 5 атм.
Процесс испытаний выглядит следующим образом: один конец шланга закрепляется на специальном патрубке, с другой стороны устанавливается заглушка. Оба конца шланга фиксируются хомутами во избежание протечек. Перед подачей давления шланг заполняется горячей водой (свыше 80 °C), затем включается компрессор, который создает избыточное давление в системе до момента разрыва патрубка.
Требованиям ГОСТа соответствовали все участники. И даже имели повышенный запас прочности. Причем у трех образцов — Gates, Speedmate, Zekkert — он и вовсе оказался двукратным.
Второй этап. Помимо прочности, шланги системы охлаждения должны обладать также гибкостью при низких температурах. Чтобы проверить этот параметр, мы поместили патрубки на одни сутки в термокамеру с температурой –40 °C, после чего проверили их на изгиб. Поскольку все шланги оказались достаточно гибкими, мы дополнительно поместили их в морозильную камеру еще на сутки и выставили температуру –50 °C. Но и при такой заморозке патрубки не потрескались при попытке их изогнуть.
Третий этап. Самым долгим этапом теста стала проверка шлангов на устойчивость к термическому старению. По регламенту, после старения рукавов или трубок в течение (1000 ± 5) ч при температуре 125 °C патрубок должен остаться гибким после заморозки до –40 °C. Однако в нашем случае замораживать шланги после теста на термическое старение не пришлось. Все шланги, кроме корейских — оригинального и Speedmate, — потеряли гибкость. А при попытке их изогнуть и сжать — растрескались.
Наш вердикт
Рекомендуем
Без каких-либо оговорок мы можем рекомендовать образцы, выпущенные в Корее: оригинальный шланг Hyundai-Kia и Speedmate. Оба имеют двукратный запас прочности по разрушающему давлению и не боятся термического старения.
Можем рекомендовать с некоторыми оговорками
Эти шланги не прошли этап длительного термического старения, но отлично выдержали испытания при низких температурах.
Gates – двукратный запас прочности. Скорее всего, шланг нам достался из складских запасов и срок хранения уже подходил к концу.
Zekkert – двукратный запас прочности.
LUZAR – третье место по прочности.
Ganz – полуторный запас прочности: 4-е место.
SAT, Longho parts – запас прочности составляет +20% по отношению к требованиям ГОСТа.
Фото: журнал «Движок»































