Компоненты

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

В конце 2020-го — начале 2021-го «Движок» уже проводил испытания охлаждающих жидкостей. Однако с тех пор на российском рынке автозапчастей появился целый ряд новых брендов. Поэтому мы провели контрольную закупку и вновь собрали на тесте 10 образцов антифризов. Большинство образцов мы закупили на популярных маркетплейсах, один образец — марки Starex — был приобретен в торговой точке на обычном авторынке, когда мы искали самый дешевый антифриз. Все подробности о том, как проходили лабораторные и ресурсные испытания, а также результаты теста — в нашем материале.

 

Испытанные образцы

Все указанные цены актуальны на июнь 2023 года.

 

G-Energy Si-OAT 40

Цена: 1718 рублей (за 5 кг)

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

 

Starex Red (–40)

Цена: 280 рублей (за 5 кг)

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

 

Pilots Red Line G12

Цена: 1170 рублей (за 10 кг)

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

 

Sintec Multifreeze (–40)

Цена: 748 рублей (за 5 кг)

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

 

Eurorepar G12

Цена: 600 рублей (за 1 кг)

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

 

Premium Profi-40 G12+

Цена: 671 рубль (за 5 кг)

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

 

Coolstream А-110

Цена: 1680 рублей (за 5 кг)

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

 

Carville Racing Si-OAT G12++

Цена: 1245 рублей (за 5,35 кг)

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

 

Metaco Coolant G12+

Цена: 1308 рубей  (за 5 кг)

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

 

Coolstream CHN

Цена: 1458 рублей (за 5 кг)

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

 

 

Методика испытаний

Из каждой канистры мы отобрали по 1 литру антифриза для проведения исследований в аккредитованной лаборатории МИЦ ГСМ.

При этом параллельно с лабораторными испытаниями мы провели собственный ресурсный тест — собрали 10 стендов, которые имитировали систему охлаждения в автомобиле, для изучения воздействия каждого антифриза после продолжительной наработки на элементы системы охлаждения. В нашем случае такая система состоит из радиа­тора отопителя, проточного электронагревателя, циркуляционного насоса, резиновых шлангов, отрезка стальной трубы, контроллера температуры и вазовского расширительного бачка с крышкой.

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостейТест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

В такую систему заливается 2,5 литра антифриза, включается нагреватель с циркуляционным насосом, а управляющий нагревателем контроллер температуры поддерживает постоянную температуру в системе на уровне 92 ± 2 градуса. Каждый стенд с залитым в систему образцом антифриза работал в течение 1700 часов, затем мы его разбирали и осматривали каждый элемент.

Лаборатория, в свою очередь, проводила обширный перечень испытаний антифриза — в таблице покажем только часть из них, на сайте к данной статье будут приложены полные протоколы.

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостейТест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостейТест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостейТест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

Результаты испытаний

Плотность жидкости при +15 °C должна быть не ниже 1065 кг/м3 (таковы требования ГОСТ 33591-2015). В этот диапазон не вписались Pilots и Starex, и это сразу же вызвало подозрение, что и по другим параметрам эти антифризы не соответствуют нормативам. Что и подтвердили дальнейшие испытания.

Водородный показатель антифриза (pH) должен оставаться в пределах 7,5–11,0, то есть антифриз однозначно должен быть щелочным, — чуть ниже нормы этот показатель у образца марки Metaco.

Температура начала кристаллизации антифриза определяется при его постепенном охлаждении с перемешиванием специальной мешалкой до помутнения, которое и является признаком начала кристаллизации. Традиционная для охлаждающих жидкостей в России температура начала кристаллизации –40 °C, но вследствие низкого содержания гликоля Pilots и Starex явно провалили данный этап теста. Антифризы G-Energy, Coolstream A‑110 и Profi немного недотягивают до –40 °C, но при этом вписываются в требование госстандарта 33591-2015.

Мы также провели собственный тест антифризов на морозостойкость — образцы выдерживались сутки в морозильной камере при температуре –40 °C. Starex испытание не прошел, остальные антифризы сохранили текучесть.

Лабораторные исследования показали, что у двух несоответствующих по многим параметрам антифризов к тому же занижена температура кипения, это подтвердилось и при попытке нагреть антифризы до 92 °C на ресурсном тесте. При достижении в системе температуры чуть выше 90 °C все жидкости-аутсайдеры дружно закипели. Так как продолжать испытания при равных условиях на ресурсном тесте они оказались неспособны, было решено снять их с ресурсного теста.

Опасность подобных антифризов очевидна: при нагреве такой жидкости она начинает кипеть внутри контура охлаждения двигателя, что приводит к воздушным пробкам, ухудшению теплоотвода и, как следствие, перегреву со всеми вытекающими последствиями, вплоть до необходимости капитального ремонта. Даже очень внимательный и дотошный владелец будет долго грешить на неправильную работу термостата, крышки расширительного бачка, возможно, сомневаться в эффективности радиатора охлаждения, не задумываясь о том, что причина перегрева кроется в самом антифризе, который закипает гораздо раньше, чем вода.

Проведенный анализ химического состава тестовых образцов показал, что только у дешевых и несоответствующих практически всем основным требованиям антифризов в качестве ингибиторов коррозии применяются соединения бора. Дело в том, что вследствие окисления этиленгликоля могут образоваться кислоты, оказывающие коррозионное воздействие на металлы охладительной системы, а бура (1–3%) — тетраборат натрия — сохраняет буферную емкость системы. Но, согласно требованиям спецификаций к антифризам G12/G12+ (VAG TL 774 D/F), бор в охлаждающих жидкостях использовать запрещено.

По окончании ресурсного теста длительностью 1700 часов мы разобрали наши установки, имитировавшие систему охлаждения, и внимательно осмотрели каждый элемент. Итоги теста совпадали с выводами по результатам предыдущих испытаний: качественные антифризы (показания аккредитованной лаборатории это подтверждают) не только не оказывают негативного влияния на элементы системы охлаждения, но и защищают ее от коррозии за счет введенных в их состав ингибиторов.

Тест антифризов: лабораторные и ресурсные испытания 10 охлаждающих жидкостей

Протоколы испытаний антифризов в формате PDF:

G-Energy G12++ - протокол
Starex - протокол
Pilots - протокол
Sintec Multifreeze (–40) - протокол
Eurorepar G12 - протокол
Profi G12+ - протокол
Coolstream A-110 - протокол
Carville Racing G12++ - протокол
Metaco G12+ - протокол
Coolstream CHN - протокол

Итоги теста

G-Energy G12++. В составе жидкости есть небольшое количество хлоридов и фосфатов, которые не оказывают влияния на свойства продукта. Сомнительно, что их вводят в состав специально. В остальном замечаний нет.

Sintec Multifreeze (–40). Универсальный антифриз, который может применяться практически во всех типах двигателей на любых автомобилях, независимо от марки и возраста. Замечаний нет.

Eurorepar G12. В составе есть небольшое количество кремния и бора — на уровне погрешности измерений. Вероятно, их не вводят в состав преднамеренно. Проведенный элементный анализ не выявил отклонений от требований стандартов G12/G12+ (VAG TL 774 D/F). Замечаний нет.

Profi G12+. Проведенный элементный анализ не выявил отклонений от требований стандартов G12/G12+ (VAG TL 774 D/F). Замечаний нет.

Coolstream A-110. Содержит фосфаты в количестве, удовлетворяющем требованиям корейских и японских производителей. По информации производителя, A-110 производится на основе корейского пакета присадок и имеет официальный допуск Kia/Hyundai. Замечаний нет.

Carville Racing G12++. Cодержит небольшое количество фосфатов. Связано это с применением фосфонатного стабилизатора силикатов, необходимого для того, чтобы силикаты не выпадали в осадок. Именно этот стабилизатор проявился в результатах тестов. Замечаний нет.

Coolstream CHN. Еще один образец охлаждающей жидкости на импортном пакете ингибиторов от одного из производителей присадок из КНР. В России этот антифриз поставляется на конвейер завода Haval. В образце содержится небольшое количество кремния, но не настолько существенное, чтобы это как-то повлияло на характеристики продукта. Возможно, имело место загрязнение пробы. Других замечаний к образцу нет.

Metaco G12+. В составе есть небольшое количество бора и кремния. Скорее всего, это загрязнение пробы, а не намеренное использование, но концентрации несущественные, вряд ли влияющие на свойства продукта. Небольшое количество хлоридов может присутствовать в воде. Можно считать, что образец соответствует заявленной классификации. Чуть ниже норматива уровень pН — больше замечаний нет.

Pilots и Starex показали несоответствие базовым требованиям к охлаждающим жидкостям в рамках требований ГОСТа. Их раннее закипание (раньше воды!), скорее всего, вызовет перегрев двигателя летом, а раннее замерзание, помимо риска размораживания системы, гарантированно сломает крыльчатку помпы при попытке завести автомобиль или оборвет ремень привода помпы. Кстати, на этикетке Starex нигде и не указан класс G12, хотя на ценнике в торговой точке было указано обратное! А вот Pilots об этом заявляет — и обе жидкости содержат в своем составе бор, который в таких антифризах использовать запрещено. Хотя даже право называться антифризами по совокупности свойств эти образцы не заслужили. Впрочем, весьма возможно, что в случае со Starex, купленном на обычном рынке, мы нарвались на подделку.

 

Комментарий экспертов, проводивших ресурсный тест

Два из десяти закупленных нами антифризов не имеют права называться таковыми! Конечно, наша подборка не охватывает весь представленный на рынке ассортимент, но сам факт, что в розничной сети нам попались откровенно опасные для системы охлаждения жидкости, не может не вызывать тревогу. Чтобы обезопасить себя, необходимо покупать антифриз у проверенных продавцов и поставщиков и помнить, что качественная охлаждающая жидкость не может стоить дешевле томатного сока.

Фото: журнал «Движок»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
62541

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме