Компоненты

Мы разобрали Lada Niva Sport: новый мотор и старые проблемы легендарного внедорожника
Легендарная «Нива» стала последним автомобилем АвтоВАЗа, который связывает завод с советскими временами: «классика» уже давно покинула конвейер, а актуальные модели хоть и немолоды, но все же точно не советской разработки. Однако, несмотря на все еще огромную популярность внедорожника, «Нива» нуждается в обновлении, чтобы соответствовать духу времени и потребностям клиентов. И вот тольяттинцы выкатили, возможно, самое серьезное обновление машины с 1993 года: под капот «Нивы» поставили новый мотор – доработанный 21127-77 объемом 1,6 литра от Lada Granta Sport мощностью 122 л.с. Именно такой автомобиль с новым агрегатом мы и заполучили в свои руки, чтобы посмотреть, из чего же сделан обновленный бестселлер нашего рынка.
Однако начать хотелось бы не с мотора, а с более важных, на наш взгляд, элементов конструкции. Так, спереди на «Ниве» впервые появились вентилируемые дисковые тормоза — конструкция собственной разработки АвтоВАЗа, ранее нигде не применявшаяся. Сзади ситуация тоже интересная: там установлены невентилируемые передние тормозные диски от Niva Legend. Нет, это не опечатка: на заднюю ось «Нивы Спорт» поставили диски, которые используются на обычной «Ниве» спереди. Так что тормозить «оспортивленный» внедорожник должен по умолчанию лучше.
Lada Niva Sport получила задние дисковые тормоза; передние и задние суппорты достались машине от «Весты»
Первое, на что обращаешь внимание, когда открываешь капот, — отсутствие не менее легендарной запаски слева под капотом. Кроме того, установлен новый маховик и оригинальный комплект сцепления. Естественно, новый мотор потребовал и новой компоновки подкапотного пространства. Очевидно, что инженерам пришлось подстраиваться под особенности нового мотора. Это отчетливо прослеживается по компоновке опор двигателя и различных кронштейнов, где использовано множество переходников. То же самое можно сказать и о системе охлаждения, которую пришлось адаптировать под новый мотор: множество переходных трубок, короткие шланги и патрубки.
Трубки охлаждения – сварные из «нержавейки»
Есть подозрение, что делать все эти переходники приходилось второпях, иначе как объяснить очевидные ошибки, которые невозможно было бы не увидеть, если бы машина проходила длительные ресурсные тесты. К примеру, печка на «Ниве Спорт» осталась та же, что и на обычном внедорожнике. Те же и патрубки от нее, но вот их расположение изменилось, и один из патрубков уже имеет отчетливые следы перетирания дроссельной заслонкой. Напомним, что машина проехала всего лишь 200 км, а на патрубке уже видны серьезные порезы, и в самое ближайшее время он порвется окончательно, и антифриз потечет в подкапотное пространство.
Радиатор на «Ниве Спорт» – от Niva Travel
В целом, как отметили наши технические специалисты, у Lada Niva Sport множество решений, которые взяты сразу от трех автомобилей: обычной «Нивы», Niva Travel и Lada Vesta. Такая вот «спортивная солянка». Например, система охлаждения — полностью от «Нивы Трэвел», термостат — от нее же. Такое решение привело к тому, что вентиляторы стоят практически вплотную к двигателю. И, чтобы установить еще и радиатор кондиционера, пришлось изменить его конструкцию — теперь он довольно маленький и узкий. Возможно, салон из-за этого будет охлаждаться хуже и медленнее, но покажет это только время и опыт эксплуатации машины.
Новый радиатор кондиционера - будет ли его хватать?
Новой версии «Нивы» досталась старая оптика — это все те же «шестерочные» фары на винтиках, которые постоянно закисают. Также есть вопросы и по нововведениям. Дополнительные элементы оптики, отвечающие за дальний свет, — это, конечно, хорошо, но установлены они весьма «колхозно»: просто прикручены сверху на бампер и никуда не интегрированы, а провода не убраны ни в какие кабель-каналы. Может, на практичность это и не повлияет, но выглядит, мягко говоря, так себе.
Дальний свет вынесен отдельно на бампер
Однако это еще не все решения от старой «Нивы». Прежним остался многострадальный бачок омывателя. Конструкция его — неудачная, в движении он постоянно поскакивает, и это приводит к тому, что пластик перетирается и жидкость начинает протекать.
Запасное колесо пропало из подкапотного пространства, зато остался другой не менее легендарный аксессуар — домкрат
Внутри автомобиля изменений хоть и немного, но они весьма существенные. Главное — теперь для включения раздатки предусмотрен только один рычаг. В обычной «Ниве» их до сих пор два. Разобрав центральную панель, мы увидели, что рычаг переключения передач получил дополнительный шарнир, чтобы рукоятка оказалась ближе к водителю. Решение очень полезное, и наконец-то к рычагу коробки не придется тянуться. Напоминанием о том, что мы все-таки обсуждаем автомобиль почти полувековой давности, стали заглушки на месте ручек стеклоподъемника, или «весел», как их называют в народе. Также не стали убирать на новой машине 2025 года ничем не закрытые саморезы, которые торчат из дверной панели напоминанием о 1977 годе.
Рычаг КПП получил дополнительный шарнир и стал ближе к водителю
Вентилятор отопителя — все тот же, от «восьмерки» на втулках, на него уже много лет жалуются владельцы «Нив» из-за шума в салоне. И это одна из тех деталей, которые меняются сразу после покупки машины.
Также мы нашли серьезную проблему с поддонном для слива конденсата. Под ним есть специальное отверстие, по которому конденсат должен сливаться вниз. Вот только никакого патрубка, чтобы жидкость попадала точно в это отверстие, на нашей машине не оказалось. Мы не можем точно ответить, недостаток ли это всех «Нив» или конкретно в нашу забыли установить шланг, но очевидно, что без этого элемента конденсат будет попадать в салон на обивку и он постоянно будет мокрым.
Приводной вал со ШРУС в сборе поставляет саратовский завод «Серп и молот»
Зато в салоне теперь новые сиденья, которые, по нашему мнению, гораздо лучше, чем на более ранних версиях «Нивы». Присутствует даже некое подобие боковой поддержки. Но руль как был, так и остался смещен вправо от водителя. Ну и куда же без старого доброго залипающего концевика, который очень быстро выходит из строя, — с ним АвтоВАЗ тоже решил не расставаться.
Концевик двери остался с прежних времен
Фото: журнал «Движок»