Компоненты

Контрактный двигатель против капремонта. Часть 2: теперь сервис и гарантия
Несколько лет назад в журнале «Движок» вышел материал о контрактных моторах и всех нюансах, связанных с их покупкой. Как оказалось, тема для российских автомобилистов крайне актуальная. После обвала курса рубля в 2014 году, во‑первых, многие отложили покупку нового авто и принялись чинить имеющееся, во‑вторых, выяснили, что по той же причине заметно возросла стоимость импортных запчастей. В результате покупка контрактных агрегатов и деталей — порой едва ли не единственный способ восстановить работоспособность автомобиля за вменяемые деньги. Вместе с компанией «МоторЛэнд» изучаем, как эволюционировал этот бизнес и какие шаги сделал навстречу клиентам.
Напомним, что «контрактными» называют «бэушные» детали и агрегаты, снятые с автомобиля, который не имел пробега по РФ, и ввезенные из-за границы по отдельным документам (контрактам). Проще говоря, это подержанные запчасти с иностранных разборок. Хотя обычно этот термин применяется к двигателям, контрактными могут быть любые узлы: коробки передач, детали полного привода и шасси, а также кузовные элементы. Собственно, по словам представителей компании «МоторЛэнд», в таком порядке они и пользуются спросом в России.
Доставка двигателей каждый день
Первая значимая реформа, к которой пришли руководители, — отказ от склада в России. Отныне почти все контрактные детали ввозятся исключительно под заказ из головного подразделения фирмы «МоторЛэнд» в Минске, поскольку доставка осуществляется шесть раз в неделю, то есть практически каждый день.
Подобная логистическая бизнесмодель широко распространена в Европе. При не самых больших расстояниях до основных мест сбыта (маршрут Минск — СанктПетербург или Минск — Москва, например, — это менее 1000 км, или день пути) содержать склад просто невыгодно.
Во‑первых, необходимо не только строить площадку, но и поддерживать номенклатуру деталей, пополнять позиции и занимать места неликвидом в ожидании клиента.
Во‑вторых, предугадать все позиции все равно не получится: слишком широк спектр популярных моделей, для которых порой предусмотрено по пятьшесть вариантов моторов и по дватри вида коробок передач. Смысла заказывать их впрок нет, поскольку все агрегаты уникальны — они модернизируются производителем регулярно, так что даже на одну и ту же модель одного и того же года выпуска могут, например, не подходить крепления. С контрактными кузовными деталями проще, однако регулярно дает о себе знать фактор цвета: клиентам даже под перекраску удобнее покупать детали в цвет. Как ни крути, большинство деталей все равно придется заказывать.
Ну и в‑третьих, формат ежедневной доставки исключает необходимость внесения клиентом предоплаты и минимизирует временные издержки: если деталь окажется неподходящей — на следующий день привезут другую, а неподходящую просто заберут обратно без какихлибо санкций по отношению к клиенту.
Компания «МоторЛэнд» обладает собственным транспортным подразделением, так что поставки зависят исключительно от ситуации на границе между союзными государствами — Белоруссией и Россией. Как отмечают экспедиторы фирмы, даже во время пандемии особых проблем с транспортировкой грузов не было.
Улучшенная система контроля качества
«Кот в мешке» — главный аргумент противников контрактных деталей. Знают это и сами поставщики подобных агрегатов, а потому прикладывают усилия к минимизации рисков, связанных с состоянием запчастей.
У компании «МоторЛэнд» — собственные разборки в Европе, где и разукомплектовываются автомобили. Сами машины закупаются на аукционах в странах ЕС, в США и Японии, после чего уже в виде различных деталей грузятся на паром и доставляются на центральный склад в Минск. Особенно разборщики хвалят японские запчасти, которые (и старше десяти лет) порой выглядят как с конвейера.
Все контрактные двигатели и коробки передач проходят полную проверку еще перед разборкой. Каждая машина отныне снимается на видео: заводится двигатель, показывается щиток приборов с пробегом и горящими/негорящими ошибками, достается масляный щуп, показывается несколько минут работы агрегата или езды на автомобиле. Заполняется чеклист, и составляется полное описание двигателя.
Как отмечают представители компании, сегодня изза повышения экологических норм в странах Запада и общего увеличения предложения на вторичном рынке, даже с учетом нынешнего курса рубля, стоимость контрактных агрегатов заметно упала, так что цена сегодня — определяющий фактор развития подобного бизнеса.
Стоимость некоторых контрактных моторов начинается от 15–20 тыс. рублей и в среднем составляет около 50–60 тыс. рублей. Это чаще всего получается заметно дешевле капитального ремонта двигателя. Кроме того, если при капремонте в процессе могут всплыть «подводные камни», которые ощутимо поднимут стоимость сервиса, то на контрактный мотор и его установку цена определяется сразу.
Специалисты компании «МоторЛэнд» с каждым запросом разбираются индивидуально. По их словам, часть двигателей покупать в подержанном виде не имеет смысла — конструктивные просчеты и неудачные решения отдельных моторов через какое-то время все равно повторятся, так что такие агрегаты лучше ремонтировать.
Собственный сервис и расширенная гарантия
Закономерный итог развития поставок контрактных компонентов — появление собственного сервисного центра по установке. До этого клиенту приходилось метаться между поставщиком деталей и сервисом, где ремонтировалась машина, что приводило к массе проблем. Неправильная диагностика, неправильный подбор узла, неправильная установка, возврат, проблемы с логистикой и прочие заморочки при немалой цене заметно усложняли процесс ремонта автомобиля.
Быстро стало понятно, что когда за все этапы ремонта несет ответственность одна организация, проще становится абсолютно всем. В итоге «МоторЛэнд» пришел к формату «все в одном»: клиент привозит неисправную машину и забирает полностью работоспособный автомобиль.
«Увы, чаще всего получается так, что клиент узнает о „смерти“ мотора, когда машина где-то висит на подъемнике. Дальше начинается поиск агрегата по городу, попытка его оперативно привезти. Потом выясняется: чтото не подходит — возврат, перезаказ и т. д. В результате клиент мечется между двумя организациями, которые обвиняют друг друга. Это не нужно ни сервису, ни продавцу двигателей, ни тем более клиенту», — отмечают в «МоторЛэнд».
Ошибок встречается масса. Самая распространенная — неправильный подбор: как при диагностике, так и при поиске ошибаются в номере узла или в версии двигателя / коробки передач. Повреждения при установке детали, ошибочное заключение о неработоспособности агрегата — бывает, что мотор устанавливают свободные в данный момент мастера, которые могут просто не иметь достаточной квалификации.
Собственный сервис со специалистами, которые сосредоточены именно на работе с контрактными компонентами и знают многие нюансы, — самый простой способ минимизировать риски от заказа до транспортировки и установки. Даже в случае собственной ошибки максимум, что может потерять клиент, — день времени на привоз нового узла.
Появление собственного СТО тут же дало возможность предоставить клиентам дополнительный фактор безопасности — удвоенную гарантию. Отныне при установке контрактных узлов в сервисе «МоторЛэнд» она составляет два месяца для двигателей и месяц для всех остальных деталей
Каков итог?
Останавливаться на достигнутом в компании не собираются. Успешный опыт развития предприятия в СанктПетербурге дал толчок федеральной экспансии: сегодня «МоторЛэнд» работает или готовится открыться в 26 городах России.
Сервисные станции пока сосредоточены именно на установке проданных контрактных агрегатов, но в будущем сфера их применения будет расширена до полноформатного мультибрендового СТО. Еще одно потенциально очень перспективное направление — контрактные детали для крупного коммерческого транспорта. На этом пути в компании пока делают первые шаги.
В целом же развитие отрасли идет по пути, о котором давно говорят мировые автопроизводители, — автомобили все чаще чинят целыми узлами, меняя старый агрегат на новый. Только если в богатых странах Запада эта тенденция относится в первую очередь к новым запчастям, которые меняют по гарантии или специальной технической страховке, то на нашем, куда менее платежеспособном, рынке это превращается в поставку контрактных компонентов. По словам представителей «МоторЛэнд», за последние десять лет спрос на подобный сервис увеличился на порядок.