Компоненты

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Подвеска — одна из самых уязвимых составляющих автомобиля. Именно ходовая часть первой встречает все невзгоды отечественных дорог, ее детали всегда находятся на открытом пространстве, подвергаясь воздействию влаги и грязи. Практически все ее элементы постоянно пребывают в движении, из-за чего подвеска подвергается повышенному износу. Однако, как выясняется, порой не меньший вред ходовой наносят горе-механики даже из уважаемых сервисов. Разбираемся вместе со специалистами компании CTR, кто наносит больший вред.

 

Амортизаторы

Можно сказать, это основа всей ходовой. С учетом того, что амортизатор — конструктивно сложная деталь, проблем с ним может случиться масса. Самая распространенная — потеки масла на корпусе. Появляются они из-за физического износа (то есть очень большого пробега) сальника и направляющей, а также в результате ударных нагрузок — наезда на препятствие или перегрева при быстром движении по неровной дороге.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Еще одна распространенная проблема — загибание клапана сжатия. Происходит подобное либо, опять же, при очень сильном ударе, либо чаще всего зимой, в сильные морозы, при езде по неровной дороге на непрогретых стойках.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисменыРазбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Что касается ошибок мастеров при замене стойки, то их допускается немало. Самая банальная — отсутствие прокачки амортизаторов перед установкой. Скопившийся в корпусе воздух при езде приводит к серьезным проблемам. Неаккуратная установка может также привести и к потекам масла. А использование ударного гайковерта для закручивания центральной гайки — к обрыву резьбовой части штока стойки. Распространенная ошибка — затягивание креплений амортизатора на висящей на подъемнике машине, что приводит к проблемам при ее опускании, например выворачиванию сайлент-блока или отслоению его резины от металла.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисменыРазбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Неисправности амортизаторов проявляются очень явно и имеют серьезные последствия для поведения автомобиля. Самые безобидные — это всевозможные стуки при проезде неровностей. Куда опаснее появление раскачки, кренов и клевков, неустойчивое поведение на дороге, увеличение тормозного пути и уход с траектории при экстренном торможении. В самых серьезных случаях поломка может привести к заклиниванию амортизатора и полной потере свойств гашения колебаний, что, в свою очередь, может обернуться непредсказуемыми последствиями, вплоть до потери управления.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Ну и конечно, не будем забывать, что поломка амортизатора влечет за собой увеличение нагрузки на остальные элементы подвески и кузова.

Пружины

Тут все просто: пружина может быть целая и лопнувшая. Обрыв витка — это уже фатальное повреждение, которое может быть вызвано как экстремальной нагрузкой, усталостью металла или его коррозией, так и неправильным положением пружины при установке. Механики порой не доворачивают деталь до штатного положения в углублениях.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисменыРазбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Однако, перед тем как лопнуть, пружина проседает, что говорит либо о ее неправильной эксплуатации с постоянным перегрузом, либо о низком качестве с неподходящими свойствами.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисменыРазбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Неисправную пружину легко определить по перекошенному положению автомобиля, изменению клиренса и углов установки колес, а также по связанным с этим изменениям управляемости автомобиля. Само собой, поломанные пружины сразу же приводят к ухудшению энергоемкости подвески и постоянным пробоям.

Рычаги и их сайлент-блоки

Независимая подвеска, особенно когда она и спереди, и сзади, может доставить немало хлопот владельцу. Речь идет, конечно, о состоянии рычагов и запрессованных в них сайлент-блоков. Выходят из строя эти детали прежде всего из-за езды по разбитым дорогам. В корпусе рычага может появиться трещина, а дорогие алюминиевые детали подвержены сгибам.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Сайлент-блоки, в свою очередь, подвержены физическому износу, повреждениям и агрессивной внешней среде. Грязь, дорожная химия, влага, перепады температур отрицательно сказываются на состоянии резинок. Отдельным пунктом стоит отметить превышение рабочих углов и нагрузок, а также неправильную установку нулевого положения. Водители чаще всего повреждают рычаги попаданием в ямы при торможении.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисменыРазбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Что касается работы механиков, то самой частой ошибкой является неправильное перезапрессовывание сайлент-блоков в рычаги. При этой операции детали часто повреждают, а также выполняют процедуру с ошибками. Например, запрессовывают сайлент-блоки не той стороной, ошибочно полагая, что они симметричные, или неправильно углубляют запчасть в рычаг. Кроме того, многократная перепрессовка разбивает посадочное гнездо рычага, после чего начинается люфт.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисменыРазбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Все вышеописанное чаще всего определяется по посторонним стукам и скрипам, а также неустойчивому поведению машины. Повреждение же самого рычага может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до потери управления автомобилем.

Шаровые опоры

Одна из подвески, наиболее склонных к повреждениям и износу. Очень часто страдает пыльник шаровой, который может быть поврежден механически или в результате естественного износа. Игнорирование его замены приводит к возникновению люфта. Само собой, езда на высокой скорости по колдобинам также быстро изнашивает шаровую опору. Появляется биение, а в критических случаях из нее вырывает палец. Определяется это все по тем же стукам, скрипам и неустойчивому поведению автомобиля.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

К сожалению, механики также нередко допускают ошибки при замене этой запчасти. Как оказывается, шаровые порой подбирают на глаз, по похожим моделям машин. Это грозит неполным прилеганием конуса пальца к конусу поворотного кулака, а также невозможностью выставить «развал».

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисменыРазбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Отдельные умельцы для якобы большего срока работы шаровой вскрывают пыльник, повреждая его, и на свое усмотрение добавляют смазку, которая может не подходить по свойствам или количеству. Кроме того, затяжка крепления шаровых опор не допускается на вывешенных колесах, чем также часто пренебрегают механики.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисменыРазбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

У прессуемых видов шаровых опор те же проблемы, что и у сайлент-блоков, а именно повреждение посадочного гнезда при многократных перепрессовках. В случае повреждения креплений шаровых находятся умельцы, которые прихватывают их сваркой, нарушая и геометрию, и целостность механизма.

Нередко встречаются проблемы с фиксирующей гайкой, которую могут использовать многократно, из-за чего теряются ее удерживающие свойства и появляется вероятность самооткручивания.

Рулевые тяги и рулевая рейка

Неустойчивость автомобиля при поворотах, частое подруливание и стуки при повороте руля? Скорее всего, дело в рулевых тягах или рейке. Помимо традиционного износа, встречается и откровенный брак этих деталей, а также ошибки подбора.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

При монтаже тяг механики часто используют универсальный съемник, который предназначен только для снятия. Из-за этого при установке происходит деформация шарнира, что, в свою очередь, приводит к расплавлению пластикового вкладыша и появлению люфта, а в критических ситуациях — к заклиниванию и обрыву.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисменыРазбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Для монтажа необходимо использовать только рожковые ключи и насадки с динамометрическим ключом. Проверка момента при установке детали обязательна, так как резьбу часто перетягивают, что ведет к ее вытягиванию и последующему отрыву.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

А вот загубить кривыми руками рулевую рейку почти невозможно. Большая часть неисправностей с ней связана либо с физическим износом — например, рулевого карданчика, либо с низким качеством самой рейки и ее составляющих.

Стабилизатор поперечной устойчивости и его стойки

Помимо износа опор самого стабилизатора самый распространенный недуг стоек — вырывание пальца из шарнира в результате игнорирования водителем ям. Механики сервисов вносят свой вклад и сюда: путают левую и правую сторону, не учитывают предельный угол отклонения пальца или нарушают технологию установки.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

При установке стоек стабилизатора, конструктивно имеющих только один шаровой шарнир и разборный сайлент-блок, сначала монтируют шарнирную часть, потом часть с сайлент-блоком, применяя при этом ударный гайковерт. Вырывание шарнира происходит сразу или через небольшой промежуток времени, так как не используются шестигранные выступы для удержания рожковым ключом. Гайковертом невозможно контролировать усилие. По этой же причине происходит расплющивание сайлент-блоков.

Разбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисменыРазбираемся в неисправностях подвески вместе с CTR: что ломают автовладельцы, а что сервисмены

Единственное утешение — тот факт, что выход из строя стабилизатора или его стоек не ведет к критическим последствиям. Помимо стуков, скрипов и незначительного увеличения кренов автомобиль лишь немного теряет в устойчивости и управлении.

Каков итог?

Как видно, большая часть проблем с подвеской является следствием поведения самих автовладельцев. Неаккуратная езда, игнорирование симптомов проблем, экономия на запчастях и квалифицированных сервисменах порой приводит к печальным последствиям. Некомпетентные или даже просто безалаберные механики, конечно, тоже добавляют свои пять копеек, о чем говорит статистика гарантийных отказов мировых производителей компонентов, таких, в частности, как CTR.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
7023

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме