Компоненты

«Осторожно, подделка!» Как производители автозапчастей борются с контрафактом

«Осторожно, подделка!» Как производители автозапчастей борются с контрафактом

Что делать с контрафактом в сфере производства и продажи автомобильных запчастей и как противостоять тем, кто стремится заработать, по сути, присваивая себе чужие права и чужой бренд? Ответом на эти и другие вопросы по поводу незаконного оборота запчастей в стране, по идее, должна стать принятая Правительством России «Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ до 2025 года». Однако до ее воплощения в жизнь пока что далеко. Поэтому «Движок» решил выяснить у известных производителей автозапчастей, насколько серьезна проблема контрафакта в России и как ее решают основные участники рынка.

Судить о том, насколько все серьезно, можно хотя бы по заявлению генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина, сделанному еще в ходе обсуждения деталей упомянутой стратегии.

«Емкость рынка контрафактных автозапчастей в 2020 году составила не менее 27 млрд рублей, а это около 2,4% от всего рынка, — отметил гендиректор Камского автозавода. — Цифры могут вырасти, ведь к экономии на контрафакте (до 30% от стоимости) теперь прибавится дефицит автозапчастей и комплектующих на рынке. Но дело не только в желании потребителей сэкономить — большинство автовладельцев признаются, что не могут отличить оригинальную деталь от аналога».

Цифры, отметим от редакции, безусловно, вырастут: хотя бы потому, что объем российского рынка автозапчастей по итогам 2021 года превысит, по прогнозам экспертов, отметку в 2 трлн рублей. И даже если доля контрафакта на нем в процентном отношении останется неизменной — производители и продавцы контрафакта «прикарманят» существенно больше прежних 27 млрд.

Что же до возможности опознать контрафактную деталь, то это, по словам ряда опрошенных «Движком» экспертов, все труднее удается даже специалистам. Об этом нам рассказал, в частности, адвокат, представитель ООО «Роберт Бош» по вопросам защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности Станислав Рогаленко.

«К сожалению, качество контрафактной продукции становится все выше. Раньше мы часто выявляли подделки по одному их внешнему виду: по упаковке, шрифту и другим приметам. Сейчас же бывают случаи, когда распознать подделку можно только после разбора изделия и детального его изучения специалистами», — отметил эксперт.

Чаще всего, по словам С. Рогаленко, в Bosch сталкиваются в последние годы с подделкой различных частей двигателей: бензонасосов, форсунок, катушек зажигания. С розничной ценой детали, отмечает адвокат, вероятность ее подделки практически не связана. «Подделывают все подряд: и дорогие элементы (например, насос-форсунки для дизельных двигателей), и недорогие (бензонасосы для отечественных марок). Такой тренд сохраняется последние несколько лет», — рассказал представитель «Роберт Бош».

«Осторожно, подделка!» Как производители автозапчастей борются с контрафактом

Среди мер, предпринимаемых компанией Bosch для защиты от подделок, — многоступенчатая система система защиты KeySecure (при помощи кода, размещенного на упаковке), а также система проверки качества ремонта QualityScan.

Еще один мировой производитель автозапчастей и компонентов — концерн Schaeffler — чаще всего сталкивается в России с подделкой деталей для автомобилей отечественных марок, сообщил «Движку» Юрий Александров, руководитель отдела технической поддержки и управления продуктом Schaeffler Russland. «Все, что Schaeffler производит для автомобилей Lada, ГАЗ, УАЗ, можно встретить „чуть дешевле“ в непонятном качестве на большинстве торговых онлайн-платформ. Исторически первыми стали появляться подделки под ступичные подшипники FAG, потом — детали моторной группы INA, а последнее десятилетие ознаменовалось контрафактными трансмиссионными решениями от LuK», — рассказал Ю. Александров.

По его словам, вероятность подделки той или иной детали с ценой на нее не связана. «Если раньше чаще всего подделывали гидрокомпенсаторы, отдельные ролики ГРМ, то сейчас, помимо простых деталей, покушаются и на двухмассовые маховики, и даже на двойные сухие сцепления. В итоге констатируем, что все ценовые ниши заняты контрафактом», — отметил представитель Schaeffler Russland.

В компании Denso распространение контрафактных запчастей называют «оборотной стороной высокого спроса на конкретное изделие и уверенности покупателя в надежности бренда». «Подделываются в основном самые востребованные и ходовые позиции, которые можно быстро реализовать, а также дорогие артикулы, на которых можно заработать больше, чем на недорогих сериях, — рассказал „Движку“ региональный менеджер Denso по Сибирскому федеральному округу РФ Сергей Ведуто. — В нашем случае это прежде всего свечи зажигания, особенно серия Iridium».

По его словам, в первую очередь и наиболее массово подделывают так называемый «оригинал» — артикулы, которые поставляются на производство в оригинальной упаковке. «Однако популярные артикулы, которые хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на тысячах автомобилей, также подделываются. Например, свечи серий Iridium Power и TT», — отметил С. Ведуто. Также подделкам подвержены щетки стеклоочистителя, особенно гибридная серия (DU, DUR), катушки зажигания, бензонасосы, детали систем кондиционирования и охлаждения, дизельные компоненты, рассказал представитель Denso.

На ситуацию с распространением контрафактной продукции в стране, по мнению С. Ведуто, напрямую влияет уровень доходов населения: «Кризис в экономике, падение покупательской способности и рост цен приводят к тому, что потребитель начинает считать каждую копейку, выбирая все менее дорогие предложения, не задумываясь о высоком риске нарваться на подделку».

«Осторожно, подделка!» Как производители автозапчастей борются с контрафактом

Стикер на упаковке деталей тормозной системы марки Textar представляет собой, по сути, «гарантийную пломбу»: на его обороте размещены уникальный 12-значный код, присваивающийся каждой детали при производстве, и QR-код – с их помощью можно проверить подлинность запчасти.

В компании TMD Friction «Движку» сообщили, что не видят на российском рынке какого-то большого количества подделок своей продукции. «В целом ситуация для нас сегодня не критична, — рассказала нашему корреспонденту заместитель директора „ТМД Фрикшн Евразия“ Наталья Николаева. — Есть, правда, определенные площадки, ранее уже отмеченные нашими дистрибьюторами или конечными потребителями как точки, где продается поддельная продукция. Мы за ними следим особенно внимательно и делаем там периодически контрольные закупки».

По словам Н. Николаевой, в прошлом году в России произошел единичный случай, когда именно в рамках контрольной закупки была приобретена контрафактная продукция. Претензия в адрес торговой площадки была урегулирована во внесудебном порядке. На пространстве же бывшего СССР гораздо больше случаев подделки продукции бренда Textar фиксируется в Азербайджане.

Чаще всего, по словам Н. Николаевой, подделывают тормозные колодки: «По всей видимости, они проще в изготовлении с точки зрения технологического процесса: взять за основу металлическую пластину и „намешать“ поверх нее какой-то фрикционный состав, наверное, проще, чем изготовить тормозной диск. Что же касается разного рода аксессуаров, то такими товарными группами, скорее всего, просто невыгодно заниматься — подделывают то, что подороже, но проще произвести».

«Осторожно, подделка!» Как производители автозапчастей борются с контрафактом

Поддельные автолампы Osram, производство и распространение которых было пресечено в Москве в начале 2021 года.

В сегменте автомобильного освещения, как рассказал «Движку» технический специалист ams Osram Group Артем Нуриахметов, ситуация в последнее время налаживается: «Нарваться на подделку в магазинах сейчас намного сложнее, чем в предыдущие годы. Как правило, если подделки и появляются, то продаются они в основном на рынках, в ларьках и других „полуофициальных“ торговых точках».

По наблюдениям эксперта, определенная корреляция между ценой лампы и вероятностью ее подделки есть: подделывают либо самые продаваемые лампы, либо относительно дорогие. «Чаще всего подделывают галогеновые лампы в стандартных цоколях, поскольку они недороги в рознице и на них всегда высокий спрос: это самый ходовой товар. Вторая популярная категория для подделок — лампы с повышенной ценой, поскольку прибыль в этом сегменте выше, чем в стандартных источниках света», — отметил А. Нуриахметов. С подделками же светодиодных ламп, по его словам, в компании пока не встречались: они сложнее в изготовлении, поэтому злоумышленникам трудно сделать лампу, которая была бы похожа на произведенную Osram.

«Осторожно, подделка!» Как производители автозапчастей борются с контрафактом

Линейка ремней ГРМ марки Gates, по словам представителей компании, защищена от подделок с 2015 года.

В компании Gates отмечают, что, по статистике, подделке подвержены наиболее востребованные на рынке товары бренда. «Чаще всего пытаются подделать ремни и ремкомплекты ГРМ, предназначенные для установки на двигатели автомобилей Lada, — сообщил „Движку“ представитель компании. — В ассортименте Gates сегодня представлены как базовые, так и достаточно дорогостоящие ремкомплекты с водяными помпами, стоимость которых доходит до 20 тысяч рублей и выше. Но более дорогой и технологичный товар дороже и сложнее подделать. Поэтому, по статистике, подделке подвержены наши наиболее массовые продукты».

Генеральный директор CTR Rus Роман Картузов отметил, в свою очередь, что подделывают зло­умышленники в основном то, что приносит им больше денег. «Подделывать рычаги невыгодно из-за слишком высокой себестоимости. Втулки — наоборот, слишком дешевые, чтобы на них можно было заработать. Да и визуально отличия в резине будут заметны. Подделывают то, что незаметно глазу и выгодно в производстве: шаровые, наконечники, тяги, стойки стабилизатора», — рассказал корреспонденту «Движка» гендиректор CTR Rus.

Можно ли говорить о том, что чаще подделывают дорогие товары, поскольку их в итоге дороже продают в рознице? По словам Р. Картузова, необязательно. «Подделывают не самое дорогое в рознице, а то, что можно скопировать максимально дешево. Попросите китайский завод пропустить несколько этапов обработки рулевой тяги, и вы получите внешне похожее изделие. Только ресурс такой детали будет ниже, а использование — опасно для жизни. Если тягу оборвет на скорости, то машина потеряет управление. Разница между стоимостью производства и продажи — вот что надо для подделки», — отметил глава российского подразделения CTR.

«Осторожно, подделка!» Как производители автозапчастей борются с контрафактом

Шаровые опоры CTR: справа – упаковка контрафактной детали, слева – оригинальной.

В Delphi Technologies, напротив, готовы согласиться с тем, что дорогие запчасти подделывают чаще. «В целом — да, поэтому мы крайне редко сталкиваемся с подделкой наших деталей подвески и компонентов тормозной системы, так как в данных продуктовых группах мы находимся в среднем ценовом сегменте», — рассказал «Движку» инженер технической поддержки Delphi Technologies Роман Семенов.

По его словам, среди запчастей марки Delphi Technologies в России чаще всего подделывают ремонтные детали для дизельных топливных систем — распылители, клапаны форсунок и т. д.; не так давно в руководстве бренда впервые столкнулись с контрафактным дизельным топливным фильтром.

Определенную корреляцию между розничной ценой детали и вероятностью ее подделки наблюдают также в руководстве бренда Febest. «Преимущественно — да, вероятность подделки связана с ценой детали. Зачастую на контрафактных деталях информация о бренде сточена или затерта — это означает, что в коробку упакована деталь другого производителя, более дешевая, которую пытаются выдать за деталь нашего бренда», — отметил Денис Сергеев, юрист компании «Авто-Мс», официального дистрибьютора Febest на территории РФ и стран EAC. Сегодня, по его словам, руководству бренда известны факты подделки запчастей Febest разных товарных групп: это рычаги, рулевые тяги, шаровые опоры, ремкомплекты суппортов, сайлент-блоки.

«В большинстве выявленных случаев контрафактные детали легко было определить по упаковке: чаще всего они упаковывались в пакет, на него клеился обыкновенный бумажный стикер, на котором был артикул. Но качество упаковки, как и качество самого изделия, во всех случаях оставляло желать лучшего. Однако попадались экземпляры в коробках, очень похожих на фирменные коробки Febest, — даже с наклеенными голограммами, которые мы используем для защиты от подделок», — рассказал Д. Сергеев.

Основными источниками информации о контрафакте для производителей автозапчастей, судя по их комментариям, является прежде всего информация от потребителей (как конечных покупателей, так и СТО и розничных магазинов) и запросы правоохранительных органов; кроме того, компании ведут работу с дистрибьюторами (как правило, хорошо знающими рынок того или иного региона), мониторят розничные сети, проводят контрольные закупки.

«Осторожно, подделка!» Как производители автозапчастей борются с контрафактом

Контрафактная продукция Febest (справа): упаковка не соответствует размеру изделия, также используются «пузырчатые» пакеты, которых нет у продукции Febest; цвет (обработка) корпуса шаровой опоры и подвижной части отличаются от продукции Febest. Оригинальная деталь - слева.

В Schaeffler, по словам Юрия Александрова, чаще всего узнают о подделках из запросов через форму обратной связи на сайте. «В среднем в день поступает по три обращения с просьбой разобраться, что же покупатель приобрел и можно ли такие детали ставить на автомобиль. Реже, но стабильнее популярные позиции можно увидеть на торговых площадках типа Avito — там сразу есть и фотографии поддельных деталей с упаковкой, и цены, и контакты», — рассказал «Движку» эксперт.

«У Gates строгая и четкая политика по рекламационным и подозрительным обращениям, регулярно проводится обучение для специалистов дистрибьюторов. Такой подход практически исключает случайные обращения по контрафакту», — отметил в свою очередь представитель бренда.

Чтобы защитить свою продукцию от подделок, производители запчастей применяют практически все современные способы проверки на подлинность. Причем применить их могут чаще всего не только специалисты, но и рядовые потребители.

«Bosch не только использует особый дизайн упаковок, но и размещает на них QR‑коды, чтобы клиент сразу мог с помощью сети Интернет убедиться в оригинальности купленной запчасти», — рассказал «Движку» адвокат Станислав Рогаленко. В «Шэффлер Руссланд» единственным способом обезопасить себя от покупки контрафакта называют приобретение продукции у официальных дистрибьюторов компании в странах Таможенного союза; тем не менее Schaeffler ввел специальное MAPP‑кодирование на упаковке, также призванное защитить права и производителя, и потребителей.

В Delphi Technologies также призывают обращаться при покупке дизельных запчастей в авторизованные СТО Delphi Diesel Centre (DDC), которые расположены на всей территории Таможенного союза. «Что касается приобретения запчастей для послепродажного обслуживания (таких как детали тормозной системы, подвески и рулевого управления, датчики, катушки, топливные системы), то и в этом случае мы рекомендуем обращаться к нашим официальным дистрибьюторам, которые получают детали от нас напрямую. Продавать подделки им невыгодно, — рассказал Роман Семенов. — Из технических способов защиты запчастей Delphi Technologies на сегодняшний день на коробках нашей продукции присутствуют специальные голографические наклейки».

«Осторожно, подделка!» Как производители автозапчастей борются с контрафактом

Контрафактные датчики положения коленвала Delphi Technologies, задержанные владивостокской таможней осенью 2020 года.

На изделиях CTR, по словам Романа Картузова, есть защита — заводские коды, которые производитель может сличить с упаковкой по специальной базе данных. «По ним мы можем отличить подделку, но сам покупатель, к сожалению, сверить коды не сможет. Мы рекомендуем приобретать продукцию в авторизованных точках, список которых есть на нашем сайте», — отметил гендиректор CTR Rus.

В TMD Friction, напротив, предоставляют потребителю возможность проверить подлинность купленной продукции: сделать это можно при помощи специального стикера, представляющего собой «гарантийную пломбу». Наклейку необходимо удалить с упаковки продукта и ввести расположенный на обороте 12-значный код в систему проверки на сайте Fightingthefakes.com. Уникальный код присваивается каждому изделию Textar на этапе производства; если код недействителен или сканировался ранее, система сразу среагирует на ошибку. Подлинность запчастей можно проверить также с помощью расположенного на том же стикере QR‑кода — бесплатное мобильное приложение Textar Brakebook, имеющее соответствующую функцию, доступно для устройств на платформах Android и iOS.

Линейка ремней ГРМ Gates, по словам представителей компании, защищена от подделки с 2015 года. С того же времени производитель защищает ремкомплекты ГРМ для автомобилей Lada. Ремкомплекты ГРМ и навесного оборудования защищаются с 2019 года. «QR‑код и 30-значный буквенно-числовой код на упаковке ремкомплектов призваны предоставить пользователю простой и надежный доступ к электронным инструкциям по установке и одновременно с этим подтвердить подлинность продукции. С 2021 года возобновлены также активные меры по выявлению подделок в продаже и борьбе с ними. Благодаря всем этим мерам количество обращений, связанных с контрафактом и в дальнейшем подтвержденных как контрафакт, значительно снизилось», — сообщили нам в Gates.

По словам Дениса Сергеева из «Авто-МС», в 99% случаев продавцы, разместившие предложения о продажах контрафактных товаров марки Febest, после получения соответствующего требования от правообладателя снимают контрафакт с продажи. В случае же с самими нарушителями исключительных прав на товарный знак процент соглашающихся убрать из оборота контрафакт значительно меньше. В целом, по мнению эксперта, в борьбе с контрафактными деталями наиболее эффективен комплексный подход: это и внесение данных об оригинальных деталях в реестры Роспатента и таможни, и обращения в правоохранительные органы, и судебная и внесудебная защита (включая поиск нарушителей на торговых площадках, обратную связь с потребителями, контрольные закупки, а также мониторинг сайтов компаний-нарушителей).

Оптимизм в отношении действенности мер по борьбе с контрафактом, предпринимаемых сегодня государством, разделяют не все представители компаний — производителей автозапчастей. Так, Наталья Николаева из TMD Friction отмечает, что «единственная помощь от государства, которую мы видим, — это существующий сейчас таможенный реестр, в который, однако, не так просто попасть». По ее словам, необходимо сначала доказать факт нарушения прав на использование торговой марки. «Это, конечно, усложняет жизнь целому ряду правообладателей, в том числе и нам, поскольку в отношении наших брендов случаи контрафакта не носят массовый характер, — говорит Н. Николаева. — То есть сначала нас должны „обидеть“, а уж потом мы должны обратиться за помощью. Но помощь эта — нельзя сказать, что очень активная».

Каков итог?

Из того, что рассказали нам представители компаний — производителей автокомпонентов, следует один главный вывод: в современной России защита интересов добросовестных продавцов, конечных потребителей, а также самих производителей от злоумышленников, промышляющих контрафактом, — дело прежде всего самих участников рынка. Государство же в этом если и помогает, то далеко не всегда охотно и активно — за исключением случаев, когда можно накрыть под телекамеры какую-то особо крупную партию подделок на впечатляющую обывателя круглую сумму.

Крупным компаниям постоять за себя в таких условиях проще: у них, как правило, есть и собственные эксперты, и целые юридические отделы, способные как распознать подделки, так и защитить интеллектуальную собственность бренда. Есть у таких компаний и возможность нанимать специализированные агентства, выявляющие контрафакт в торговых точках.

Ну а конечному потребителю приходится быть, по сути, самому себе экспертом. Как минимум желательно изучить перед покупкой особенности упаковки запчастей того или иного бренда. Но даже если у производителя есть собственная система проверки подлинности деталей — риск для покупателя все равно не снижается до нуля, поскольку проверку эту, как правило, можно произвести лишь после покупки. В общем, спасение утопающих… Далее — по тексту известной в народе поговорки.

Фото: журнал «Движок» и компании-производители

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
5629

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме