Компоненты

Шинный рынок в эпоху кризиса: зимние покрышки, которые можно купить в России
«Зима близко», — сказали бы сейчас фанаты популярного сериала. А это значит, что российским автомобилистам вновь приходится задумываться над сезонной сменой шин. Вот только из-за всем известных событий рынок новых покрышек сильно сузился: кто-то из производителей остановил свои заводы в России, а кто-то и вовсе прекратил официальное присутствие на нашем рынке. Самое время посмотреть на товарные остатки и выяснить, из чего теперь может выбирать российский автовладелец.
Проверить наличие на рынке новых зимних шин мы решили на примере самых популярных в России автомобилей. Для этого мы вжились в роль среднестатистического российского автовладельца и попытались приобрести шипованную резину размерности 185/65 R15, которая устанавливается на множество легковых автомобилей, в том числе на Lada Vesta и бюджетные корейские седаны Hyundai Solaris и Kia Rio. В качестве мест для «контрольной закупки» (вернее, контрольного запроса) мы выбрали крупнейшие сетевые магазины по продажам шин.
Шинный гипермаркет «Колесо»
Колес искомой размерности здесь нашлось всего лишь шесть вариантов. Самыми доступными оказались шины отечественного бренда Cordiant. За модель Snow Cross просят чуть больше 3,5 тыс. рублей за одну покрышку. Следующей по цене оказалась резина Sunfull SF-W11. Родину бренда и страну производства уточнять, думается, не нужно. За эту шину просят чуть больше 4 тыс. рублей.
Точно в такую же цену обойдется шина другого китайского бренда — Ovation — модели Ecovision W686. А вот далее неожиданно следует Bridgestone с моделью Blizzak Spike‑02. Неожиданно, потому что еще в марте японцы остановили завод в Ульяновске и прекратили экспорт. Стоят эти покрышки ощутимо дороже российских и китайских аналогов: почти 5,5 тыс. рублей за колесо.
Практически в такую же сумму обойдется покупателю модель известной фирмы Pirelli под названием Formula Ice. В наличии есть также модель Ice Zero, но она дороже: более 6,3 тыс. рублей за единицу. Столь широкое присутствие бренда в разных ценовых сегментах объясняется прежде всего тем, что завод Pirelli в России продолжает работу и выпускает шины для нашего рынка, хоть и в ограниченных объемах.
Vianor
Крупная сеть шинных центров предлагает гораздо более широкий выбор колес, но отнюдь не все из них есть в наличии, хотя по предзаказу менеджеры сети обещают привезти продукцию практически любого известного бренда. Так, в каталоге под наш размер подходит резина одного из мировых лидеров шинной отрасли — концерна Continental. Однако модель IceContact 3 стоимостью 7190 рублей за штуку можно приобрести только по предзаказу, а сроки поставки довольно размытые.
Зато в немалых количествах доступны шины от других мировых брендов, в том числе официально ушедших из РФ. Например, по цене почти 7 тыс. рублей здесь можно приобрести модель Michelin X-Ice North 4. Есть в Vianor и шины марки Nokian Tyres (финский концерн официально из России ушел, но завод во Всеволожске, по информации «Движка», работает в автономном режиме и выпускает шины для рынков РФ и СНГ). За 10 тыс. рублей можно купить флагманскую модель Hakkapeliitta 10.
Чуть дешевле 6 тыс. рублей в Vianor продаются зимние шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic. За Dunlop SP Winter Ice 03 попросят 7,5 тыс. рублей. По цене около 6,5 тыс. предлагаются упомянутые выше модели Bridgestone и Pirelli.
Также в каталоге сети — довольно обширный ассортимент бюджетной резины российского и китайского производства. К примеру, около 3,5 тыс. рублей попросят за «нашу» шину Viatti Brina Nordico. Примерно столько же стоит Cordiant Snow Cross. В сумму около 4 тыс. рублей оценена продукция китайских брендов LandSail, Sunfull, Maxxis, Nitto и Nexen.
За корейскую шину Kumho WI31 придется выложить уже около 5 тыс. рублей. Для любителей недорогой классики есть модели бренда Nordman: в частности, в 6360 рублей оценена шина Nordman 8, которая является упрощенной версией покрышки Nokian Hakkapeliitta 8.
«Мосавтошина»
Похожий набор предложений и у этой крупной сети. Ценники — тоже соответствующие, так что интересно отметить прежде всего необычные предложения компании. Так, любители экзотики могут приобрести модель TI 501 IceLynX бренда Triangle, который известен в России больше как производитель шин для грузовиков и прочей коммерческой техники. Самое бюджетное предложение — китайские покрышки HiFly Win-turi 215 за 3020 рублей. Чуть дороже обойдется модель Tunga Nordway. За 4 тыс. рублей предлагается еще одна малоизвестная китайская шина — Centara Snow Cutter.
Стоит отметить широкое присутствие в «Мосавтошине» именно брендов из Поднебесной: здесь есть также Doublestar, Haida, Ovation, Taurus, Formula Ice. Но основной ассортимент составляют известные отечественные и мировые бренды: Cordiant, Michelin, Nokian, Bridgestone и т. д.
«Колеса Даром»
Этот магазин предлагает не столь широкий выбор зимних колес искомого размера. Основу ассортимента составляют те же шины Cordiant, Michelin, Nokian, Bridgestone и Pirelli. Зато есть новые имена в рубрике «Неизвестный Китай»: шина Ling Long Green-Max Winter Grip оценивается в приличные для «китайцев» 4,6 тыс. рублей. Отдельно заметим, что, помимо возможности заказать самую дорогую шину в ассортименте магазина — Continental Ice Contact 3, — есть также возможность купить продукцию суббренда концерна Continental. Компания Matador выпускает зимнюю модель MP30 Sibir Ice 2, и в сети «Колеса Даром» ее можно приобрести по цене 5720 рублей за штуку.
Каков итог?
Из представленных в Рунете площадок по продаже шин мы охватили большинство наиболее крупных. В этот обзор можно было бы включить еще с десяток магазинов, но ассортимент у них примерно одинаковый, а различаются они только ценами. Но разница в любом случае не десятки процентов. Так что вывод напрашивается вполне очевидный: паника среди тех, кто ожидал глобального дефицита на шинном рынке, оказалась напрасной. Рынок все еще наполнен множеством предложений самого разного толка — от дешевого «китая» до мировых брендов. Вот только цены сейчас отнюдь не те, что мы могли наблюдать перед началом сезона год назад.
Однако главное — не делать поспешных выводов и не думать, что проблемы нет вообще! Большинство крупных дистрибьютеров и шинных магазинов планирует свою деятельность больше чем на один сезон. Соответственно, те объемы, что есть на рынке сейчас, были закуплены задолго до кризиса. Это подтверждается, в частности, доступностью в продаже тех шин, которые не поставляются в Россию и не производятся в нашей стране. К тому же после начала «большого исхода» компаний с нашего рынка крупные игроки закупились продукцией впрок. А вот что будет в следующем году, когда запасы шин мировых брендов на рынке кончатся… Об этом не хочется пока даже думать!..
Фото: компании-производители