Компоненты

Ресурсный тест термостатов для Chevrolet Cruze: испытываем 11 образцов
Автомобильный термостат — деталь, про которую можно смело сказать: мал золотник, да дорог! После холодного пуска двигателя (до тех пор пока он не прогреется) термостат не позволяет охлаждающей жидкости поступать в радиатор — открывается он только после прогрева мотора. При исправно работающем термостате двигатель разогревается быстрее, а его износ уменьшается. «Движок» решил испытать на ресурс 11 термостатов для автомобиля, который когда-то был одним из бестселлеров на нашем рынке, — Chevrolet Cruze.
В конструкции этой машины используется термостат с так называемым электронным управлением. По сути, это термонагревательный элемент, встроенный в капсулу с термоактивным воском (церезином), который многие путают с терморезисторным датчиком температуры. Так как одной из наиболее частых причин выхода подобной конструкции из строя является перегорание нагревающий спирали, основной акцент при проведении ресурсного теста мы сделали на проверку количества срабатываний перепускного клапана именно за счет включений нагревательной спирали.
Испытанные образцы
AT 4104-200TH
Цена: от 2520 рублей*
Dominant OP63380018
Цена: от 6749 рублей
ERA 350397A
Цена: от 7631 рубля
Fenox TS100
Цена: от 3584 рубля
Hoffer 8192767
Цена: от 8489 рублей
Kortex KTH028
Цена: от 4606 рублей
LUZAR LT 0550
Цена: от 3265 рублей
Patron PE21092
Цена: от 5063 рублей
Ruei RUN60502
Цена: от 9193 рублей
Stellox 23-40173-SX
Цена: от 2732 рублей
Vernet TE6983.105J
Цена: от 6713 рублей
* Все указанные цены являются ориентировочными и действительны на период подготовки материала (середина апреля 2022 г.).
Методика испытаний
Перед началом испытаний каждый термостат проверялся на специальном стенде для снятия характеристики хода перепускного клапана в зависимости от температуры жидкости. Согласно ГОСТу, стенд сначала нагревает жидкость до заданной температуры и обеспечивает интенсивность нагрева воды после 60 °C не выше 1 °C в минуту; на стенде предусмотрено устройство для эффективного и постоянного перемешивания жидкости.
Началом открытия считается подъем перепускной тарелки клапана на 0,1 мм. Полный ход перепускного клапана термостата — это перемещение перепускной тарелки клапана на 8 мм. При температуре, превышающей номинальную на 15 °C, полная высота подъема основного клапана не должна отличаться от номинальной более чем на 10%.
Затем термостаты были установлены на стенд ресурсных испытаний, где производилась наработка циклов в следующей последовательности:
— на термонагревательный элемент подавалось питание 12 В, и он нагревал термовоск — происходило открытие термостата;
— при достижении тарелкой клапана высоты полного открытия (8 мм) подача питания на нагревательный элемент прекращалась;
— термостат остывал, при закрытии тарелки клапана срабатывал счетчик наработки циклов, и вновь подавалось питание на термонагревательный элемент.
Через каждые 10 тыс. циклов открытия-закрытия термостат снимался со стенда и снова проверялись характеристики хода перепускного клапана в зависимости от температуры жидкости. Затем мы оценивали ухудшение свойств термостата согласно рекомендациям из ГОСТа: «3.3.19. После испытаний на долговечность (выполнения номинального количества циклов «открывание-закрывание») допускаются следующие отклонения показателей термостатов относительно номинальных значений: температуры начала открытия основного клапана — ±3 °C; уменьшения величины подъема основного клапана — не более 20%».
Термостаты в рамках теста были установлены на стенд ресурсных испытаний; проверка проводилась в водоглицериновой смеси
Ход испытаний
Перед началом испытаний посмотрим заявленные характеристики термостатов. Заявленная температура начала открытия у всех представленных образцов — 105 °C. Отклонение от номинальной температуры начала открытия основного клапана не должно превышать ±2 °C.
У термостата Kortex между тарелкой клапана и корпусом в холодном состоянии виден зазор, что означает свободное прохождение воздуха и жидкости.
У термостатов AT и Ruei явно установлены термоэлементы с температурой начала открытия 95 °C вместо положенных 105 °C.
Dominant, Hoffer, Kortex не укладываются в допустимый диапазон температуры начала открытия, который составляет не более 2 °C.
Перепускная тарелка термостата ERA при достижении контрольной точки 120 °C не уложилась в допустимое уменьшение высоты подъема (10%) и не смогла подняться выше 7,5 мм даже при достижении температуры свыше 128 °C.
После снятия начальных характеристик термостаты были установлены на стенд ресурсных испытаний. После наработки 8080 циклов произошла остановка термостата Fenox — при осмотре обнаружилось, что из термоэлемента вытек расплавленный церезин. Все остальные термостаты отработали по 10 тыс. циклов и были повторно проверены на характеристики открытия.
После цикла ресурсных испытаний термостат ERA, который изначально имел недостаточную высоту подъема, потерял еще 1,5 мм хода перепускной тарелки. Вследствие небольшого проходного сечения для пропуска жидкости из-за маленькой высоты открытия перепускного клапана возникает риск перегрева двигателя — использовать такой термостат может быть опасно.
Каков итог
При анализе полученных результатов стало очевидно, что только четыре из 11 испытанных образцов соответствуют заявленным параметрам и требованиям ГОСТа.
Образцы LUZAR, Patron, Stellox и Vernet прошли весь комплекс испытаний без замечаний.
Детали марок AT, Dominant, Hoffer, Kortex, Ruei не соответствуют заявленной температуре начала открытия перепускного клапана термостата. Производители, скорее всего, сэкономили, использовав термоэлементы с пониженной температурой.
У ERA выявилась пониженная высота открытия перепускного клапана, которая уменьшается во время эксплуатации, — высок риск перегрева двигателя. При этом заявленная стоимость изделия весьма высока.
Резко потекший термовоск из термоэлемента изделия Fenox гарантированно приведет к перегреву двигателя! Это единственный термостат, который не смог пройти ресурсные испытания. К тому же цена его явно завышена.
Результаты целого ряда проведенных нами в последнее время тестов автокомпонентов, к сожалению, не радуют. Качество представленных на российском рынке деталей таково, что покупка запчастей все больше напоминает лотерею.
Фото: журнал «Движок»