Компоненты

Ремонтируем гибридные автомобили вместе с Bosch: есть ли смысл покупать б/у
Удивительно, но в России становится актуальной проблема ремонта автомобилей, оснащенных гибридной силовой установкой. За полтора-два десятка лет всевозможных гибридных «Тойот», «Лексусов» и «Хонд» разных лет выпуска в нашей стране набралось достаточное количество, для того чтобы отдельные сервисные центры озадачились соответствующими специалистами. А где гарантия того, что эти специалисты имеют нужную квалификацию? Оказалось, что российское подразделение Bosch давно позаботилось о данном вопросе. Об особенностях ремонта гибридов нам рассказал тренер учебного центра Bosch Игорь Воробьев.
Хотя мало кто поставляет гибридные автомобили в Россию официально, машины с такими силовыми установками выпускают сегодня почти все мировые автоконцерны. Часть из них также попадает в нашу страну, так что суммарно подобных авто достаточно даже для того, чтобы организовать специализированный автосервис. Тем более стоит учесть, что далеко не все и не всегда готовы обслуживаться в дилерском центре, а значит, поиск соответствующих специалистов становится еще актуальнее. Правда, пока эта тенденция касается в основном крупных городов России, а если еще точнее — Москвы и Санкт-Петербурга, где концентрация автомобилей с альтернативными силовыми установками максимальная.
Собственно, компания Bosch, имеющая колоссальный опыт в разработке всевозможных автомобильных электрических систем, а также ресурсную базу, решила заранее застолбить за собой в России место главной кузницы сервисных кадров этого направления.
«Текущий курс обучения, рассказывает Игорь, — это работа на будущее. Учитывая, какими темпами развивается транспорт с гибридными и электрическими установками, профессия имеет шансы стать в перспективе очень востребованной».
Пока в среднем учебный центр Bosch проводит один курс в год, на котором обучается 10–15 специалистов, львиная доля которых — из московских автосервисов. Курс состоит из трех этапов:
1 этап. Ремонт гибридных автомобилей, которые имеют допуск для эксплуатации на российском рынке.
2 этап. Ремонт гибридных автомобилей, которые не имеют допуска для эксплуатации на российском рынке.
3 этап. Ремонт гибридных автомобилей из первого и второго этапа под действующим напряжением, то есть в рабочем режиме.
Если с первым этапом все понятно, то на втором этапе рассматриваются автомобили, которые не часто, но все же встречаются на рынке. К ним относятся автомобили, которые гибридами или электромобилями стали уже после выпуска, то есть заводские, полузаводские, тюнинговые или даже кустарные переделки и самоделки. Да-да, такие авто тоже встречаются в России.
Мало кто догадается, но самая главная задача при ремонте гибридных автомобилей — сохранение жизни и здоровья персонала. Львиная доля всевозможных технических курсов по ремонту гибридов посвящена именно системе безопасности, которая подразумевает, в том числе, изучение физики электрических процессов.
Ремонт гибридной или чисто электрической установки — это по факту работа с маленькой передвижной электрической подстанцией, рабочее напряжение в которой — от 400 до 600 В. Так что ремонтами подобных авто занимаются не слесари, а электрики со всеми вытекающими требованиями: допуск по работе с электрооборудованием до 1000 В, справка о состоянии здоровья, подразумевающая отсутствие сердечных болезней и стимуляторов. Такие требования у всех, включая дилерские центры.
Еще один интересный факт: большинство технических проблем появляется вследствие неправильной эксплуатации, то есть нежелания клиентов выполнять, а то и просто хотя бы прочитать инструкцию по эксплуатации. Дело в том, что гибридный автомобиль накладывает на владельца дополнительную ответственность, поскольку содержит в себе не только привычный двигатель внутреннего сгорания, но еще и систему электрического питания, имеющую свои особенности. Вот о последнем как раз большинство и забывает, что и приводит к разнообразным проблемам.
Несмотря на общее название — гибридные автомобили или, правильнее, автомобили с гибридной силовой установкой, конструктивно существует множество их модификаций, разбираться в каждой из которых также необходимо сервисному специалисту. Гибридные автомобили могут быть оснащены бензиновым или дизельным ДВС, иметь один или два электромотора, различные варианты трансмиссий и батарей, а также функцию автономной подзарядки. Все это подразумевает свои особенности эксплуатации и ремонта
Внутри гибридного автомобиля значительно больше систем контроля за его состоянием. На дисплей выводится масса информации, так что автомобиль зачастую сам сообщает те или иные данные. Одна беда: автовладелец не всегда способен правильно интерпретировать эту информацию и своевременно обратиться к специалисту.
Например, нельзя надолго оставлять гибридный автомобиль с разряженной или слабо заряженной батареей. Из-за внешних (температурных) факторов саморазряд батареи может превысить допустимые величины, причем не основного аккумулятора, а вспомогательного. Так что есть шанс вообще не запустить гибридный автомобиль, если подобный алгоритм прописан системой.
Еще одна проблема — работа электромоторов, в том случае если их два: электродвигатель и мотор-генератор. Если их взаимодействие нарушено и не происходит потребления необходимого количества энергии, то мотор-генератор начинает перегреваться, что приводит к его поломке, а иногда и к выходу из строя батареи. Причем перегрев запросто может привести к возгоранию.
Переохлаждение также является проблемой. При переохлаждении аккумулятор очень серьезно теряет свои характеристики, а при совсем низких температурах вообще не способен выдавать нужную мощность. Именно поэтому производители все-таки закладывают в конструкцию систему температурных режимов, которые поддерживают необходимые условия. Температурные системы бывают воздушные и жидкостные. Это еще один механизм гибридного автомобиля, который требует обслуживания. Причем у воздушной системы есть особенность: воздух для нее берется не с улицы, а из салона авто (там он чистый и оптимальной температуры). Случайно не заткнуть специальные воздуховоды — требование, которое необходимо знать автовладельцу такой машины, иначе снова можно довести дело до перегрева.
В связи с этим есть еще одно предписанное требование: крайне желательное, а иногда и обязательное хранение гибридного автомобиля в гараже или любом помещении, где нет больших перепадов температур в течение года.
Еще один специальный механизм гибридных установок — система переключения потока тяги между ДВС и электромотором. Физически она представляет собой обычное сцепление («сухое» или «мокрое»), функционирующее только в автоматическом режиме. Устройство долговечное, но рано или поздно требующее грамотной замены.
Выбор между обычным и подзаряжаемым гибридом (Plug-In Hybrid или PHEV) с точки зрения эксплуатации решается в пользу последнего. Возможность заряжать батарею независимо от включения ДВС увеличивает ресурс и того и другого агрегата. А в случае регулярно заряженной батареи продлевает жизнь и ей
Toyota Prius всех поколений является самым распространенным «гибридом» в России, в том числе, первым, который стал продаваться в нашей стране официально. На втором месте родственные гибриды Lexus, которые россияне выбирают в основном как самые мощные и дорогие модификации, а отнюдь не по причине экологичности и экономии топлива
Все вышесказанное вызывает резонный вопрос: а зачем покупать подобный автомобиль, который требует к себе столько дополнительного внимания?
Тут, собственно, необходимо вернуться к изначальной идее создания подобного типа машин. А оно подразумевало появление гибридного автомобиля исключительно как переходного звена к полной электромобилизации. Топливная экономия и экологический фактор, без сомнения, были в числе важнейших причин, однако и психологический фактор, подталкивающий автовладельцев привыкать к электромобилю, при этом не отказываясь от привычного ДВС, ставили во главу угла. Отсюда же и всевозможные льготы при покупке подобного вида транспорта, которые действуют во многих западных странах.
С точки зрения эксплуатации сложные гибридные системы компенсируются, во-первых, сокращенным расходом топлива, во-вторых, уменьшенной нагрузкой на силовую установку в целом. В гибридном состоянии заметно повышается ресурс ДВС, ведь двигатель работает время от времени, да и подключается автоматически в определенных режимах, наиболее комфортных для его работы. Кроме того, электрическая часть достаточно проста и надежна, да и выход из строя тяговой батареи приводит исключительно к ее замене: ремонтировать в ней нечего.
Так что гибридные автомобили из-за наличия дополнительных систем, скорее, значительно повышают риск появления дополнительных неисправностей, чем реально их создают. Тут уже как и с обычной машиной: все зависит от конкретного владельца и степени его заботы о своем авто.
На сегодняшний день переходный период к полным электромобилям затягивается. Главная причина — малая емкость тяговых аккумуляторов, которые не позволяют выдать приемлемый запас автономного хода, сопоставимый с автономностью ДВС, а также немалая изначальная стоимость гибридных и электрических авто.
Не везде стабильная экономическая обстановка порой вынуждает руководство отдельных стран отказываться от льгот при купле-продаже подобного экотранспорта. Да и экологическое оправдание при более глубоком изучении вопроса становится не столь очевидным: производство электроэнергии для транспорта, добыча ресурсов для производства аккумуляторов (того же лития) и утилизация батарей при их отработке крайне далеки от понятий заботы об экологии.