Компоненты

Ресурсный тест ламп H11: Osram, Bosch, Neolux, Philips, Xenite, «Маяк», Fenox, Nord Yada и Carberry
Сегодня уже как-то сложно поверить, что в начале 2020 года никто не знал о пандемии коронавируса и строил планы на весну и лето. Именно тогда после всестороннего теста в лаборатории журнала «Движок» мы включили и больше не выключали 40 лампочек H11. К началу августа остались гореть всего девять штук, так что публикуем результаты и сопоставляем их с итогами световых замеров.
Напомним, что в технических испытаниях лидерами стали лампы Osram, Bosch и Philips, неплохо выступил и дочерний бренд Osram — Neolux, а худшие показатели у лампочек Fenox и Nord Yada. Собственно, участники нынешнего теста те же, плюс нам в руки попали лампочки нового игрока на рынке — Carberry, которые мы также добавили к ресурсному тесту.
Osram Original
Производство: Германия
Средняя цена: 466 рублей
Bosch Pure Light
Производство: Южная Корея
Средняя цена: 395 рублей
Bosch Longlife Daytime
Производство: Венгрия
Средняя цена: 380 рублей
Neolux
Производство: Китай
Средняя цена: 282 рубля
Philips Vision
Производство: Германия
Средняя цена: 369 рублей
Xenite Standard
Производство: Китай
Средняя цена: 87 рублей
«Маяк»
Производство: Китай
Средняя цена: 90 рублей
Fenox
Производство: нет данных
Средняя цена: 147 рублей
Nord Yada
Производство: Китай
Средняя цена: 83 рубля
Carberry
Производство: нет данных
Средняя цена: 300 рублей
Принцип работы лампы накаливания очень прост: при подаче на лампу напряжения спираль из вольфрама накаливается и начинает ярко светиться. Для того чтобы при первом же включении она не окислилась и не перегорела, в колбу со спиралью заправляют инертный газ, который не дает ей окисляться. Кажется, что в правильно изготовленной и заправленной инертным газом колбе со спиралью ничего никогда не произойдет. Однако из-за высокой температуры самый тугоплавкий металл на земле — вольфрам (температура плавления свыше 3400 °С) — постепенно испаряется и оседает на стенках колбы. Спираль становится все тоньше — и наконец перегорает.
Методика испытаний
Нами были взяты по четыре лампы Н11 каждого бренда. По две лампы каждого бренда мы устанавливали в специальный держатель, к каждой при помощи штатного электроразъема подводилось постоянное напряжение 14,6 В — именно такое выдает автомобильный генератор. Правда стоит отметить, что в автомобиле на лампу напряжение в итоге приходит с потерями. Так что наши лабораторные испытания можно считать "с повышенной нагрузкой". В случае перегорания лампы определенного бренда фиксировалось время работы и сгоревшую лампочку сменяла новая.
Само собой, на автомобиле лампы головного света подвержены влиянию дополнительных факторов, от которых напрямую зависит их ресурс: вибрации, изменениям влажности и температуры. Однако целью данного теста была оценка ресурса до перегорания спирали лампы по причине постепенного испарения вольфрама из нити накала, причем в равных для всех образцов условиях. Кроме того, повышенная нагрузка определяется непрерывностью работы источника света, ведь в реальных условиях автомобилисты включают фары не слишком надолго.
Xenite Standard — 325,5 часа
Одни из самых дешевых ламп c соответствующими цене параметрами освещения и самым маленьким ресурсом горения. Суммарно ресурс всех четырех испытанных ламп составил 348 + 279 + 356 + 359 = 1302 часа. Усредненное время «жизни» одной лампы — примерно 325,5 часа.
Osram Original — 344 часа
Неприятный сюрприз от Osram — победителя «светового» теста. Данные лампы являются самыми дорогими участниками теста и имеют лучшие светотехнические характеристики, но, увы, их ресурс оказался крайне небольшим: все четыре лампы у нас сгорели за 297 + 330 + 440 + 308 = 1375 часов. Усредненное время «жизни» одной лампы — примерно 344 часа. Откровенно мало.
Nord Yada — 372,5 часа
Самые дешевые лампы, которые, в отличие от Xenite, обладают несколько повышенным ресурсом горения: 347 + 118 + 540 + 485 = 1490 часов, таким образом, среднее время наработки лампы — 372,5 часа. Однако напомним, что световые характеристики ламп не самые выдающиеся.
Philips Vision — 527 часов
Еще один удивительно низкий результат — у одного из лидирующих мировых производителей и призера наших тестов: 495 + 532 + 534 + 548 = 2109 часов. Итого средняя наработка лампы составила 527 часов. Интересно, что лапочки Philips показали удивительную стабильность — как будто производитель изначально закладывал ресурс на уровне около 500 часов работы.
«Маяк» — 635 часов
В «световом» тесте лампы «Маяк» за 83 рубля с горем пополам дотянули до необходимых значений. При этом, как оказалось, они обладают неплохим суммарным ресурсом 703 + 558 + 638 + 641 = 2540 часов, что в среднем составляет 635 часов на каждую лампу. Нужно отметить, что лампы данного бренда постепенно «самотонируются» испаряющимся из нити накала вольфрамом и ближе к концу ресурса начинают светить еще хуже.
Все эти лампы мы относим к аутсайдерам ресурсного теста, так как сгорели все представленные образцы. Это означает, что в реальной жизни автовладелец останется как без фар, так и без запасного комплекта ламп. По истечении 325–635 часов придется покупать либо третью пару, либо хотя бы пятую лампочку. Далее идут лампы, которые смогли преодолеть суммарный нагар свыше 1500 часов и хотя бы частично продолжили гореть.
Carberry — 676 часов
Лампы, которые пропустили наш «световой» тест, показали неплохой ресурсный результат. Одна лампочка так и не погасла, а оставшиеся три нагорели 2029 часов (493,5 + 832 + 703,5 часа). То есть на каждую лампу в среднем приходится 676 часов наработки. Колбы ламп изнутри покрылись испарившимся вольфрамом.
Bosch Pure Light — 916,5 часа
Третье место нашего «светового» теста и очень хорошие показатели ресурса. Сгорели только две лапочки из четырех, а оставшиеся показали 754 + 1079 = 1833 часа, что в среднем для лампы составит 916,5 часа.
Fenox — 1114 часов
Очень слабенькие по свету недорогие белорусские лампочки показали отличный ресурс. Переиначивая крылатую фразу Александра Григорьевича, светить будут плохо, но долго: из двух сгоревших ламп средний показатель — аж 1114 часов (1079 + 1149 = 2228 часов).
Из трех самых выносливых ламп мы отдаем предпочтение Neolux. Лампочки Bosch слишком сильно закоптились вольфрамом, а Fenox показал слишком слабые характеристики освещения
Neolux — 1174,5 часа
Дочерний бренд Osram до призов не добрался, но показал неплохие результаты в «световом» тесте — подвела сила света, однако по остальным параметрам лампы хороши. И, как оказалось, очень выносливы: сгорели только две лампочки. Оставшиеся две выдохлись на 1153 и 1196 часах, что в среднем составляет 1174,5 часа наработки на каждую.
Bosch Longlife Daytime — 1274,5 часа
Второе место «светового» теста и номинально первое — ресурсного. Лампочки оправдали свое название, но не без нареканий, так что объявить их победителями мы не можем. Из четырех ламп одна так и осталась светить, две перегорели, а вот у последней произошел взрыв спирали при попытке подключить ее к стенду. Дело, скорее всего, в попадании в колбу воздуха, что говорит либо о браке, либо о повреждении при транспортировке, что более вероятно. Так или иначе, среднее время работы перегоревших ламп составило 1274,5 часа (1271 + 1278 = 2549 часов).
Стоит отметить и то, что лампы сильно коптятся вольфрамом изнутри и затемняются — это гарантированно приведет к ухудшению параметров качества освещения. При этом закопчения стекла колбы у других «долгожителей» теста не наблюдалось.
У одной из четырех лампочек Bosch Longlife Daytime при попытке подключить ее к стенду взорвалась спираль. Либо это производственный брак, либо повреждение при транспортировке — этого мы уже не узнаем
У современных машин, в которых еще используются лампы накаливания в качестве головного освещения, многие автопроизводители для увеличения ресурса галогенных ламп принудительно ограничивают подаваемое на лампу напряжение до 12 В — в этом случае нить накала нагревается меньше, соответственно, вольфрам из нити менее подвержен испарению, но при этом сила освещения также уменьшена
Каков итог?
По суммарным замерам «светового» и ресурсного тестов мы отдаем предпочтение лампам Neolux и Bosch Pure Light. Первые — эдакий народный выбор: при средней цене они неплохи по характеристикам и договечны. Bosch светит очень хорошо, но прослужит чуть меньше. К нашему большому удивлению, не оправдали надежд лампочки Osram и Philips. Получается, что половина известных производителей не особо заботится о ресурсе ламп, причем ни от стоимости продукции, ни от уровня бренда это никак не зависит.
Комментарий компании Osram
Тест ламп — очень непростое мероприятие, поскольку данная деталь в реальных условиях подвергается сильному влиянию как внутренних (производственных), так и внешних (эксплуатационных) факторов. В первую очередь, это касается напряжения, которое приходит на лампу в автомобиле. Малейшее отклонение от установленного параметра 13,2В очень сильно влияет на ресурс: например, увеличение напряжения на 5% приводит падению ресурса в два раза.Во-вторых, параметр срока службы сложно рассматривать в отстранении от световых характеристик лампы. Деталь может как превосходно светить, имея низкий ресурс, так и очень долго служить, при этом плохо освещая дорогу. И в том, и в другом варианте лампочки можно оценить неудовлетворительно. Основная задача мировых производителей как раз соблюсти баланс и сделать все параметры стабильными, на одинаково хорошем или даже отличном уровне.
Ну и третий важный критерий — вибронагруженность ламп. Все-таки автомобиль, особенно в нашей стране, не всегда ездит по идеально ровным дорогам, а потому за свою «жизнь» лампа почти безостановочно подвергается сотрясениям. Даже вибрации от работающего двигателя влияют на ее износ. Так что этот фактор тоже крайне важно учитывать при испытаниях.