Компоненты

Надежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя Weichai

Надежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя Weichai

За последние пару лет мы уже привыкли к засилью машин из Поднебесной. На рынке новых автомобилей главенствуют, по сути, китайские кроссоверы и модели АвтоВАЗа. Растет доля китайцев и на «вторичке», хотя и не такими темпами, как на первичном рынке. При этом российские потребители все еще со скепсисом относятся к качеству автомобилей от наших нынешних «восточных партнеров». И, к сожалению, этот скепсис зачастую отнюдь не беспочвенный, а вопросы к надежности китайских автомобилей возникают с завидной регулярностью. Практически такая же ситуация доминирования китайской техники сложилась и на российском рынке грузовиков, ведь машины «Большой европейской семерки» производителей грузовиков покинули наш рынок. Мы решили выяснить, преследуют ли китайские коммерческие автомобили те же проблемы, что и их легковых «земляков».

Грузовики на первый взгляд не сильно отличаются от легковушек. Основные узлы и агрегаты у них, по сути, схожи, но, в отличие от «гражданской» техники, в коммерческом автомобиле мотор, коробка и силовая линия призваны работать в условиях повышенных нагрузок, а ресурс основных узлов измеряется сотнями тысяч, а иногда и миллио­нами километров. Естественно, когда в агрегаты закладывается такой ресурс надежности, их стоимость не идет ни в какое сравнение с обычными узлами легкового автомобиля, а цена ремонта порой достигает миллио­нов рублей.

Ни одному владельцу предприятия или частному грузовому «извозчику» не захочется вкладывать такие суммы в то, что изначально, напротив, должно зарабатывать для него деньги. Надежность агрегатов в коммерческом сегменте имеет особое значение, ведь иногда даже не ремонт, а обычный простой техники может стоить гораздо больше, чем сама машина.

Об этом прекрасно знают в компании «Механика», к специа­листам которой мы и приехали, чтобы поднять животрепещущую тему надежности китайских грузовых силовых агрегатов. Тем более что к ним как раз поступил на диагностику двигатель Weichai WP13.550E501 объемом 13 литров, который ставится на большое количество грузовиков китайских марок и не только. Изученный нами мотор трудился под кабиной популярной нынче на наших дорогах модели Shacman X2000, а на сервис ему пришлось отправиться после того, как в компании, эксплуатирующей эту машину, обнаружили течь масла из сапуна из-за переизбытка картерных газов. Вместе со специалистами «Механики» мы решили выяснить, в чем проблема в данном конкретном случае, а параллельно — оценить качество и надежность популярного мотора.

Надежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя Weichai

Стоит отметить, что указанную проблему можно с уверенностью назвать системной для этого двигателя: в автопарке компании, которая привезла его на диагностику, подобных машин много, и схожие симптомы проявляются на многих из них. Важно напомнить, почему эта проблема так критична.

Дело в том, что особенностью конструкции двигателя Weichai WP13.550E501 является наличие только одного датчика давления масла и отсутствие датчика картерных газов (в то время как на моторах Volvo, например, он стоит). Это может привести к печальным последствиям для мотора.

Надежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя Weichai

По мнению специалистов «Механики», изученный нами двигатель не адаптирован к работе на самосвалах, так как эта техника работает в отличных от тягачей режимах. Мотор испытывает повышенные нагрузки при работе в карьерах, на строительных площадках, при строительстве инфраструктурных объектов и т. д. Регулярное движение на подъемах и спусках, особенно в отсутствие асфальтового покрытия, выводит двигатель в экстремальные рабочие режимы. А для этого он должен иметь как минимум иные настройки работы топливной аппаратуры. В нашем случае о некорректной работе топливной аппаратуры говорят тепловые «прихваты» на юбке поршня (подробнее об этом ниже), а как следствие — появление избыточных картерных газов.

Надежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя Weichai

Сам факт наличия такой проблемы и ее системность уже являются первым подтверждением тезиса о сомнительном качестве китайских моторов, ведь двигатель, который поступил на диагностику, был выпущен в 2022 году, а автомобиль, на котором он стоял, прошел всего 150 тыс. км. То есть возраст мотора, по грузовым меркам, еще даже не подростковый, а проблема у него — уже как у ветерана труда! И она оказалась отнюдь не единственной из тех, что были выявлены специалистами «Механики».

Надежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя WeichaiНадежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя WeichaiНадежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя Weichai

Первая серьезная угроза длительной и счастливой жизни мотора была обнаружена практически сразу: в блоке цилиндров, помимо следов естественного износа, найдены продольные повреждения от попадания стружки, а несколько опор значительно повреждены провернутыми вкладышами. И здесь надо отметить, что если прислушиваться к требованиям самого производителя этих моторов, то при таких повреждениях ни о каком ремонте речь идти не может: только замена блока цилиндров с соответствующими масштабу проблемы затратами!

Надежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя Weichai

Поршни с явными следами износа

Далее мы проанализировали состояние поршней и вновь пришли к неутешительным выводам: были обнаружены многочисленные вкрапления продуктов износа на юбке, а также износ верхней канавки под компрессионное кольцо. Состояние коленчатого вала также не сулит хороших новостей хозяину грузовика: наблюдаются значительные растрескивания поврежденных шеек. Для грузовиков прежних поколений это не было бы серьезной проблемой, но исследуемый нами Weichai — двигатель современный, с азотированной поверхностью шеек коленвала, а это значит, что его нельзя перешлифовать в ремонтный размер. Единственное решение — покупка нового коленчатого вала.

Надежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя Weichai

Коленчатый вал с азотированной поверхностью нельзя шлифовать — только замена

Промежуточная шестерня также подверглась значительному вкраплению во втулку продуктов износа. Примерно таким же воздействиям подверглись и «рокеры», которые также не смогут выполнять свои функции без глубокого восстановления.

Надежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя Weichai

Вкрапления продуктов износа на промежуточной шестерне

И это только самые серьезные проблемы, которые удалось обнаружить после дефектовочных работ. «По мелочи» к мотору возникло еще множество вопросов вроде коррозионных повреждений и местных короблений некоторых элементов, а также следов попадания в масляный насос инородных элементов, невымываемой стружки в теплообменнике, значительных растрескиваний на рабочей поверхности маховика и многого другого.

Надежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя WeichaiНадежны ли китайские грузовики? Выясняем на примере двигателя Weichai

Наш вердикт

На первый взгляд любой коммерческий транспорт принято оценивать не столько с точки зрения надежности, сколько с точки зрения ремонтопригодности. Однако вряд ли покупатель изученного нами грузовика планировал серьезно вкладываться в его ремонт на пробеге всего лишь 150 тыс. км, ведь в некоторых компаниях их можно накатать и за полгода неспешной работы. Даже без точных подсчетов нетрудно догадаться, что ремонт агрегата с учетом узлов, которые придется просто менять целиком, обойдется в сумму, приближенную к стоимости покупки нового контрактного мотора.

Но в данном вопросе важно понимать, что сам по себе термин «качественный грузовой мотор» на 99% зависит от качественного и своевременного технического обслуживания. Как отмечают сами специалисты компании «Механика», китайские грузовики потому и гораздо дешевле европейских аналогов, что запас прочности у них гораздо меньше. Там, где представитель «Большой семерки» стерпит издевательства в виде редкой замены масла и использования некачественных ГСМ, китайский грузовик откажется функционировать и отплатит не самому заботливому хозяину многомиллионной поломкой.

Фото: журнал «Движок», пресс-служба бренда Shacman

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
6860

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме